Очередной украинский доклад управления верховного комиссара ООН по правам человека (18-й по счёту) охватывает период с 16 февраля по 15 мая 2017 года.
– За это время зафиксированы 193 жертвы среди гражданского населения, связанные с конфликтом на Украине, в том числе 36 убитых (21 мужчина, 11 женщин, трое мальчиков и один взрослый, чей пол не был установлен) и 157 раненых (90 мужчин, 55 женщин, девять мальчиков, одна девочка и двое взрослых, чей пол не был установлен). Это на 48% больше по сравнению с предыдущим отчетным трёхмесячным периодом.
– Всего за период с середины апреля 2014 по 15 мая 2017 года ооновцы смогли получить данные о 34056 жертвах среди гражданского населения, ВСУ и членов вооружённых групп. Эта цифра включает 10090 убитых и 23966 раненых.
– В течение всего периода конфликта было убито не менее 2479 гражданских лиц: 1367 мужчин, 826 женщин, 90 мальчиков и 47 девочек, а также 149 взрослых, чей пол не был установлен.
– Спустя три года после актов насилия в Киеве (убийства во время государственного переворота) и Одессе (сожжение людей и убийства 2 мая 2014 года), в которых погибли по меньшей мере 169 человек, никто не был привлечен к ответственности за эти смерти.
– Точное число лиц, пропавших без вести в результате конфликта, остается неопределённым. В открытой базе данных лиц, пропавших без вести в связи с конфликтом, которая ведётся Национальной полицией Украины, содержалась информация о 1335 людях по состоянию на 20 апреля 2017 года. Служба безопасности Украины считала пропавшими без вести 416 человек по состоянию на 21 марта 2017 года. В Донецкой народной республике задокументированы 450 пропавших без вести на 19 апреля 2017 года. Механизма обмена материалами ДНК и антропометрическими данными для содействия процессу идентификации останков между Украиной и республиками как не было, так и нет.
– В Донецкой и Луганской областях продолжалось применение артиллерии, в том числе реактивных систем залпового огня.
– В нарушение минских договорённостей, обе стороны конфликта продолжали закладывать новые мины вместо того, чтобы расчищать местность от мин и других опасных объектов, маркировать их или отгораживать. 23 апреля 2017 года на дороге около села Пришиб в ЛНР подорвался, скорее всего на мине, автомобиль патруля СММ ОБСЕ. Один член патруля погиб и двое были ранены. На следующий день в селе Фащевка (ЛНР) трактор подорвался на мине, что привело к гибели трёх гражданских лиц.
– Во многих городах и сёлах на территории, контролируемой правительством, зарегистрировано военное использование гражданских жилых объектов Вооружёнными силами Украины, при этом отмечено, что неподалёку находились школы или больницы, а в Новотроицком ВСУ заняли школу-интернат. По словам жителей, использование жилых кварталов Вооружёнными силами Украины часто приводило к последующим обстрелам этих районов.
– Не прекратилось мародёрство. Жилые дома на линии соприкосновения, оставленные их владельцами, продолжают подвергаться разграблению, ооновцы говорят о том, что в этом могут быть замешаны ВСУ.
– Внесудебные казни и пытки, в которых замешаны СБУ и ВСУ, не расследуются. В 2016-2017 годах добавились новые истории убийств гражданских лиц украинскими силовиками. 10 марта тело человека, пропавшего в Авдеевке 3 марта 2017 года, было обнаружено недалеко от Красногоровки Ясиноватского района. Сотрудник СБУ, подозреваемый в совершении преступления, был взят под стражу, но выпущен под залог. Есть опасения по поводу безопасности родственников жертвы и свидетелей преступления. В другом случае человек обнаружил 23 сентября 2016 года, что его дом в Песчаном разграблен и подожжён, а проживающий там родственник исчез. Полиция обнаружила его тело, погребённое в соседнем лесу, со следами четырех пулевых ранений. Из 11 украинских военнослужащих, подозреваемых в причастности к этому преступлению, только 5 находятся под следствием и только одному из них было предъявлено обвинение в совершении убийства.
– Продолжаются похищения людей. В одном из таких случаев в апреле 2017 года двое мужчин были задержаны полицией в Артёмовске (ныне – Бахмут) и увезены в неизвестное место за пределами города, где их держали несколько дней без связи с внешним миром и по отдельности подвергали пыткам во время допросов. Оба были жестоко избиты, одного пытали электрошоком (в область половых органов). Позже жертвы были переведены в следственный изолятор и обвиняются в участии в ополчении.
– Задокументированы пять случаев, связанных с девятью лицами, которые подвергались пыткам в помещениях СБУ в Харькове в 2015- 2016 годах. Так, 29 апреля 2015 года, активист антимайдана был задержан 15 неизвестными вооруженными людьми, которые отвезли его в здание Харьковского СБУ, где он был избит бейсбольной битой и подвергнут имитации утопления. Также с него сняли брюки и поджигали его ягодицы зажигалкой, требуя, чтобы он признался в хранении оружия. Ещё одного человека задержали и избили в его квартире сотрудники СБУ «Альфа» в ночь на 30 мая 2015 года, после чего его доставили в здание СБУ в Харькове, где он в наручниках был брошен на пол и избит. Во время допроса жертва подвергалась пытке «ласточка»: стоящие за ним «гестаповцы» СБУ, совершавшие насилие, поднимали руки несчастного за спиной, выкручивая суставы. Другая жертва была доставлена в здание Харьковского СБУ 29 мая 2015 года после задержания на блокпосту. Мужчину жестоко избивали руками и ногами, требуя, чтобы он признался в террористической деятельности. Все трое позднее переданы в СИЗО в Харькове, где они оставались по состоянию на 15 мая 2017 года.
– Зафиксированы новые случаи применения пыток и жестокого обращения в отношении ополченцев ДНР и ЛНР. 8 октября 2016 года ополченец был захвачен ВСУ близ села Водяное. Он получил огнестрельное ранение, но медицинскую помощь ему не оказали. Пленного доставили в Мариупольское СБУ, где его принялись допрашивать. Участника ополчения избивали ногами, пока тот не упал на землю, после этого ему надели на голову полиэтиленовый пакет и закрепили клейкой лентой, чтобы вызвать удушье. Аналогичным образом другой ополченец был задержан в апреле 2015 года и доставлен в СБУ в Мариуполе. Его допрашивали в течении пяти дней, избивали, подвергали воздействию электрического шока, утоплению и угрожали казнью. Оба в настоящее время находятся в СИЗО.
– Не было освобождения пленных в формате обмена «всех на всех», предусмотренного минскими договорённостями. Украина призывает освободить 121 человека, которые предположительно содержатся в плену в ДНР и ЛНР, в то время как республики подтвердили содержание только 47 из них. В свою очередь, в ДНР и ЛНР добиваются освобождения 771 человека.
– После закрытого судебного разбирательства, длившегося один год, 7 апреля Оболонский районный суд Киева осудил 12 бывших членов специального полицейского полка «Торнадо», обвинённых в серьёзных нарушениях прав человека, включая произвольные задержания, похищения, пытки и жестокое «неестественное удовлетворение сексуального желания» во время АТО на востоке Украины, приговорив восемь из них к тюремным срокам от 8 до 11 лет и освободив четырёх с испытательным сроком. Никто из «Торнадо» не был осуждён за убийства.
– Не привлечены к ответственности виновные в убийствах Олега Калашникова и Олеся Бузины 15 и 16 апреля 2015 года соответственно.
– Резко увеличилось число людей, пересекающих линию соприкосновения: среднесуточное количество переходов составляло 29 000 с пиком 45 200 в марте. В коридоре «Марьинка», где дорога самая узкая, сотни машин стояли в очереди в четыре ряда. Люди жаловались на коррупцию по обе стороны линии соприкосновения, а также на длительное время ожидания в унизительных условиях (без крова, при экстремальных температурах, с ограниченным доступом к питьевой воде и туалетам, иногда с необходимостью нести громоздкий багаж), в том числе и ночью, когда высок риск обстрела. По-прежнему запрещены пассажирские перевозки общественным транспортом через линию соприкосновения.
– 25 апреля частное энергоснабжающее предприятие «Луганский энергетический союз» прекратило подачу электроэнергии на территорию ЛНР. Кроме того, 4 мая из-за повреждения трубы, водопроводная компания прекратила поставлять очищенную питьевую воду приблизительно 460000 людям в Луганской области, 410000 из которых проживают на территории ЛНР.
– Фильтровальная станция Донецка (ДФС), которая обслуживает 345000 людей в Авдеевке, Ясиноватой и части Донецка, 6 раз прекращала свою работу в связи с возобновлением обстрелов и в результате повреждений.
– Несколько раз были обстреляны склады хлора на Донецкой фильтровальной станции, а также очистные сооружения в Ясиноватой. На пяти водных объектах, расположенных вблизи линии соприкосновения с обеих сторон, хранится в общей сложности почти 350 метрических тонн хлора.
– По меньшей мере 160000 пенсионеров, проживающих на территории ДНР и ЛНР, не получали пенсий в период с декабря 2014 по декабрь 2016 года, поскольку они не были зарегистрированы как временно перемещённые лица (эта цифра, скорее всего, занижена в разы). В 2016 году были прекращены пенсионные выплаты 43% ВПЛ, имеющим право на пенсию (более 400 000 человек).
18-й доклад управления верховного комиссара ООН по правам человека в отношении вооружённого конфликта в Донбассе говорит об одном – ничего не меняется. Точно так же ничего не меняется и в расследовании резонансных убийств – в Одессе 2 мая 2014 года и сотрудников милиции во время государственного переворота. Ничего не меняется и в деле Олеся Бузины – никто не привлечён к ответственности. И в деле Олега Калашникова. Нет перемен и в СБУ – там как пытали людей, так и продолжают это делать. И с обменом ничего не поменялось. И с мародёрством. И с внесудебными казнями (проще говоря, с убийствами).
Что изменилось – так это количество убитых и раненых в результате вооружённого конфликта, развязанного киевскими путчистами на Донбассе.