1 июля в КНР отмечали важную дату – 95-летие со дня основания компартии Китая. На торжественном собрании, посвящённом данному событию, выступил председатель КНР Си Цзиньпин. Помимо славословий «да здравствует!» (и вполне заслуженных, ибо КПК есть чем гордиться) в речи председателя Си была короткая, но очень важная часть.
«Мир находится на грани радикальных перемен. Мы видим, как постепенно рушится Евросоюз, как терпит крах экономика США, все это закончится новым мироустройством. Так, как раньше, не будет никогда, через 10 лет нас ожидает новый миропорядок, в котором ключевым окажется союз КНР и России».
Фактически, председатель Си предлагает руководству России сделать следующий шаг. И перейти от экономического и политического союзничества к военно-политическому альянсу, способному не только противостоять грядущим вызовам, но и взять на себя лидерство в случае краха существующего миропорядка.
Примечательно то, как деликатно китайская сторона делает серьёзное предложение России. Ведь незадолго до празднования юбилея КПК в Китай с визитом прибыла солидная российская делегация во главе с президентом Путиным.
Были и переговоры, и заключение рамочных соглашений, и заключены реальные контракты. Но с наиболее важным предложением председатель КНР выступил на торжественном заседании правящей партии Китая, как бы подчёркивая, что на российскую сторону не оказывается никакого давления и никто не требует немедленного ответа в столь важном вопросе.
«Мы сейчас наблюдаем агрессивные действия со стороны США, как в отношении России, так и Китая. Я считаю, что Россия и Китай могут создать альянс перед которым НАТО будет бессильно и это положит конец империалистическим стремлением Запада».
Это уже приглашение прямым текстом, без всяких там азиатских околичностей «раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю», которые понимай как хочешь.
Удивительно то, что совсем недавно и руководство Китая, и российский президент, заявляли, что ни в какие военные блоки наши страны вступать не намерены, как не намерены дружить против третьих стран. Но, как видим, ситуация в мире меняется кардинально, и вопрос своевременного заключения альянса стоит достаточно остро, раз осторожное руководство КНР проявляет инициативу.
Безусловно, Китай непростой партнёр, и в прошлом у нас с ним найдётся немало чёрных страничек. Но теперь, со всей очевидностью следует зафиксировать: Китай готов подставить своё плечо в случае возможных военно-политических осложнений России с Западом.
Когда-то подобного предложения очень не хватало СССР. В противостоянии военных блоков времён холодной войны Китай набирался сил за спиной СССР и занимал выжидательную позицию «пока дерутся медведь и тигр, хитрая обезьяна наблюдает с дерева и ждёт, когда оба ослабеют». Но так не произошло.
Произошло то, что в начале 1970-х в Китай с секретной миссией выехал Генри Киссинджер и, играя на противоречиях КПК с «советскими ревизионистами», договорился с Мао и Чжоу Эньлаем о сближении. Отношения СССР и КНР на тот момент были омрачены пограничными конфликтами на острове Даманский и в окрестностях озера Жаланашколь, и видимых причин для немедленного преодоления возникшего кризиса ещё не возникло, чем и не замедлили воспользоваться американцы.
В результате, Китай стал хорошим довеском к давлению Запада на СССР и наша страна была вынуждена в ответ создавать мощную войсковую группировку в Забайкалье и на Дальнем Востоке, а расходы на оборону (по данным Валентина Фалина, крупного советского политического деятеля) достигли 24% ВВП. Результаты этого длительного противостояния всем хорошо известны. Потепление отношений СССР и Китая, начавшееся с 1985 года, СССР не спасло, поскольку у руля власти заступили капитулянты во главе с Горбачёвым.
Теперь России представляется реальная возможность распределить и ослабить лёгшую на её плечи нагрузку.
Что бы там не говорилось с высоких трибун, а холодная война 2.0 с Россией идёт уже давно, и кто сказал, что она будет в точности повторять первую?
Явно – с 1999 года. Нарушение Западом данного перед роспуском Варшавского договора обещания не распространять НАТО дальше границ ФРГ. Приём в НАТО бывших союзников СССР и далее – бывших республик СССР. Выход из договора по ПРО. Поджигание «дуги нестабильности» от Ближнего Востока до Афганистана, в «мягком подбрюшье» России и Китая, силовое устранение стабильных светских режимов на Ближнем Востоке с заменой их на террористический халифат. «Евромайдан» на Украине, война на Донбассе и новая возня у западных и юго-западных границ России – всего лишь её очередное обострение.
Китайское руководство не стесняется признать, что в одиночку КНР не в силах противостоять грядущим вызовам, особенно военного характера. И, не смотря на значительные экономические успехи с технологическими прорывами в отдельных отраслях, многие государственные структуры КНР полностью не прошли модернизацию:
«Создание армии, которая соответствует международному статусу нашей страны, – это стратегическая задача. Мы должны соединить экономическое развитие с развитием обороны, модернизировать армию, чтобы она была современной и стандартизированной… Мы должны всесторонне продвигать реформу в военной сфере, чтобы создать армию, которая была бы дисциплинированной и могла бы побеждать».
Рискну предположить, что о модернизации НОАК китайский руководитель заговорил под комплексным впечатлением от совместных российско-китайских учений, по результатам соревнований в «танковом биатлоне» и, особенно, наблюдая за успехами российских ВКС в Сирии.
Отсюда, кстати, вытекает возможная цена за союзничество с Китаем – модернизация его Вооружённых Сил до российских стандартов. Возможны и другие «подводные камни». Но не о них сейчас речь. Важно, что Россию не торопят с немедленным ответом и непременным заключением желаемого КНР альянса. Договору о военно-политическом сотрудничестве обязательно будут предшествовать переговоры, на которых стороны учтут пожелания друг друга и сделают всё, чтобы между союзниками не осталось никаких недомолвок. Не менее важно, что России и Китаю есть что предложить друг другу, а для России появляется хорошая возможность не только переложить часть нагрузки на плечи союзника, но и подстегнуть процесс реиндустриализации.
Теперь будем ждать ответного хода России и реакции «мирового сообщества».