17 августа украинский блогер Александр Дубинский выложил аудиозапись, подтверждающую то, что жена украинского министра инфраструктуры Владимира Омеляна продает свои платья в России. Владимир Омелян – скандально известный автор множества чудесных заявлений, касающихся как фантастических проектов, так и патриотическо-воинственных притязаний. До этого Омелян сообщил о том, что подписал нечто «историческое», после чего из Украины в Россию будут ходить исключительно «медведи, как в старое доброе время». Какое именно время Омелян имел в виду – он не уточнил. Возможно те времена, когда никакой Украины еще не было, а вся территория от Киева до Новогорода называлась Русью.
Однако его патриотического заявления не вызвали положительного отклика на Украине. Наоборот, в его адрес посыпались упреки и предложения обратить внимание на качество украинских дорог и прочей инфраструктуры. Предложения носили не всегда конструктивный характер, а часто и нецензурный. В том числе, появилась информация о том, что жена Омеляна – дизайнер одежды, продает ее в Москве. И не только в Москве, но и в Крыму.
Однозначно, министр в хипстерских очочках оживил мертвый августовский сезон, и это уже не впервые, когда его заявления вызывают оживленную дискуссию. То Омелян издевается над боксером Александром Усиком и оскорбляет его соперника Гассиева, называя его «мордвином», хотя тот осетин. То требует от России отдать Кубань в обмен на подачу воды в Крым. То обещает построить Гиперлуп в Днепропетровск. Как тебе такое, Илон Маск?
Но многие говорят о том, что за клоунским поведением может скрываться весьма расчетливый чиновник и политик. А скандалы и глупые заявления служат лишь дымовой завесой, скрывающей другого Омеляна. Как писал Гилберт Честертон: «- Где человек прячет лист? – В лесу».
Владимир Владимирович Омелян практически всю свою сознательную жизнь проработал чиновником и оставался на плаву при любой власти. После окончания учебы еще в 2000 году он сразу же пошел работать в Министерство иностранных дел. А с 2011 года работал в Управлении столь ненавистной ему Российской Федерации Первого территориального департамента МИД и за короткое время от советника продвинулся до начальника.
В начале 2010 года, когда уходила эпоха Ющенко и начиналась эпоха Януковича, а премьер-министр Тимошенко уже собирала вещи, произошла преинтереснейшая история: в то время Омелян работал в Минприроды, а его первая, анонимная, супруга работала в офисе ООН по промышленному развитию ЮНИДО в Вене. Вместе с супругой и главой министерства Георгием Филипчуком Омелян организовал подписание договора о международном экологическом сотрудничестве между Минприроды Украины и ЮНИДО. Главной частью договора было финансирования под госгарантии двух проектов: «Глобальное изучение и оценка загрязнения территорий» (733 600 евро) и «Экологическое оздоровление бассейна Днепра» (5 миллионов евро). Что произошло с полученными средствами – до сих пор неизвестно, поскольку их получатель не назывался, а все документы затем «потерялись». Уже в конце 2010 года Филипчук был арестован по ряду обвинений. Возможным получателем этих денег называют мать Омеляна, занимающуюся общественной деятельностью в сфере экологии, о которой пойдет речь ниже.
Впоследствии он работал в Министерстве финансов, которое тогда возглавлял ставленник Януковича Юрий Колобов. Сейчас Колобов проживает в Испании, а на Украине на него возбуждено уголовное дело прокуратурой и СБУ. Но его экс-подчиненный Владимир Омелян отлично себя чувствует в кресле министра. Г – это значит «гибкость».
И Фаермарк, и его протеже Омелян оказались фигурантами расследований Национального антикоррупционного бюро Украины по одинаковому поводу: за незаконное обогащение.
Другой покровитель Омеляна – это брат второй жены Светланы Бевзы Владимир Бевза. Именно шурин свел его с Михаилом Бейлином – приближенным Петра Порошенко и советником тогдашнего главы Администрации Президента Бориса Ложкина. Омелян получал сумму в 7 тысяч долларов в месяц в виде «теневой зарплаты» из кассы министерства, формирующейся из откатов и взяток.
Таким образом, фигура Омеляна являлась своего рода примирительной между «порошенковскими» и «яценюковскими», и позволяла осуществлять слияние частного и государственного капитала на бытовом уровне.
С сентября 2014 года Омелян занял должность члена наблюдательного совета госпредприятия «Укрэкоресурсы», занимающегося организацией системы сбора, заготовки и утилизации отходов в виде вторичного сырья. Интерес к переработке мусора у Омеляна вызван не заботой об экологии: его мать Марфа Федоровна Омелян была соучредителем общественной организации «Агентство общественного развития» и объединения граждан «Экологические инвестиции». Обе организации были зарегистрированы в Ровенской области. Эти организации в нарушении процедуры получили участки земли во Львовской и Волынской областях под строительство мусороперерабатывающих заводов. Хотя в итоге никаких заводов построено не было, земля ушла под подельников Марфы Федоровны. Столь бурной общественной и коррупционной деятельности совершенно не мешает преклонный возраст женщины: ей на данный момент 72 года.
Омелян на посту министра инфраструктуры подыграл Михаилу Саакашвили, когда тот был губернатором Одесской области, и его ставленнице экс-начальнице Одесской таможни Юлии Марушевской. Саакашвили очень громко обсуждал коррумпированность Авакова, Порошенко и других, однако собственные его схемы оставались в тени. Владимир Омелян вместе с «грузинским десантом» участвовал в скандальной продаже 12 буксиров Одесского буксирного флота компании из Дубаи «P&O Maritime». Буксиры должны были быть проданы за бесценок: 25 млн. долларов сразу плюс обещание выплатить еще 25 млн. долларов потом, частями. В этой сделке абсолютно не учитывались интересы самого Одесского порта, для которого буксиры являются одной из прибыльных строчек дохода.
Однако кульминацией в карьере Омеляна стал его конфликт с экс-начальником «Укрзализныци» поляком и рок-музыкантом Войцехом Балчуном в начале 2017 года. Конфликт был вызван нежеланием поляка допускать к потокам кума и товарища Омеляна, бывшего руководителя молодежки Януковича «Молодые регионы», соратника старшего сына беглого Президента Александра Януковича Максима Шкиля. Ему принадлежит «Первая логистическая компания», которая регулярно выигрывала тендеры в мининфраструктуры, и при доходе в 400 млн. грн. налогов она заплатила всего лишь 126 тыс. грн.
До этого Шкиль совместно с Омеляном пользовались поддержкой экс-директора грузовых перевозок и логистики Ивана Федорко. Однако в июле 2016 года будучи пьяным Федорко на своем автомобиле Audi попал в аварию. Войцех Балчун, будучи начальником Федорко, сразу же после ДТП уволил того, чем и вызвал конфликт с Омеляном и Шкилем.
Отодвигая от коррупционных потоков Шкиля и Омеляна, Войцех Балчун использовал лозунги «прозрачности» и «борьбы с коррупцией». Однако, сам поляк при этом «заводил» на потоки структуры братьев Дубиневичей – конкурентов Шкиля и Омеляна.
Стоит упомянуть, что Максим Шкиль осуществлял инвестиции в развитие курортного бизнеса Чеченской республики, вложив вместе с партнером Русланом Демчаком 70 млн. долларов в курорт «Кезеной-Ам», расположенный в Веденском районе. Кроме этого, Шкиля и Федорко обвиняли в выведении финансовых потоков из Украины при содействии упомянутого Александра Януковича.
Таким образом, за личиной воинствующего патриота Украины и реформатора-радикала, скрывается банальный взяточник и специалист по «распилам» и «потокам», не брезгующий сотрудничеством ни с Россией, ни с Януковичем, если это помогает обогащению. В украинских СМИ уже появлялась информация о том, что громкие и голословные заявления – лишь попытка скрыть коррупцию и проблемы в своей вотчине. Еще одной причиной заявлений Омеляна называют перспективы его участия в выборах в Верховную Раду от одной из западных областей, где он таким образом пытается заработать симпатии избирателей. Но надо понимать, что вся власть Украины – это собрание таких же нечистых на руку «бывших».
Министр Омелян – яркий пример молодых «технократов», сумевших вовремя переобуться и теперь участвующих в разворовывании Украины уже при новой, «европейской власти».