Американская журналистка Сильвия Фоти рассказала на страницах журнала Salon о том, как ее дед Йонас Норейка, которого она считала борцом за независимость Литвы и которого чествуют в прибалтийской республике, на самом деле был пособником нацистов и причастен к убийствам евреев.
Она также обвинила власти в Вильнюсе в том, что они покрывают эти преступления.
Фоти по просьбе умирающей матери собиралась написать книгу о деде, которого знала как борца с советской властью, убитого в застенках МГБ.
В семье о нем рассказывали как о лидере антикоммунистического восстания, который во время оккупации Литвы немцами не только руководил уездом на северо-западе страны, но еще и успел повоевать с нацистами.
В 2000 году Фоти приехала в Литву и была крайне удивлена почестями, оказанными ей как родственнику Норейки, который известен у себя на родине под псевдонимом «генерал Ветра».
Вместе с соратником Норейки Фоти и ее брат установили памятную доску на фасаде Библиотеки Академии наук Литвы. При этом, по словам журналистки, все вокруг называли ее деда национальным героем и просили как можно быстрее написать книгу о нем.
«Подними голову, литовец!»
Впервые о причастности Норейки к убийству евреев американка услышала от директора гимназии в Шауляе, которую решили переименовать в честь ее деда.
При этом собеседник уверял ее, что поддерживает такое решение, а все остальное «осталось в прошлом».
Журналистка начала собственное расследование. Вскоре она узнала, что главой уезда Норейку назначили немецкие оккупанты.
Затем, вернувшись домой в Чикаго, она нашла антисемитскую брошюру под названием «Подними голову, литовец!», которую написал ее дед.
«Мои руки затряслись. Я не хотела иметь дедушку, который был автором этой брошюры», — признается Фоти.
Лишь спустя много лет журналистка нашла в себе силы продолжить расследование. Вернувшись в 2013 году в Литву, она начала сотрудничать со специалистом по холокосту Симоном Довидавичусом.
Выяснилось, что Норейка лично санкционировал убийства более десяти тысяч литовских евреев, а сам вместе с семьей занял «внезапно освободившийся» дом, ранее принадлежавший еврейской семье.
Двести тысяч евреев
Как отметила журналистка, несмотря на все усилия Гочина по разоблачению литовских коллаборационистов, поддержку СМИ и видных представителей литовской общественности, ему так и не удалось добиться снятия памятной доски в честь Йонаса Норейки со стен Библиотеки Академии наук.
«Учитывая величайшее сопротивление литовского правительства, убедить его признать свою роль в холокосте будет нелегко. Но души 200 тысяч евреев, похороненных на литовской земле, требуют сведения счетов», — заключает журналистка.
По данным еврейской общины Литвы, в августе 1941 года Норейка был назначен главой Шяуляйского уезда, «именно он приказал поместить всех евреев, живших в том регионе, в гетто и отобрать у них все имущество <…> фактически издал приказ о создании этого гетто, в котором позже были расстреляны тысячи еврейских мужчин, женщин и детей».
В 1945 году Норейка организовал так называемый Национальный совет Литвы, целью которого стало восстановление независимой республики.
В конце ноября 1946 года он был пойман, арестован и приговорен к смертной казни. Казнен 26 февраля 1947 года в Вильнюсе, в здании МГБ.
За время войны пособники нацистов в Литве участвовали в истреблении местной еврейской общины — было убито более 200 тысяч человек.