Досье — Киев

Коллапс украинской системы образования: взгляд изнутри

25 февраля в Ирпенском экономическом колледже в заполненном актовом зале учащихся агитировали поступать в один из крупнейших польских университетов. Приехали высокие европейские гости, предлагали украинским молодым людям учиться в Польше. Конечно же, отбирали самых талантливых, толковых и обеспеченных.

И это только начало. Начало коллапса украинской системы образования.

Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования (см. статью «20 лучших систем образования в мире«). Счет украинцев обучающихся в Польше уже пошел на десятки тысяч и с каждым годом их количество будет увеличиваться. «Рост количества иностранных студентов в Польше обусловлен главным образом беспрецедентным наплывом студентов из Украины. В текущем учебном году у нас их обучается 23,3 тыс., или на 8,2 тысячи больше, чем год назад. Они составляют уже более 50% всех иностранных студентов в Польше (в прошлом году было 42%)», — отметили весной 2015 года в образовательном фонде Perspektywy. Польская Rzeczpospolita, комментируя опубликованные данные, отмечает, что украинцы «спасают» польские вузы, и замечает, что к 2020 году в Польше будет около 100 тыс. иностранных студентов. Всего же за последние 10 лет количество украинских студентов в Польше возросло более чем 11 раз.

Чем больше людей выедет учиться за границу, тем меньше денег останется в руках украинской системы образования. Потом часть этих молодых людей вернется в Украину и она, эта часть, будет рассказывать о достоинствах европейской системы. О том, как хорошо живется в Польше.

Таким образом, в относительно недалеком будущем многие из украинских «освитян» потеряют свою работу. Сначала в сегменте высшего, потом в сегменте среднего образования. Люди будут голосовать долларом, пока учительницы будут на родительских собраниях с надрывом рассказывать о своем трудовом подвиге. Почему так? Дело в том, что украинское образование потерялось во времени, потому оно им не дорожит. Отсюда неспособность поставить правильные цели, найти путь к ним и подтянуть ресурсы.

Однако, дорогие учителя и преподаватели, украинцам и украинским детям не нужны ваши трудовые подвиги, рассказы о низкой зарплате и прочие сантименты, которые давят на жалость, но не дают ответа на вопрос: что получают родители, когда приводят ребенка в школу. И ответ напрашивается весьма невеселый: практически ни-че-го.

Многие старшеклассники это осознают, потому теряют мотивацию сидеть на скучных уроках, где скучные люди скучно рассказывают о чем-то мало имеющем отношение к реальности и тем проблемам, с которыми дети столкнутся в недалеко будущем.

Потому логика подталкивает к одному простому решению. Вместо того, чтобы дети впустую тратили время на подготовку к ЗНО, чтобы получить шанс поступить в ВУЗ, который будет загружать молодой мозг знаниями на 80% не нужными, лучше отправлять ребенка в польский колледж, университет. Там он, по крайней мере, выучит языки, получит хреновенький, но европейский диплом и обретет возможность посмотреть на мир с другой стороны. В том мире нет дурацких родительских собраний продолжительностью в два часа, нет несчастных учителей, которые своим несчастьем неспособны убедить детей, что они знают пусть к счастью и успеху через страдания, нет неловких просьб сдать деньги на что-то там ради святых идеалов «освіти», нет преподавателей-учителей, которые сознательно занижают оценки, чтобы потом дети начали ходить к ним на репетиторские уроки. Конечно, мир Польши будет гораздо более привлекательным миром для ребенка, чем родной Львов или даже нынешний Киев. Захочет ли он туда возвращаться?

Потому украинским «освитянам» остается только с ужасом наблюдать, как польские вербовщики заходят в классы и забирают к себе тех, кто хочет учиться и кто готов платить за учебу. И останутся «освитянам» только несчастные дети из бедных семей, которые не могут оплатить образование за рубежом своим чадам. Тогда, наконец, наступит баланс — несчастье будет учить несчастье, чтобы уровень несчастья в стране был неизменным. Потом однажды наступит коллапс — необразованные, неквалифицированные ученики однажды не смогут содержать неэффективную систему образования. Далее трудовой подвиг из школьных и университетских классов переместится на огороды — в натуральное хозяйство, где за выборкой колорадских жуков и прополкой буряков, можно будет вспоминать о тех славных деньках, когда учитель был авторитетом, потому что он давал путевку в жизнь, а не отбывал каторгу в школе в духе «дня сурка» на протяжении нескольких десятков лет. Может быть, к тому времени даже со слезой вспомнят советскую систему образования, которая, кстати, была все таки «лучшая в мире».

Со временем эти воспоминания превратятся в былины, которые можно будет рассказывать длинными зимними вечерами у костра на собрании племени маленьким чадам, завистливо смотрящим на огоньки космических кораблей, снующих по небосводу. Так мы совершим полный круг и вернемся к истокам.

Sic transit gloria mundi!