Более 40 млн долларов, согласно открытым источникам, было выделено через западные фонды на финансирование информационной поддержки подготовки и проведения Евромайдана на Украине.
Об этом сегодня на пресс-конференции в Москве заявил замдиректора института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) Никита Данюк.
«На самом деле, потрачено было намного больше. Но оценить закрытые каналы финансирования не представляется возможным», — сказал Данюк.
Например, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд утверждала, что на подкуп политиков и финансирование программ в интересах США на Украине потрачено более 5 миллиардов долларов.
В рамках доклада «Факты вмешательства в информационный суверенитет России перед президентскими выборами. Подготовка технологий Майдана в России» эксперты ИСИП проанализировали процессы, проходившие на Украине в 2011-2015 годах. Авторы полагают, что по той же схеме будет вестись дестабилизация ситуации в России, но выделяется на это в два раза больше средств.
По словам Данюка информационную кампанию западных спецслужб можно разделить на три этапа.
«В рамках первого этапа происходит накачивание независимых медиа финансами. Этот этап продолжительный и затратный. Его можно назвать холодным финансированием, когда максимально крупные суммы денег специально вводятся в медиапространство для финансирования буквально всех СМИ, которые проявляют интерес к источнику этого финансирования. Потом на основании отчетности за израсходованные средства формируются представления об охвате аудитории», — рассказал эксперт.
К концу этого этапа, по его словам, формируется пул СМИ, который выполняет заказ по дискредитации действующей власти, артикуляции и агрегации протестных настроений в обществе.
«Второй этап предусматривает финансирование так называемых независимых СМИ во время активной фазы государственного переворота, то есть цветной революции. СМИ укрепляют в сознании народных масс миф о правильности и всеобщем одобрении протестных действий, убеждают массы, что революционные события повлекут за собой прекрасное революционное будущее. Пример Украины в этом смысле очень нагляден», — говорит Данюк.
Третий этап направлен на закрепление результатов и легитимацию в сознании общества произошедших в результате цветной революции изменений.
«По финансовым затратам он сопоставим с первым, потому что легитимация должна состояться на внутреннем и внешнем уровне», — отмечает эксперт.
Конкретными примерами проиллюстрировал эту схему сопредседатель движения «Антимайдан» Антон Демидов.
По его данным, в мае 2011 года американский правительственный фонд USAID выделил 14 млн долларов на поддержку украинских СМИ, «развитие институтов демократии» и создание независимых каналов вещания.
«В 2013 году USAID выделяет всего 4,5 млн долларов на ту же самую поддержку, но уже высылая темник, в котором написано, что действующий президент Янукович предал идеалы Оранжевой революции, депутаты не ходят на заседания, внутри правящей партии назревает деструктивный процесс», — сказал Демидов.
Фактически деньги шли уже на делегитимизацию действующей власти и подрыв доверия к правительству населения страны, утверждает эксперт.
«Не всегда в грантах присутствуют слова «СМИ» или «журналистика», но мы достаточно точно определяем, что эти гранты могли использоваться таким образом. Некоторые гранты выделялись не на одну страну, а на группу стран. Например, финансирование украинской службы «Голоса Америки» и радио «Свобода» увеличилось с 2013 по 2015 год с 3,5 до 4 млн долларов», — говорит представитель движения «Антимайдан».
В активной фазе Майдана европейский фонд ЕФД поддерживал несколько изданий и популярных украинских СМИ для формирования новостной повестки внутри страны.
«К примеру, они финансировали портал «КиевПост», «Громадьске радио» и журналиста Кирилла Лукеренко. Давались гранты и независимым журналистам. Например, Кристина Бердинских получила грант на проект «Люди майдана». Мы не знаем, какая сумма была выделена ЕФД этим проектам, но понимаем, что поддержка была довольно серьезная», — отмечает Демидов.
На заключительном этапе, по данным эксперта, финансирование западных фондов продолжало поступать. СМИ нужно было показать легитимность всех процессов на Майдане.
«Когда начались уже страшные события на Донбассе, фонды также поддерживали достаточное количество проектов. «Интерньюс» и посольство США создали Украинский кризисный медиацентр. Он является основным новостным хабом внутри страны и главным агрегатором новостной повестки для различных пулов журналистов. Также поддерживалось Донбасское общественное телевидение, которое было создано выходцами с Донбасса и базировалось в Киеве. Планировалось, что оно будет ключевым ретранслятором новостей для ОБСЕ. Еще был проект «Голос Крыма», который вещал на крымскую аудиторию на украинском, английском и русском языках», — рассказал Демидов.