В Дорогомиловском суде Москвы сегодня продолжилось судебное заседание по факту установления юридического факта государственного переворота на Украине в феврале 2014 года.
Во второй день заседания были заслушаны показания экс-премьер-министра Украины Николая Азарова и бывшего замглавы администрации президента Андрея Клюева.
Азаров заявил, что считает события на Майдане однозначным госпереворотом, рассказал о давлении со стороны Запада, в том числе и на него. По показаниям Азарова, к нему приезжал еврокомиссар по расширению Фюле, который свободно владеет русским языком. Он говорил Азарову: «ты же понимаешь, что если вы сейчас не подпишете соглашение об ассоциации, значит, подпишет другой человек, другой президент, другой премьер-министр и так далее». С 21 по 28 ноября 2013-го года, по свидетельствам Азарова, ему поступали звонки от Баррозу, приезжал посол Еврокомиссии Томбинский.
С 21 по 29 ноября, как он расценивает, были мирные акции, были выступления лишь студентов, инспирированные руководством Киево-Могилянской академии, участие принимали также и приезжие с Западной Украины.
После того, когда произошла провокация с «Беркутом», на Майдан стали выходить по 50-70 тыс. человек, но Киев был все равно равнодушен к протестам, акции не были массовыми и, отходя на 200 метров от Майдана, можно было видеть абсолютно спокойную жизнь горожан.
Азаров считает, что западные страны беспардонно вмешивались во внутренние дела Украины, особенно старался сенатор Маккейн, приезжала представитель Госдепа Виктория Нуланд.
Кураторами переворота, по его мнению, были Нуланд и Джо Байден. Цель переворота – создание нового государственного проекта анти-Россия и ликвидация тех сил, которые выступали за нейтралитет и внеблоковый статус Украины.
Азаров зачитал справку о том, что за время противостояния на Майдане было убито 23 сотрудника правоохранительных органов, 700 сотрудников были ранены, из них 158 ранений были из огнестрельного оружия.
Приезжавшие в Киев представители Запада выступали всегда перед Майданом и никогда не выступали перед Антимайданом, хотя были периоды, когда на митинги против Майдана приходило большее количество людей.
На вопрос, почему не было введено чрезвычайное положение, Азаров ответил, что против этого выступал президент Виктор Янукович.
Азаров, якобы, тогда винил Януковича за то, что тот договаривается с «этими клоунами» – Тягнибоком, Кличко, Яценюком: «Вы договорились, а они все равно не выполняют взятые на себя обязательства».
Инициатор судебного иска Владимир Олейник спросил, угрожали ли Азарову, на что тот ответил – «да, и не только угрозы, но и реальные действия». Он рассказал, что дом, где жил его сын, однажды забросали бутылками с зажигательной смесью, было проникновение на территорию его резиденции.
«Самый вопиющий случай был, когда моя супруга выехала на машине из резиденции, где мы жили, и она была обстреляна из автоматического оружия. Машина сгорела, а у супруги и ее охраны был шок», — утверждает Азаров.
А 20-21 февраля был избит его охранник, который потом сказал, что, если бы Азаров попался майданщикам, то у него была бы незавидная судьба.
После Азарова выступил экс-замглавы администрации президента Андрей Клюев, который при Януковиче считался «режиссером Верховной Рады». Клюев считает, что то, что произошло зимой 2013-2014-го годов, было не просто госпереворотом, а заранее продуманной военной операцией.
По его мнению, «простые, мирные протестующие не могли целенаправленно захватывать здания государственной власти по всей стране, склады с оружием, райотделы милиции, СБУ и так далее – все это готовилось заранее. Причем, как первый, так и второй Майдан».
Клюев рассказал, что в ночь на 30-е ноября избили, на самом деле, не студентов – они уже покинули на то время Майдан, а остались лишь радикальные элементы, среди которых, возможно, и было несколько студентов. Они стали провоцировать «Беркут», бросали в него зажжёнными факелами, избивали прутьями и арматурой, и «Беркуту» ничего не оставалось делать, кроме как в рамках своих полномочий начать себя защищать. По его мнению, «Беркут» не превысил своих полномочий.
Также Клюев рассказал о снайперах на Майдане. По его данным, 20-го февраля, когда началась стрельба на Майдане, с 6-ти до почти 11-ти часов утра были убиты 63 мирных протестующих и 17 «беркутовцев». У «Беркута» не было оружия, и только к 11-ти часам подошла группа прикрытия, которая увела «Беркут» с Майдана.
По словам Клюева, работали две группы снайперов. Одна группа – это грузинские снайпера, а другая – прибалтийские. Одного из грузинских снайперов поймал «Правый сектор». Его звали Владимир Дахнадзе. Грузина допрашивали. Клюев говорит, что знакомился с протоколом допроса – там было сказано, что Дахнадзе был в Одессе, когда ему поступил заказ. Затем стрелка Дахнадзе у «Правого сектора» забрал депутат Пашинский.
Также Клюев рассказал, что на него оказывалось не только давление – семь раз с оружием в руках «брали» его дом, 21-го февраля он еле успел вывезти из своего дома семью, а по его машине стреляли, но его в ней не было.
Рассказал он и о том, как готовилось соглашение о мирном урегулировании. 20-го февраля в 14 часов его вызвал к себе Янукович. В кабинете Януковича сидел министр иностранных дел Германии Штайнмайер, а также министр иностранных дел Польши Сикорский и руководитель департамента континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье.
Янукович сказал: «Договариваемся, бери министров, вызывай оппозицию – Яценюка, Тягнибока и Кличко, и разрабатываем документ о мирном договоре». Они работали до утра, до 21-го числа. Яценюк, Кличко и Тягнибок сказали, что им нужно теперь с этим документом ознакомить Майдан. В 14-30 они позвонили и сказали, что готовы подписывать, а в 15-00 подписали министры иностранных дел, Янукович и троица оппозиционеров.
Но уже через полтора часа после подписания Клюеву позвонил Юрий Бойко из Кабинета министров и сказал, что идет штурм Кабмина, также позвонил Владимир Рыбак, на то время спикер Рады, и сказал, что парламент штурмуют.
Обоим Клюев сказал, что нужно эвакуировать людей, а в 18 часов начался штурм администрации президента. Клюев уходил последним и, в конце концов, администрация была взята.
20-го февраля Клюеву позвонил экс-президент Леонид Кравчук и попросил передать Януковичу, что против него готовится операция по уничтожению под кодовым названием «Чаушеску».
Среди допрашиваемых были экс-глава МВД Украины Виталий Захарченко, экс-глава СБУ Александр Якименко и бывший генпрокурор Виктор Пшонка.
В ходе своего выступления Захарченко прояснил хронику силовых действий сторонников Майдана против власти, указал, что в событиях ноября 2013-го года, когда партия «Свобода» устроила погром возле Кабмина, участвовала журналистка, ныне депутат, Татьяна Черновол.
Захарченко указал, что радикальные группы, участвовавшие в госперевороте, тренировались противостоять «Беркуту» еще задолго до начала Майдана. Это «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская национальная ассамблея, движение скинхедов, «Свобода», «Братство», СНА и «Патриот Украины», которые позже составили костяк неонацистского полка «Азов».
По словам Захарченко, силовики не могли задержать снайперов на майдане, потому что те находились в здании консерватории и гостиницы «Украина», которые контролировались протестующими.
Александр Якименко в показаниях также указал, что еще до начала переворота у СБУ были сведения о том, что многие радикалы тренируются как в Украине, так и в Прибалтике, Грузии и Польше. Также спецслужбы знали, что будущий глава СБУ Валентин Наливайченко лично патронировал организацию «Тризуб», лидером которой был Дмитрий Ярош.
По данным Якименко, 21 февраля на Майдане сменилась власть – вместо официальных лидеров оппозиции – Яценюка, Тягнибока и Кличко руководителями стали Турчинов, Парубий и Пашинский.
По данным СБУ, в начале Майдана США с помощью дипломатической почты доставили на Украину аппаратуру, которая в тот же день была на Майдане, а позже диппочтой передавали наличность.
В СБУ также знали, что баррикады на Майдане частично заминированы, а подпольная лаборатория, в которой делали взрывчатку, находится в здании Дома профсоюзов. Силовики установили место хранения взрывчатки и оружия в Доме профсоюзов, произвели фото и видеосъемку и передали материалы послу США Пайетту, потому что знали, что майдановцы подконтрольны ему.
Посол пообещал, что проведет инспекцию, но позже сказал, что там ничего не было. Однако, через несколько дней после его инспекции, 5 декабря, в этой лаборатории произошел взрыв, и 16-летнему парню оторвало руку, а руководителю лаборатории повредило глаза. Они были доставлены на лечение в Польшу.
Якименко также подтвердил, что на Майдан прибывали снайпера и взрывотехники из стран Прибалтики, Польши и Грузии. Также СБУ было известно, что во многих сотнях самообороны Майдана инструкторами являются иностранные граждане. В частности – Германии, Польши и Грузии. По словам Якименко, снайперы в количестве 10-ти человек скрывались в здании консерватории. СБУ получила их фото и установила личности троих – это были граждане Грузии. Позже снайперы разделились на две группы – одна пятерка ушла в неизвестном направлении – у силовиков не хватало кадров, чтобы проследить за ними, а вторая пятерка вошла в гостиницу «Украина».
В это время, по словам Якименко, в СБУ обратилось руководство «Правого сектора» с предложением совместно поймать снайперов. Они двинулись в гостиницу «Украина», но не смогли войти внутрь — их не пустили люди нынешнего спикера Рады Андрея Парубия. Среди этих снайперов был человек по фамилии Дарадзе, гражданин Грузии, а также бывший сотрудник «Альфы» по фамилии Дубовик. В настоящий момент он является заместителем руководителя «Альфы». В числе снайперов были также отец и сын по фамилии Парасюк. «Они также стреляли по Майдану», — сообщил Якименко.
А экс-генпрокурор Виктор Пшонка акцентировал на том, что амнистия участникам Майдана, которую объявил занявший кресло «и.о. президента Украины» Александр Турчинов, включала в себя освобождение от ответственности не только за участия в революции, но и 80-ти статей Уголовного кодекса, среди которых — захват имущества, насилие, грабежи и так далее.
Дальнейшее рассмотрение дела состоится на следующей неделе.