Вильнюсский саммит «Восточное партнерство» прошло и закончилось вовсе не так, как это планировали его организаторы – политическая и финансовая верхушка Евросоюза. Президент Украины не подписал соглашение об ассоциации с ЕС, так же, как Азербайджан и Армения ничего не стали парафировать.
Забавно было наблюдать, как западные чиновники уговаривали Януковича надеть на Украину удавку в виде правовых обязательств, превращающих её в страну с внешним управлением. Тут и посулы абстрактного прогресса, и завуалированные угрозы, и ругань в сторону России из-за того, что она «давит» на Украину путём защиты своего рынка. Однако Янукович не поддался на грубое давление и даже имел наглость выдвинуть западным господам свои условия. Еврочиновники обиделись и заявили что не будут менять условия подписания соглашения.
Такая ситуация явно разочаровала западную элиту и тому есть весомые основания.
В свое время развал СССР явился палочкой-выручалочкой для многих европейских стран, но главным образом, локомотива мировой экономики США. По признанию экспертов, к началу 90-х годов зрел кризис, по масштабам схожий с тем, что произошел во времена «Великой депрессии». Его причины – проблемы с перепроизводством, а также «жизнь взаймы», когда потребителям предоставлялись кредиты, которые должны были стимулировать рынки и производство. Развал Союза Советских Социалистических Республик открыл громадный потребительский рынок, куда хлынул поток импорта, а в обратную сторону дешёвое сырьё — что спасло западного производителя и экономику в целом. Правда, при этом рухнули целые отрасли, ранее производившие материальные ценности в СССР.
Нечто подобное произошло позже со странами, входившие в состав Союза или Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), которые вошли в Евросоюз. Крупнотоварное производство в республиках Прибалтики, Болгарии, Венгрии, Румынии и Польши уничтожено, равно, как и рабочие места, не находящиеся в сфере обслуживания.
Последствие кризиса 2008-2010 годов до сих пор не преодолен в Европе. Более того, экономисты говорят о его новой волне. На кризис экономический накладываются кризисы продовольственные, демографические, природоресурсные и ряд других. Учитывая это, вступление Украины в ассоциацию с ЕС на условиях, которые были подготовлены к Вильнюсскому саммиту, позволило бы решать многие проблемы, с которыми уже столкнулся или предстоит столкнуться Евросоюзу.
Ранее кризисы, носящие глобальный характер, решались войнами. Сейчас борьба за сырьевые, трудовые, природные ресурсы и рынки сбыта носят характер финансово-правовой колонизации привлекательных государственных образований. Украина является лакомым куском для такой колонизации. Правда, для самой Европы наша страна с её 45-миллионным населением может стать привлекательным, но не перевариваемым объектом.
Неподготовленной, энергозатратной, неконкурентноспособной экономике Украины в случае реализации соглашения об ассоциации с ЕС был бы гарантировано обеспечен коллапс. Сотни тысяч, если не миллионы, молодых и не очень украинцев были бы вынуждены искать работу в Европе, причем в самых низкооплачиваемых и непрестижных сферах. Это уже произошло в странах Восточной Европы: поляки, болгары, прибалты трудятся на рыбообрабатывающих предприятия Великобритании и Ирландии или выносят горшки, обслуживая почтенных британских, французских или немецких обеспеченных старушек. Впрочем, острую конкуренцию им уже составляют выходцы Западной Украины, ярые приверженцы евроинтеграции.
Не стоит считать, что ассоциация позволила бы подняться отечественному сельскому хозяйству со всеми его запасами чернозема. Чтобы убедиться в этом, следует обратиться к опыту Болгарии и Греции. Там традиционные сельхозкультуры, ранее имевшие гарантированный экспорт, сведены на нет по условиям внутренней политики Евросоюза. Греческим крестьянам даже были выделены деньги за каждое срубленное оливковое дерево. В Болгарии без всякого Горбачева, но под диктат еврочиновников вырубили виноградники.
Сладкой морковкой, которую держат у лица Украины, являются тезисы о том, что в условиях ассоциативного членства заработают некие «евростандарты», исчезнет коррупция, в страну придут высокие технологии и вообще на украинцев обрушиться вал материальных и духовных ценностей.
О духовных ценностях Европы вроде легализации содомских грехов, не говорил только ленивый, тема заезжена, хотя и верна по сути.
Как Евросоюз, чьи чиновники сами погрязли в коррупции, искоренят ее в Украине — не понятно. Может, высадят десант бескомпромиссных комиссаров Катаний? Интересный, но короткий у них диалог получился бы с украинскими ворами и мздоимцами. Хотя наши чиновники сосем не против получать взятки в евро.
Высокие технологии для Украины – зачем они Западу? Их лидеры не идиоты, чтобы создавать себе конкурентов. Примером тому – события сентября 2013 года на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). По мнению Николая Азарова, побывавшего на авиашоу, украинский самолет АН-70 превосходит французский Airbus по большинству полетно-технических характеристик. Он заявил, что встречался с руководством французской компании, которое тоже признало это. При этом Азаров утверждает, что французы предупредили его о намерении сделать все возможное, чтобы воспрепятствовать выходу Ан-70 на международные рынки. Напомним, это было в сентябре, когда подписание соглашения об ассоциации не вызывало сомнений, в том числе, и у самого премьера. На пресс-конференции после авиасалона он так утверждал.
Украинские предприниматели четко поняли, что в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС, их, как и подавляющее число граждан Украины, ждут не легкие времена:
«Мы все двумя руками готовы быть в Европе, но без условий. В договоре 90 страниц условий, по которым мы должны все выбросить, а где новое взять? Мы должны быть в ЕС, но равными среди равных. А что такое ассоциация? Это мы будем наблюдать, не влияя на принимаемые решения в ЕС, но при этом мы должны выполнять те квоты, которых у нас сегодня нет, и которых мы не хотим.
Мы делали двигатели уже тогда, когда бюргеры в Европе еще сахарную свеклу сажали. А теперь нам говорят, чтобы мы все это выбросили и спрашивали у них разрешения, можно ли нам продавать наши моторы в Китае, в Индии, потому что мы там на их рынках конкуренты. Нам дают лимиты. Мы продали в прошлом году 1,5 млн тонн зерна в Европу. А теперь нам говорят: нет, если вы подпишете ассоциацию, то вы будете продавать только 20 тысяч тонн. Вот в чем дело. Нас хотят унизить и сделать нищими. И все это записано в специальных условиях».
В «европланах» четко просматривается и политическая мотивация. Подписав соглашение, Виктор Янукович становился заложником ситуации, в которой он играл бы роль «козла отпущения». Неизбежный и достаточно короткий по срокам крах украинских предприятий, расположенных преимущественно на Востоке, Юго-Востоке и Юге Украины отторгнул бы от него традиционный стабильный электорат. При любом развитии событий на Западе Украины он новых симпатиков не приобрел бы. Можно и нужно много в чем упрекнуть Януковича, но не в отсутствии чувства самосохранения. Он прекрасно понимает, что резкое ухудшение материального положения большинства украинцев означает для него потерю вероятности избраться на второй президентский срок и высокую вероятность получить третий уголовный срок, поменявшись местами с Юлией Тимошенко.
Любой политик: Тимошенко, кто-то из лидеров нынешней оппозиции, или иной, придя к власти под лозунгом евроинтеграции, будет вынужден согласиться на ассоциацию с Евросоюзом, но на еще более кабальных условиях. О суверенитете Украины пришлось бы забыть и забить, ее участь – внешнее управление по всем вопросам внутренней и внешней политики, внешний диктат в экономике, экспорт извращённых духовных и культурных ценностей, чуждых большей половине Украины.
Спасительный (но не окончательный) для клана Януковича отказ от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом просто совпал с интересами государства, граждане которого его избрали президентом.
В ближайшее время мы увидим новые, более изощрённые методы давления на Украину и тех, кто принимает решения. Мы должны быть готовы понимать, что на самом деле происходит и если надо, встать на защиту нашей Родины.