Досье — Киев

Киевский режим и ЛДНР обменялись удерживаемыми лицами

В ходе прошедшего обмена удерживаемыми лицами по формуле «всех установленных на всех установленных» киевский режим передал ДНР 60 заложников, политзаключённых и бойцов антифашистского сопротивления, а в Луганскую народную республику 63 человека. Украине передано боевиков, шпионов и террористов: из ДНР 52 человека; из ЛНР 25 человек.

Как это было в ДНР

Мероприятия по обмену произошли на подконтрольной ДНР стороне КПВВ «Майорск».

При этом обмудсмен по правам человека в ДНР Дарья Морозова уточнила, что четыре человека, удерживающиеся в Донбассе, отказались от перехода на украинскую сторону.

Дарья Морозова также отметила, что люди, которых киевский режим передал ДНР в рамках обмена, в подавляющем большинстве являются жителями подконтрольных Украине территорий.

«Восемьдесят процентов пленных, которых Украина должна передать, это жители, которые проживают за линией разграничения. Это люди из Мариуполя, Красноармейска, Краматорска, Харькова и другие», – рассказала она.

Позже донецкий журналист Сергей Макаренко сообщил с места событий другие цифры по обмену, ссылаясь на уточненную информацию – 51 на 61.

Со стороны ДНР были развернуты палатки МЧС для встречи прибывших. По окончанию процесса обмена все освобожденные были отправлены в Донецк для оказания необходимой медицинской помощи.

Не обошлось в процессе обмена без экстраординарных ситуаций, когда один из передаваемых Украине осуждённых, отбывавший в ДНР срок за попытку создания террористической группировки действующей в интересах киевских путчистов, начал громко благодарить Владимира Зеленского за освобождение «из подвала».

Возвращенные в ДНР люди, напротив – благодарили всех, в том числе своих сограждан по обе стороны соприкосновения, за поддержку.

«Теперь это мой дом, который, я надеюсь, начнет продвижение в обратном направлении, чтобы все-таки сделать то, что мы не сделали в 2014 году по разным причинам.

Я хочу поблагодарить всех, кто помогал нам, кто был с нами все это время, помогал нам материально, морально, кто был с нами. Хочу поблагодарить всех наших, русских, советских людей – в Российской Федерации, в ЛНР, в ДНР, на оккупированных территориях Новороссии. Все эти люди помогали нам все это время», – рассказал один из освобожденных.

Другой освобожденный по имени Александр, содержавшийся в Мариупольском СИЗО 5,5 лет за «диверсионную деятельность» против техники киевских карателей, также рассказал журналистам, что политзаключенные подвергались избиениям со стороны сотрудников изолятора и киевского Гестапо, однако на их защиту становились даже представители криминалитета.

«Нас первые полгода избивали прямо в СИЗО. Сотрудники СБУ приезжали в масках, выводили, пытали, допрашивали, заставляли давать интервью украинским телеканалам», – рассказал он.

При этом бывший политзаключенный выразил уверенность в том, что Киев не проведет юридическую очистку переданных в ДНР людей, так украинские суды полностью подконтрольны СБУ и отказываются предоставить обмененным право участвовать в дальнейших заседаниях дистанционно.

Слова освобожденного позже были подтверждены экс-министром МВД Украины Виталием Захарченко.

«Сегодня в рамках обмена удерживаемых лиц между ЛДНР и Украиной из под стражи были освобождены пятеро бойцов спецподразделения МВД «Беркут».

То, что наши товарищи вышли из тюрьмы и смогут встретить Новый год на свободе, можно только поприветствовать. Однако по заявлению ГПУ судебный процесс в отношении бывших сотрудников спецподразделения «Беркут» по делам майдана, будет продолжен.

То есть, никакой юридической очистки нет. Власть не хочет проводить объективное расследование событий, так как прекрасно понимает, что это неизбежно приведет к истинным убийцам и заказчикам.

Именно поэтому мы продолжаем наблюдать псевдоюридический спектакль с попытками обвинить правоохранителей в тех преступлениях, которые они не совершали», – заявил он в Facebook.

Интересно, что среди обмененных оказался Александр Янишевский, офицер «Беркута». Пытаясь «искупить вину» перед захватившей власть бандой киевских путчистов, он добровольно поехал воевать против жителей Донбасса, однако все равно был впоследствии арестован на Украине.

«Фактически сейчас ветерана АТО отправляют тем, против кого он воевал. В Киеве же радикалы требуют его наказать. Ситуация для него сложная», – отмечает телеграм-канал «Методичка».

Авторы Телеграмм-канала «Майор и Генерал», посвященного военной и правоохранительной тематике, обратили внимание на интересную деталь:

«Переданные сегодня в ДНР из Киева беркутовцы Олег Янишевский и Александр Маринченко (двое из пятерых) воевали на Донбассе в “АТО” на стороне Украины в 2014–2015.

Оба имеют официальный статус участников боевых действий. То есть меняют не просто украинцев на украинцев, а одних “атошников” на других. Чудно.

Впрочем, всех пятерых забрали и везут отдельно от остальных освобожденных», – отмечается в опубликованном сообщении.

Кроме того, авторы телеграм-канала отметили, что в ходе обмена украинская сторона шутливо заявила им о том, что «у вас теперь почти все участники боев за Славянск, и Стрелков может устроить полноценную реконструкцию».

По обмену вышли на свободу такие известные политзаключенные, как задержанный в 2016 году, гражданин Бразилии, экс-боец ополчения Рафаэль Лусварги, обвинявшаяся в госизмене экс-чемпионка Украины по тхэквондо Дарья Мастикашева, а также обвинявшийся в участии в «незаконных вооруженных формированиях» севастополец Степан Резуник.

Кроме того, от участников обмена стало известно, что вышел на свободу партизан «медовик» – пожилой мужчина, в 2016 году принесший на блок пост киевских карателей банку мёда со взрывчаткой. Эффект был «взрывной» — два карателя больше не смогли участвовать в гражданской войне.

Обмен вызвал возмущение у точно так же накануне освобожденного и переданного на Украину террориста Олега Сенцова, посчитавшего, что жизни других людей стоят меньше, чем украинские государственные интересы.

«Украина отдаст настоящих убийц: российских наемников, харьковских террористов и пятерых беркутовцев. И дело не только в том, что у нас почти не остается этого «мужского обменного фонда», и для нового возвращения своих заложников украинское правительство будет вынуждено в дальнейшем торговать интересами страны с врагом. А в том, что этот шаг оставляет нас главного – справедливости.

За эту справедливость мы стояли на Майдане, и смогли победить. За эту справедливость мы боремся и в дальнейшем, против оккупантов: кто положил свои головы, кто-то сидит в окопе, кто-то – в тюрьме.

Я очень рад за этих ребят и их семьи, которые сегодня должны встретиться. Страна должна возвращать своих героев, но не ценой осквернения ценностей, за которые эти герои дрались», – негодует Сенцов в Facebook.

Как это было в ЛНР

Луганская народная республика завершила обмен пленными в Донбассе, передав украинской стороне 25 человек и получив 63.

Об этом рассказала представитель ЛНР в гуманитарной подгруппе Контактной группы, руководитель группы по обмену военнопленных ЛНР Ольга Кобцева.

Первый за последние два года обмен пленными произошёл в районе контрольного пункта въезда-выезда «Горловка» — «Майорское» на линии соприкосновения сторон в Донбассе. По словам Кобцевой, девять человек от участия в обмене отказались и остались на Украине.

Репрессировали за разговоры о мести нацистам за убийство друга

Освобожденный в ходе состоявшегося сегодня обмена удерживаемыми лицами одессит, активист «Куликова поля» Денис Шатунов, несмотря на процессуальную очистку, принял решение переехать в Луганск, так как пока опасается возвращаться в свой родной город. Об этом он заявил журналистам в Луганской республиканской клинической больнице (ЛРКБ), куда были доставлены освобожденные из украинского плена.

Он рассказал, что был участником трагических событий, произошедших 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов, а затем был осужден за разговоры о желании отомстить за убитого украинскими нацистами друга.

«Я осужден был на 10 лет максимально строгого режима. Четыре с половиной года потеряны: потеряно время, потеряно здоровье», — сказал одессит.

Шатунов отметил, что физическое давление на него не оказывалось, однако сатрапы путчистов пытались сломать его морально.

Он сообщил, что очень хочет вернуться домой, однако пока опасается это делать из-за банд украинских нацистов, угрожающих расправой.

«Скорее опасаюсь не самого правительства, а радикально настроенных личностей. Поэтому, пока решается этот вопрос, еще раздумываю, но навряд ли (вернусь)», — констатировал активист.

На вопрос о дальнейших планах Шатунов ответил, что хотел бы как можно скорее увидеть свою жену и детей.

Антифашист из Харькова не сомневается в своей правоте

Боец антифашистского сопротивления Виктор Шатков

Освобожденный в рамках состоявшегося сегодня обмена удерживаемыми лицами харьковчанин Виктор Шатков сообщил, что его путем угроз и административного вмешательства пытались исключить из обменного процесса. Об этом он рассказал журналистам в Луганской республиканской клинической больнице (ЛРКБ), куда были доставлены освобожденные из украинского плена.

Вступивший в 2014 году в ряды защитников ЛНР харьковчанин пробыл в украинских застенках два года, пять месяцев и 24 дня.

«Когда начали происходить события 2014-2015 годов, когда эти, нельзя назвать их людьми, эти существа начали обстреливать мирные города, когда они начали убивать женщин и детей, нормальный человек, я считаю, не мог ни пить, ни есть, ни спать. Так произошло и со мной, и так я попал сюда – Республика стала для меня новым домом. И, к сожалению, пришлось мне пройти и застенки украинской власти», — рассказал он.

Шатков заявил, что неоднократно собаки киевского режима прилагали усилия, чтобы заставить его отказаться от участия в обмене.

«Сначала убеждали, что меня не поменяют, что я никому здесь не нужен. После того, как я им объяснил, что не им решать мою судьбу, несколько раз вычеркивали меня из списков, в том числе и перед самым обменом. И только благодаря (представителю ЛНР в гуманитарной подгруппе Контактной группы) Ольге Анатольевне Кобцевой, громадное ей спасибо, удалось вытянуть не только меня, но и многих-многих людей, которые томились в застенках», — сообщил освобожденный.

Он подчеркнул, что ни разу за время незаконного удерживания киевскими силовиками не усомнился ни в своей правоте, ни в грядущей помощи со стороны Республик.

«Нисколько не сомневался, ни секунды, что будет поддержка. Я вам так скажу: нельзя сдаваться никогда. Внутри было понимание того, что мы боремся за правое дело, понимание того, что ни моя смерть, ни смерть наших братьев, которые здесь легли в 14-м, 15-м, 16-м и до сих пор ложатся, защищая мирных людей, не в состоянии отдалить победу здравого смысла над украинским нацизмом», — сказал Шатков.

Харьковчанин рассказал, что он и такие же незаконно удерживаемые украинскими «правоохранителями» лица постоянно подвергались пыткам.

«Первые месяцы, пока я находился в СБУ в Киеве, били особенно сильно, месяц вообще не показывали, что меня задержали и, соответственно, велась физическая работа достаточно сильно. К счастью, мне удалось избежать психотропных препаратов, которые использовали на многих ребятах», — сказал он.

При этом Шатков отметил, что юридическая и адвокатская помощь задержанным предоставляется киевскими путчистами «для видимости».

«Вот у меня была адвокат, бабушка, которую я называл «Нарозглядсуду» (на усмотрение суда, укр. — примечание) – это единственная фраза, которую я слышал от адвоката, назначенного мне Украиной, два с половиной года на протяжении всего процесса. Выводы можете сделать сами», — привел он пример.

Киевский режим выдал по обмену «киллера Кадырова»

Украина выдала на Донбасс по обмену пленными Артура Кринари «Динго», который был арестован после перестрелки в 2017 году в центре Киева с боевиками карательного чеченского батальона – Адамом Осмаевым и его ныне покойной супругой Аминой Окуевой (Натальей Никифоровой).

Мосийчук называл Кринари «киллером Рамзана Кадырова» и утверждает, что уже получил угрозы в свой адрес.

Официальная версия МВД Украины заключалась в том, что в 2017 году Кринари по заказу от властей Чеченской Республики должен был ликвидировать террориста Осмаева. Для этого он втёрся к ним в доверие, представившись иностранным журналистом, и во время назначенной встречи для интервью якобы открыл стрельбу, однако Окуева смогла отвести выстрел и спасти супруга, который отделался ранением.

По другой версии, которую публиковали СМИ, Кринари был парламентером от неких чеченских бизнесменов, которых Осмаев и Окуева «кинули» на обналичке 3 млн долларов.

Освобождён из застенков путчистов 85-ти летний учёный

Мехти Логунов

Освобожденный в рамках обмена удерживаемыми лицами 85-летний харьковский ученый Мехти Логунов сообщил журналистам, что украинские СМИ распространяют ложную информацию.

«Есть такой урод Андрей Цаплиенко (украинский «тележурналист» – ред.), который брал у меня интервью, как только меня взяли. Он ничего не сказал из того, что я говорил», — рассказал он в Луганской республиканской клинической больнице (ЛРКБ), куда были доставлены освобожденные.

«Говорите правду, правда, как гвозди в мешке, их не спрячешь, они все равно вылезают через мешковину, а эти (украинские СМИ) врут», — подчеркнул Логунов.

Мехти Логунов был арестован в августе 2017 года по сфабрикованному обвинению в государственной измене, а в июле 2018 года он был приговорен к 12 годам заключения. В августе 2019 года Логунов обратился к международным правозащитным организациям, призвав обратить внимание на пытки и истязания, которым заключенных подвергают сотрудники украинских силовых структур.

Боролся за мир мирными методами? В тюрьму!

Эдуард Коваленко

Освобожденный в рамках обмена удерживаемыми лицами руководитель зарегистрированной на территории Украины политической партии СПАС Эдуард Коваленко сообщил журналистам, что по приезду на территорию ЛНР чувствует себя дома и в безопасности.

«Я из Украины, в начале вооруженного конфликта в Донбассе я проводил акции против мобилизации на братоубийственную войну, проводил акции препятствия, формировал перекрытия дорог, выступал в СМИ против режима Порошенко», — рассказал он в Луганской Республиканской клинической больнице (ЛРКБ), куда были доставлены освобожденные.

«Сейчас я чувствую себя дома, в безопасности, в кругу друзей и это очень приятно», — подчеркнул Коваленко.

Освобожден русский танкист, выведший из строя 21 киевского карателя

Руслан Гаджиев

Приговоренный к 15 годам тюрьмы на Украине русский доброволец Руслан Гаджиев, чье освобождение дважды срывалось во время предыдущих обменов, наконец, вышел на свободу и передан ЛНР.

Об этом сообщил Владимир Рыбин, представитель фонда «Одиссей», оказывающего помощь политзаключенным на Украине.

«Его приговорили к 15 годам тюрьмы, дважды обманули и не отдали на согласованный уже обмен. Украина считала, что он должен отсидеть по полной. Но в этот раз ЛНР заявила позицию: «Не будет Гаджиева – не будет обмена». И позицию выдержала! Руслан Гаджиев – простой парень из Адыгеи, доброволец, один из тех «шахтеров и трактористов», кто не дал нацистскому катку закатать Донбасс в асфальт, свободен и сможет вернуться домой!» – сообщил Рыбин.

Гаджиев попал в плен зимой 2015 года после танкового боя, в ходе которого погибли 9 и были ранены 12 боевиков киевских путчистов. Тогда бронетехника ЛНР ворвалась на опорный пункт ВСУ, однако карателям удалось сжечь все машины ополченцев.

На танкиста военная прокуратура путчистов повесила всех убитых и раненых в том героическом бою как единственному выжившему.

На память укроСМРАДам

Один из освобождённых политзаключённых обвиненного киевскими путчистами в «терроризме» жителей Одессы, показал средний палец украинским пропагандонам, снимавшим сегодня процесс передачи пленных в ЛДНР.

Фотография вызвала большой подрыв пуканов в украинском сегменте соцсетей – там требуют повторить опыт израильских спецслужб – обнаружить и уничтожить не сломленного одессита.