Суд над Фирташем: венская пощечина Вашингтону
Олигарх побудил ЕС сделать публичный выбор между партией мира и партией войны
Около месяца назад один из нардепов Блока Петра Порошенко, близко контактирующий с американским посольством в Киеве, советовал журналистами позаботиться о получении американской визы. «А как иначе вы будете освещать процесс над Фирташем в Штатах, — говорил он. — Скоро будет суд в Вене. И он даст добро на экстрадицию олигарха. По моим данным вопрос уже решен».
О том, что американцы не допустят выхода на волю Фирташа говорили и многие другие наблюдатели. Но, как видим, жизнь внесла свои коррективы. Суд в Вене отказал американцам в экстрадиции олигарха. Причем с довольно унизительной доя Вашингтона формулировкой — из-за политических мотивов в ходатайстве США. Фирташ теперь может свободно передвигаться по миру. В том числе и вернуться в Украину. И этот вердикт может иметь далеко идущие последствия не только для внутриукраинской, но и для мировой политики в отношении нашей страны. Причиной тому стал политический способ защиты, избранный олигархом, который ярко проявился в его показаниях на суде (а также показаниях его соратников).
ДЕНЬ СЕНСАЦИЙ
Стенограмма этого допроса стала политической сенсацией для Украины по многим причинам. Впервые из первых уст публично озвучена политическая связь между Фирташем и Кличко. Впервые один из участников венской встречи в марте прошлого года (на которой было договорено об объединении усилий Порошенко и Кличко на президентских выборах) публично признал, что она была и что Фирташ и Левочкин были ее организаторами. Впервые озвучена версия о том, что за газовым спором 2009 года на стороне Тимошенко стояли Штаты и они же поддерживали ее на президентских выборах-2010. Впервые озвучена версия, что накануне и во время Майдана Вашингтон преследовал собственные экономические интересы (заключение контрактов по сланцевому газу).
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР
Кое-что из этого (к примеру, версии событий 2009-10 годов) интересно только историкам, но многое непосредственно касается сегодняшнего дня и, безусловно, было озвучено для того, чтобы создать определенное общественное мнение как в Европе, так и в Украине. Олигарху нужны глобальные союзники – прежде всего, в Евросоюзе, где проходило рассмотрение дела.
В своих показаниях Фирташ показал себя как одного из представителей умеренной части украинского политикума – партии мира, к которой он причисляет также Петра Порошенко и Виталия Кличко. Курс этой партии, если исходить из показаний, — проевропейский, но предусматривающий мирное решение конфликта на Донбассе и украинскую евроинтеграцию с учетом интересов России. Эта позиция является достаточно популярной в Евросоюзе – ее разделяют многие политики в ведущих странах Евросоюза (Германии, Франции, Италии), а также в Австрии, в которой, собственно, проходил суд. И хотя ЕС все время говорит о независимости своих судов, в реальности они тоже очень зависимы, как минимум, от общественного мнения собственной страны.
Своей позиции Фирташ противопоставлял позицию Партии Войны (Яценюк и Турчинов), за которой, по утверждению олигарха, стоят США. Поэтому последние и организовали запрос на арест Фирташа, чтоб ослабить Партию Мира и усилить Партию Войны.
Выбрав такую политическую линию защиты, Фирташ рисковал: американцы могли пойти на принцип, оказать давление на ЕС, чтоб примерно наказать олигарха, посмевшего вынести сор из избы. Выдержат ли такое давление европейцы — вопрос оставался открытым.
Но риск себя оправдал. Лидеры Евросоюза оказались перед дилеммой – либо отдать Фирташа американцам и публично продемонстрировать свою зависимость от США, либо показать свою независимость, параллельно усиливая партию мира в Украине. Они пошли по второму путь, что является важным знаком.
Выбор этого пути означает, что Европа будет активно выступать за реализацию Минских соглашений вне зависимости от того нравится ли это Штатам и их союзникам из Партии Войны в Киеве или нет.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИ УКРАИНЫ: КОАЛИЦИЯ ПОД УГРОЗОЙ
В самой же Украине показания олигарха и вовсе могут привести к глобальному политическому кризису. Разведя весь украинский политикум по двум флангам (партия мира – Порошенко, Кличко, «Оппозиционный блок», партия войны – Турчинов, Яценюк), Фирташ может окончательно расколоть и без того трещащую по швам коалицию. Кроме того, публичным признанием соглашения между Порошенко, Кличко, Фирташем и Левочкиным последние сожгли все мосты возможных компромиссов между президентом и радикалами, которые не простят главнокомандующему соглашений с «агентами Кремля». И теперь вслед за европейскими лидерами глобальный политический выбор предстоит сделать лидерам Украины.
Кроме того, возвращение Фирташа в Украину может значительно усилить оппозицию. По сути это ее первая крупная победа после Майдана, что создает предпосылки для развития наступления и по другим направлениям. В первую очередь — в плане переформатирования власти через досрочные выборы парламента.
«ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН»
Наконец, еще один важный аспект. Еще никогда в истории, даже во времена охлаждения отношений Украины и Запада (во времена поздних Кучмы и Януковича), ни один украинский олигарх не выступал открыто против американцев. Ссориться с ними боялись. Теперь же и Фирташ, и Левочкин открытым текстом обвиняют Вашингтон в фабрикации дела по политическим мотивам и во вмешательстве во внутренние дела Украины.
И это само по себе крайне важное изменение, которое произошло в последнее время в среде крупного бизнеса (по крайней мере его части).
«К американцам у нас больше доверия нет, — сказал в беседе с „Вестями“ один из украинских крупных бизнесменов. — Что американцы нам дали? Они втянули нас в авантюру с Майданом. Потом в авантюру с войной на востоке, которая превратилась с войну с Россией. Наша страна истекает кровью, а помощи от США реальной никакой нет — только денег немного подкидывают, чтоб мы могли платить им же по нашим долгам. А с другой стороны через навязывание условий МВФ душат нашу экономику. Складывается впечатление, что все, что нужно американцам — это чтоб Россия поглубже увязла в конфликте с нами (а мы в конфликте с Россией), а также, что становится в последнее время все более очевидным, перераспределить активы в Украине в пользу транснациональных корпораций, отняв их у украинского бизнеса. Такой хоккей нам не нужен. И суд в Вене — это только начало большого процесса изменений внутри страны и за ее пределами».