Экономика

Американский фондовый рынок: вялотекущий кошмар

Меня спрашивают — а как там кризис в США? Отвечаю: с финансово-экономическим кризисом в США всё в порядке — медленно, но верно…

Все усилия денежных властей США по накачке фондовых рынков наличностью, предпринятые за последние две недели с целью прекратить падение капитализации американских компаний, пошли прахом.

Накачанный неимоверными усилиями пик промышленного индекса Доу-Джонса в 16.466 продержался ровно выходные, после чего падение возобновилось и вчера показатель упал ниже значения от 20 января, составлявшего 15.766 — до 15.660 пунктов.

Американское правительство не может (или, вернее, не хочет) понять, что нужно заботиться о реальном секторе экономики, а не надувать спекулятивные пузыри.

Когда Обама отчитывался о том, что его администрация вышла на докризисные показатели занятости в американской экономике, он умолчал, что количество промышленных рабочих сократилось после прошлой волны кризиса на 1,4 миллиона человек, а видимость роста занятости была обеспечена за счёт создания 1,5 миллиона мест официанток и барменов.

И это не равноценный обмен, потому что:

— официантки, в отличие от мест в промышленности, ничего не производят;

— труд официантов один из самых низкооплачиваемых в США (и оплата обычно сильно зависит от чаевых, поэтому нестабильна и не внушает уверенности в завтрашнем дне), поэтому произошло также и снижение покупательной способности населения.

На этом фоне мне было особенно смешно наблюдать, как «экономист» из института Гайдара вчера кричал «В мире только три страны падают (Украина, Россия и Венесуэла), остальные растут». Почему-то экономисты всего остального мира так не считают. Видимо, потому что настоящие.

Между тем текущая глава ФРС Джанет Йеллен на брифинге в четверг заявила, что хотя она пока не видит необходимости снижения доходности краткосрочных ценных бумаг до отрицательной доходности, но центробанк «рассматривает эту идею».

Однако другие страны уже дошли до этого маразма и вовсю предлагают отрицательные проценты по своим «ценным» бумагам. Например, шведский центробанк опустил ставку по своим долговым бумагам до минус 2%, а европейские и японский центробанки также тестируют возможность уйти в отрицательную доходность.

Золото, кстати, подскочило сразу на 4,5%, что однозначно указывает на растерянность и панику на рынке капитала. Впрочем, при том факте, что на рынке на 1 килограмм физически существующего золота приходится «золотых сертификатов» на 542 килограмма, прозрачно намекает, что в случае обрушения рынка этими сертификатами можно будет только обклеивать стены туалетов.

Продавать земельные участки на Луне, получается, более честное занятие, чем торговать золотыми сертификатами.

Европейские рынки также упали за четверг на 3,7%, а банковский сектор потерял в капитализации 6,3% (в целом же за год капитализация европейских банков снизилась почти на треть — на 29%). В Азии также неспокойно.

Подытоживая, индекс Доу-Джонса упал с начала года уже более чем на 10%.

Индекс S&P-500 упал на 18% (исключение составляют только акции телекоммуникационных компаний, которые выросли примерно на 5%).

Доходность десятилетних US Treasury опустилась до рекордно низкого показателя в 1,4%.

Похоже, американские денежные власти пытаются тушить разворачивающийся кризис изобретённым в прошлом году на Украине способом — методом «естественного выгорания».

Тогда под Киевом таким образом ждали, пока выгорит всё на пылающей нефтебазе, а затем пока выгорят торфяники вокруг Киева. Поэтому город задыхался в ядовитом дыме, пока всё вокруг полыхало синим пламенем.

Правда верно и другое утверждение: на данном этапе действия западных центробанков по уходу в отрицательную доходность и заливанию кризиса ничем не обеспеченной наличностью похожи на попытку сбить пожар с помощью струй воздуха. В результате скорее всего можно получить прямо противоположный результат — огненный шторм.

Александр Роджерс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть