Накануне подписания президентами России, Казахстана и Беларуси договора о создании Евразийского Экономического Союза, которое планируется 29 мая в Москве, нельзя не заметить поднявшейся в определённом сегменте российских СМИ информационной волны, направленной на дискредитацию Республики Беларусь и её высшего политического руководства в глазах российских граждан. В чём же суть предъявляемых к белорусам претензий и их настоящая мотивация?
Зацепиться за ленточку
В преддверии всенародного праздника Дня победы федеральное информационное агентство Regnum распространило новость о том, что в Беларуси якобы запрещают использовать георгиевские ленточки. Это преподносится как свидетельство начавшегося в Беларуси ревизионизма и отрицания символа солидарности всех народов, одержавших Великую Победу. Новость определённо должна была шокировать многих россиян, не предполагающих, что это элементарная ложь. Никакого официального запрета на использование чёрно-жёлтых георгиевских лент нет. Эти ленты свободно распространяются партиями, общественными движениями и даже раздаются в супермаркетах, они присутствуют практически на всей печатной продукции, подготовленной властями к празднику, и увидеть их можно практически везде. Вместе с тем во время парада Победы и шествия ветеранов руководство Беларуси уже несколько лет подряд использует красно-зелёные ленточки в цвет государственного флага Республики Беларусь, являющегося незначительно изменённым вариантом флага БССР. Красно-зелёные ленточки вместе с георгиевскими имеют свободное хождение по всей Беларуси.
За пару дней до этого сайт «Спутник и погром» разместил провокационную статью, обвиняющую лично президента Беларуси Александра Лукашенко в скрытом антирусском национализме и сотрудничестве с «бандеровцами». Эта атака направлена не только на уничтожение того символического капитала, который имеется у Беларуси и её президента среди большинства граждан России, но и на подрыв доверительных межнациональных отношений, что не может не беспокоить на фоне событий, разворачивающихся на Украине. Понятно, что все эти «вбросы» укладываются в определённую идеологическую линию, черты которой всё отчётливее проступают и специально подогреваются у части российского общества, и которая может нести явные угрозы нарождающемуся интеграционному образованию.
Власовцы против бандеровцев
Как известно, восточноевропейский национализм имеет ряд типических черт. Как правило, он основан на одержимости национальным языком, сильно идеологизированной версии истории, антисоветизме, как правило, с обязательным культом коллаборантов времён Второй мировой войны. Соединив всё это, получаем жёсткий антироссийский идеологический конструкт. В Беларуси с приходом к власти в 1994 г. Александра Лукашенко этот весьма распространённый в регионе тип национализма был вытеснен на периферию общества. А символическая победа над ним была закреплена всенародным референдумом, утвердившим в качестве государственных символы, родственные с белорусскими советскими. Одновременно с этим был взят курс на интеграцию с Россией. Именно Беларусь была инициатором и локомотивом реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве. Этот курс, несмотря на любые возникающие проблемы в белорусско-российских отношениях, выдерживается до сих пор. Его зримым воплощением является союзное государство России и Беларуси, позволяющее, между прочим, гражданам наших стран беспрепятственно перемещаться без всяких границ и таможен, не говоря уже о единой оборонной политике.
В Беларуси государство сознательно не дало развиться тому этнонационализму, деструктивное действие которого можно со всей очевидностью видеть на примере Украины. Однако в России всё обстояло несколько иначе. На общей антикоммунистической волне 90-х в российском обществе, в том числе в элитных кругах, возродились идеи, которые можно назвать «необелогвардейскими» или даже «власовскими». На чём они основаны? Возвращение к образу «единой и неделимой России», не предусматривающей, скажем так, никаких отдельных украинской и белорусской наций, а следовательно, не имеющих права и на собственную государственность. Негативное отношение к нацстроительству большевиков, которые, в соответствии со своими взглядами на национальную политику, сознательно взращивали и развивали национальные культуры, что кардинально отличало их действия от практики, принятой в Российской империи.
Таким образом, мы видим, что очень часто восточноевропейским национализмам противостоит не что иное, как аналогичный русский этнонационализм. И если в случае с Украиной адепты местного национализма фактически отрицают само право на признание и собственную идентичность жителей Восточной Украины, уничижительно называемых «совками», «ватниками» и «колорадами», то для российских «белогвардейцев» такой же массой, не имеющей права на признание, являются белорусы и украинцы в целом, как самобытные народы.
Насколько опасен этот путь, можно понять, вспомнив историю бывшей Югославии. После развала страны на фоне фрустрации и реваншизма в среде сербского руководства возобладала концепция построения Великой Сербии, которая в итоге привела к межнациональной резне, иностранной интервенции, отделению Косова и Гаагскому трибуналу. Россия (как в наибольшей степени ответственная за ход евразийской интеграции) обязательно должна учитывать этот печальный опыт и ни в коем случае не повторить его.
В патриотическом сегменте российского экспертного и аналитического сообщества давно озвучивается мысль об историческом примирении «белого» и «красного» проектов и их некоем синтезе ради настоящего и будущего. И в этом действительно есть резон. Однако в этом синтезе именно принципы вполне успешной национальной политики большевиков выглядят как более прогрессивные, дальновидные и отвечающие установке русской культуры на взращивание субъектов и соразвитие.
Белорусская рассудительность
Одна из важнейших черт национального характера белорусов — «памяркоўнасць», то есть рассудительность, стремление тщательно продумать и взвесить все решения и поступки. Та позиция, которую заняло белорусское руководство в отношении происходящего на Украине, можно объяснить именно этим, как бы ни старались выставить встречу Лукашенко и Турчинова в качестве поддержки хунты.
Логика белорусов в этой ситуации проста. Происходящее на Украине — это настоящая трагедия, причём не только для самих украинцев, но и для всех близких народов, особенно братского белорусского. Да, легитимность нынешних киевских властей и их способность контролировать ситуацию в стране вызывает вопросы, никто не снимает с них ответственности за происходящее в целом, особенно в связи теми шокирующими событиями, что произошли в Одессе. Но никакой иной власти, кроме этой, больше нет, а открытое силовое вмешательство ни к чему, кроме как к затяжному кровавому междуусобному конфликту, не приведёт. У Беларуси нет к Украине никаких территориальных претензий, и единственное стремление белорусского государства — это «экспорт порядка», то есть помощь украинскому народу в сложной ситуации без его разделения на «бандеровцев» и «ватников».
Наверное, это то немногое, но самое важное, что Беларусь может сделать со своей стороны для сохранения Украины для Русского мира и общего евразийского проекта.
Кроме того, Беларусь, не впадая в воинственный кураж по поводу возможного расчленения Украины, устами своего президента напоминает, что Русский мир — это всё же разнообразие субъектов, выросших из одного корня: «Нашей колыбелью была Киевская Русь — могучее и гордое европейское государство со столицей на Днепре. Не мы в том виноваты, так распорядилась история, что из общей духовной православной колыбели, из Святой Руси выросли три братских самобытных народа. Каждый из которых сегодня строит своё государство, создаёт свою государственность… В том, что из одного духовно–культурного корня произрастают разные государства, нет ничего удивительного… Сегодня мы, белорусы, ни на секунду не забываем об общих исторических корнях с нашей Россией и нашей Украиной».
Это означает, что эти общие корни и линии общей судьба должны остаться в любом случае после завершения конфликта, расколовшего Украину и приведшего к эскалации вражды между русскими и украинцами. В этой ситуации позиция Беларуси выглядит едва ли не единственно возможной и наиболее рассудительной. С этими принципами Беларусь готовится стать одной из стран-основательниц Евразийского Союза, имея в виду, что его основы должны быть фундаментально прочными, способствующими развитию всех государств, которые его образуют.
А современным последователям барона Врангеля и генерала Власова, презрительно отзывающимся о белорусской и украинской нациях, «выращенных в большевистском инкубаторе», стоит напомнить слова И. В. Сталина: «Здесь я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие же речи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской национальности. А недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская национальность — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории». Вождь народов, как бывший нарком по делам национальностей и архитектор огромной многонациональной страны, одолевшей шовинистических бесов и принёсшей миру Победу, прекрасно понимал, о чём говорил.