Весьма желательно, чтобы Украинская республика в нынешних границах (24 области без Крыма и Севастополя) и с нынешней властью (организаторы и спонсоры майдана) пережила хотя бы 2014 год. Это очень тяжелый, но далеко не самый худший сценарий для 43 миллионов заложников украинского кризиса. В нём просматривается перспектива и свет в конце туннеля.
Да, экономические проблемы никуда не денутся — скорее, даже наоборот. Завышенные ожидания сторонников революции сменятся повышенной же фрустрацией. Жизненный уровень населения не просто ухудшится — снижение будет неравномерным, а потому особенно болезненным. Заводы останавливаются уже сейчас (разрыв хозяйственных связей с Россией), а социальный «балласт» будет сброшен буквально завтра (по «добрым» рекомендациям МВФ).
Начнётся чехарда в правительстве. Собственно, уже начинается. В парламенте была принята отставка и.о. министра обороны Игоря Тенюха (ВО «Свобода»), который не пробыл на своём посту даже полного месяца. В госконцерне «Укроборонпром» в третий раз за месяц сменился руководитель. Нелегитимный и.о. главы МВД Арсен Аваков (правящая партия «Батькивщина») убийством звезды Youtube Сашка Билого (координатор «Правого сектора» на западной Украине, известный бандит и герой революции) открыл счёт также непарламентским способам решения противоречий.
Это только начало. В дальнейшем в качестве министров смогут попробовать себя все вожди февральской революции, у которых будет такое желание. И все они в глазах жителей Украины станут коллективным Виктором Ющенко, покидавшим президентский пост с рейтингом 3%.
Рано или поздно будет сформировано правительство, ориентированное на сотрудничество с Россией и интеграцию в Евразийский союз. Не обязательно даже смена курса будет приурочена к выборам — президентским и парламентским. Сама жизнь поставит киевских политиков перед простым, как железобетонный столб, фактом: антироссийская Украина не имеет шансов. Вообще никаких.
Если после «оранжевой» революции откат был до условно «пророссийского» Виктора Януковича (он стал премьер-министром в августе 2006 г., ещё при Ющенко), то сейчас всё пойдёт намного дальше. Февральская революция оказала значительно большее воздействие на Украину, а потому и отдача будет сильнее. Тогда было достаточно появления во власти людей, способных говорить с Москвой на одном языке. Теперь это должны быть союзники.
То, что некоторые области на западе республики захотят убежать от украинской реальности (не за то на майдане боролись!), тоже не является проблемой. Любой регион путём свободного волеизъявления народа на местном референдуме сможет выйти из состава Украины. Скатертью дорога. Если следовать принципам международного права, каждая нация может самостоятельно выбирать форму своего государственного существования. За признанием жителей Прикарпатья отдельным этносом дело не станет. У них есть весь набор формальных признаков: язык, история, культура и даже своя церковь — Украинская греко-католическая.
Таким образом, антироссийский майдан может стать первым шагом к дискредитации антироссийской же идеологии. Нынешний триумф украинского национализма является лишь краткой вспышкой. Реальная база сторонников националистической идеологии на Украине находится в диапазоне 10–15%. Сами революционеры это всегда понимали, а потому искали подход к народным массам через понятные большинству населения лозунги. Таким рычагом протестной раскачки стали социальные (а по сути – классовые) противоречия.
Сработала очень простая и доходчивая формула: вы плохо живёте, потому что всё украл Янукович, его чиновники и олигархи. Сработала, потому что действительно воровали. Однако мы-то знаем, что новая власть (даже если радикально уменьшит норму воровства) никак не сможет ни улучшить, ни даже удержать жизненный уровень населения на прежнем уровне. Людям для этого понимания потребуется несколько месяцев. Это максимум.
Точно такой же иллюзией окажется сегодняшнее торжество киевских революционеров над украинскими СМИ. Информационная политика всегда живёт в конкурентной среде. И самая сильная конкуренция ждёт украинские СМИ со стороны украинской же реальности, а совсем не со стороны российских телеканалов, которые предусмотрительно вычеркиваются из сетки вещания.
Нынешний успех выдуманной войны с Россией на «голубых экранах» создаёт ложное впечатление, что все грядущие проблемы власть сможет объяснить конфронтацией с Москвой. Это большое заблуждение. Сейчас телевизионная повестка строится таким образом: Россия мешает Украине внезапно стать богатым и процветающим государством. Пока эта ложь работает. Однако на такое же внезапное понижение качества жизни народ не подписывался. И доверие к СМИ, которые будут оправдывать это ухудшение какими бы то ни было обстоятельствами, будет стремиться к нулю.
Это тяжёлый, но, повторимся, относительно приемлемый сценарий. Единственное, что беспокоит: как бы не развалилась Украина раньше срока. Скоро начнутся президентские выборы, а любые выборы, по сути, являются мирной формой гражданской войны. В украинских условиях грань между миром и войной может оказаться весьма и весьма тонкой. Если она будет преодолена, то не поможет ни Россия, ни другие соседи. В лучшем случае, из хаоса можно будет вытащить несколько областей на Западе и Востоке страны.
За «парапрезидентскими» выборами (нет, это не намёк на инвалидную коляску главной претендентки, просто глава государства получит урезанные полномочия) обязательно будут парламентские, ведь именно Верховная Рада теперь является руководящим органом в парламентской республике. И это ещё одна мирная форма гражданской войны. В общем, слова гимна «Ще не вмерла Україна, ні слава, ні воля…» час от часу становятся всё актуальней.