Как мы тут живем? Донецк наблюдает за новостями из Киева. Майдан с грузинским акцентом. Смотреть, как эти пауки, затеявшие войну в моем городе, жрут друг друга – приятно. Ну и еще надежда, что они оттянут часть живой силы и техники от Донбасса.
Местные новости тревожные. К линии разграничения ВСУ стягивают тяжелое вооружение. Вроде этим нас уже не удивить, но сейчас слышу об этом как-то особенно часто. А вдруг майданом отвлекают именно от этого? Спрашиваю у друзей с той стороны – правда нагнали, или как обычно?
— Только собиралась тебе звонить, — сообщает Краматорск, — нагнали всякого: точно видела «Грады» и еще что-то самоходное с очень длинным дулом.
Похожие сообщения из Волновахи и Дебальцево. Очень не хочется «Градов».
Я не аналитик и не политолог. Я просто живу здесь и вижу то, что вижу. Иногда, для полноты картинки, спрашиваю у коллег из России – что там слышно видно? Скоро у нас тут все закончится? Почему спрашиваю? Ну, потому что я внутри ситуации. Мне кажется, что им со стороны все-таки видней. Не нагнетаю, не паникую, скорей наоборот. Нормальное человеческое чувство, что все будет хорошо. Но вот как-то оно даже искусственно «за уши» не притягивается.
А что вижу я? Вот инструкция, которую выдали в детском саду – как уменьшить стресс ребенку. Вот бегущая строка, которой уже давненько не было видно на местных каналах, — о том, как вести себя при обстрелах, как действовать, если нашли что-то подозрительное, и прочие предупреждения.
Сотрудникам одного из ВУЗов провели полный инструктаж по гражданской обороне: химическая атака, противогаз, обстрел, бомбоубежище, тревожный чемоданчик, первая помощь. Если детям такие инструктажи проводят регулярно, то взрослым впервые.
Или вот. Мой номер случайно набрала учительница дочери из продленки. Я перед этим ей звонила. Видимо случайно нажала. Я слышу, что она что-то говорит. Пока поняла, что это случайно – вот что услышала:
— … вы все знаете, что с земли ничего поднимать нельзя. У нас в городе военное положение. Сегодня на прогулке Матвей подобрал батарейку. Это могло быть что угодно. Ничего с земли не подбирать. Поймите, это шутки. Вы уже взрослые (первый, второй класс, — ред), вы знаете, что даже игрушка может оказаться взрывным устройством. Что такое взрывное устройство все знают?
(разноголосый детский хор)
— Даааа!
— Молодцы. Ни в коем случае ничего не подбирать. Сразу зовите меня. Понятно?
— Даааа!
— Построились на прогулку.
Успокаиваю себя тем, что это начало учебного года. Это не очередное обострение, это просто превентивные меры. А как по-другому? А, с другой стороны, – обострение у нас всегда перед заседаниями контактной группы, на православные праздники и сезонное — когда выпадает «зеленка» и когда опадает. В любом случае лучше перебдеть, чем недобдеть.
В общественном транспорте, в основном в троллейбусах и трамваях, все так же звучат те же предупреждения об опасных предметах, о наборе добровольцев в армию ДНР, о необходимости оплачивать коммуналку. В последнее время к этим объявлениям добавились бодрые призывы вести активный образ жизни, обращенные к пенсионерам.
На днях в «двойке» после очередного объявления о наборе добровольцев в армию ДНР, услышала диалог. Два парня:
— Ты номер запомнил?
Мне показалось, что молодой человек шутит так. Я уж набрала в легкие воздух, чтоб спросить – «Вам смешно? Это повод для шуток?». Но ошиблась.
— ХХХ – ХХ – три девять.
— Не, последние – четыре девять. Если что – и тот, и другой номер наберем.
…Вчера заседала контактная группа, почти опала «зеленка», — украинские телеканалы, как и положено в такой день, вновь сообщили: «сами себя обстреляли».