«Независимый медиа-профсоюз Украины» оперативно открестился от арестованного журналиста Руслана Коцабы, которого власти за призыв бойкотировать мобилизацию обвиняют в государственной измене.
«Руслан Коцаба имеет членскую карту Независимого медиа-профсоюза. Но она была выдана ошибочно. Его заявление на вступление было выставлено на голосование. Его кандидатура не получила большинства голосов. Но произошел эксцесс исполнителя. Ответственный сотрудник ошибся и выдал членскую карточку господину Коцабе. Он признал свою вину», — говорится в заявлении на сайте профсоюза.
«Сознательно или нет, он озвучивал тезисы российской пропаганды, которые во многих случаях базируются на неправдивой информации. Вольно или невольно он способствовал созданию нужной Кремлю картинки, которая имеет мало общего с действительностью. Его призыв игнорировать мобилизацию в войска вписывается в целую информационную кампанию, которая имеет явно организованный и скоординированный характер.
НМПУ считает, что взятие под стражу Руслан Коцабы с формальным признакам было правомерным. Ведь ч.5 ст.176 УПК Украины предусматривает, что меры пресечения в виде личного обязательства, личного поручительства, домашнего ареста, залога не могут быть применены к лицам, которые подозреваются по тем статьям, по которым обвиняется Руслан Коцаба. Итак, применить иную норму, чем взятие под стражу было невозможно.
И все же действия силовиков и суда вызывают ряд вопросов. Обращение Руслана Коцабы через Youtube, его выступления на ряде российских телеканалов содержали призывы против мобилизации. Их можно оценить как участие в определенной информационной кампании.
Однако, обоснование подозрения в государственной измене и препятствовании законной деятельности Вооруженных Сил Украины не содержит в себе доказательств получения Коцабой заданий на проведение информационно-подрывной деятельности в Украине, наличия в его действиях умысла на нанесение ущерба информационной безопасности Украины. Т.е. подозрение не содержит в себе субъективной стороны состава преступления — вины в форме умысла, а, соответственно, деяние не содержит в себе состава преступления по статье «Государственная измена».
Не представлены и доказательства наличия причинно-следственной связи между высказываниями Коцабы и уклонением граждан от мобилизации.
В соответствии с ч.1 ст.34 Конституции Украины, каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Европейский суд по правам человека в своих решениях относительно нарушения государствами-ответчиками ст.10 Европейской конвенции защиты прав и основных свобод человека отмечал, что «Свобода выражения мнения составляет одну из главных основ демократического общества и одно из главных условий развития общества (см. решение Лингенс против Австрии). С учетом п.2 ст.10 Конвенции, она распространяется не только на информацию и идеи, которые благоприятно воспринимаются или считаются не вредными или нейтральными, но и на такие, которые оскорбляют, шокируют или вызывают беспокойство» (смотрите решения по делу «Бладет Тромсе и Стенсон против Норвегии»).
Несмотря на всю неоднозначность деятельности Русала Коцабы привлечение его к уголовной ответственности создает прецедент когда каждый журналист или общественный деятель за высказывания, которые противоречат официальной позиции органов государственной власти, будет обвинен в государственной измене», — витиевато излагает свою позицию «независимый профсоюз».