Порошенко в Германии — свистульки ни о чём
15-16 марта украинский президент Порошенко осуществил официальный визит в Германию. Хотя тематика визита прямо не указывалась, однако в целом (судя по заявлениям сторон) ее ядро составили вопросы выполнения минских соглашений, новых кредитов для Украины, поставок оружия и усиления давления на Россию. Исходя из итоговых заявлений сторон, а также тех позиций, которые озвучивались накануне участниками политического процесса, Киеву все сложнее находить «путь к сердцу» госпожи Меркель и ее окружения.
И это обусловлено целым рядом причин.
Прежде всего, явная усталость как Германии, так и ЕС в целом от украинской темы. Киев совершенно утратив связь с реальностью, считает себя той осевой проблемой ЕС, на которой должно быть сфокусировано внимание всех европейских столиц.
Эту провинциальную наглость емко озвучил глава МИД Украины П.Климкин: «главную задачу украинской дипломатии я вижу в том, что бы все лидеры стран, все политики, просто граждане, когда просыпались, ставили перед собой один вопрос: «Что сегодня я должен сделать для Украины, которая страдает от российской агрессии?». А вечером, завершая свой день, они бы спрашивали, что именно на практике я сделал для Украины». Дело доходит даже до того, что МИД Украины требует от ЕС комментариев по поводу тех или иных заявлений российских политиков. В ЕС по привычке избегают прямых высказываний о том, что они думают о таком поведении, но охлаждение в отношениях – явная реакция именно на это.
В Берлине усиливается скепсис и неприятие нынешнего политического руководства. Так, немецкий телеканал ARD сообщает, что по данным его источников правительство Германии разочаровалось в П.Порошенко, который не сумел стабилизировать обстановку на Украине мирным путем (что обещал сделать в начале президентского срока). Да и проволочки с реформами не добавляют ему очков. Все это привело к тому, что Штейнмайер напомнил уже Киеву о необходимости в полном объеме выполнять минские соглашения и как можно скорее переходить к политическим и экономическим реформам.
Вторая линия – переосмысление Германией украинского конфликта с точки зрения, как региональных, так и глобальных интересов Берлина. В частности, в немецких политических кругах зреет недовольство тем, что проблемы страны, далекой от стандартов ЕС и не желающей реформироваться, стали причиной обострения российско-немецких отношений и экономических потерь от такого обострения. На глобальном же уровне украинский конфликт дестабилизирует всю международную экономическую модель, поскольку привел к «войне санкций» между Западом и Россией. Это не может не беспокоить Германию, являющуюся экономическим локомотивом ЕС.
Третья линия – изначально разные стратегические посылы сторон в украинском конфликте. В то время как Берлин пытается политически урегулировать ситуацию и прекратить боевые действия, Киев в этом не заинтересован, поскольку на продолжение конфликта напрямую завязана судьба политической верхушки нынешнего режима. Об этом в явном виде никто и нигде не говорит, но многие отчетливо понимают.
Отсюда и весьма неоднозначные результаты визита П.Порошенко в Берлин.
С одной стороны, есть поводы для бравурных заявлений. В частности, получено обещание на еще один кредит в объеме 500 млн. евро. Однако это не больше, чем очередная подачка, которая не решает ни одной социально-экономической проблемы Украины, поскольку потребности Киева в деньгах куда более серьезные. А вот как раз по поводу серьезных денег (вроде конференции доноров или существенного расширения макрофинансовой помощи) никакой информации нет.
То ли переговоры были, но не увенчались успехом, то ли Берлин вообще не захотел на эту тему говорить. Скорее, второе, поскольку Киев уже стал получать кредиты от МВФ. И от того, как он будет выполнять предъявляемые ему требования может зависеть и будущая экономическая помощь от ЕС. Понятно, что минимальная финансовая поддержка присутствовать будет — просто чтобы не дать режиму обрушиться, но вот ее объемы – вопрос дискуссионный.
Еще один момент. Вроде бы есть признание А.Меркель о существенных сложностях с соблюдением минских соглашений: «Прекращения огня на Востоке Украины не достигнуто в полной мере». Кроме того, А.Меркель отметила, что если будут нарушаться минские соглашения, то ЕС пойдут на ужесточение санкций против России. Однако эти заявления – достаточно условный успех Киева. Во-первых, когда речь зашла о сроках рассмотрения вопроса о санкциях, Меркель заявила, что это будет не ранее июня, что «речь идет пока о политическом обсуждении». А между тем в странах ЕС продолжается сложный внутренний процесс, в основе которого — нежелание значительной части европейских столиц и дальше продолжать экономическую войну с Россией. Откладывание вопроса на июнь (а возможно и июль) — это не от «единства позиций» внутри ЕС, а от их противоречий.
Хотя Меркель и сказала о проблемах соблюдения соглашений, глава МИД Германии Штайнмайер отметил, что ситуация на востоке Украины за последнее время существенно улучшилась: «Все способствует тому, что в ближайшие дни и недели ситуация станет достаточно стабильной для перехода к реализации следующей [политической] стадии минских соглашений». Однако он не испытывает иллюзий, что процесс будет быстрым: «дорога, по которой мы идем,… мы все знаем, что мы еще очень далеки от решения этой проблемы». Маловероятно, что канцлер и ее подчиненный говорят что им вздумается и не согласовывают свои позиции по таким важным вопросам.
И еще один важный момент – поставки оружия Киеву и вопрос о миротворцах на Донбассе. Об этих вопросах почти ничего не было сказано во время итоговых заявлений. Всю неделю Киев (при поддержке Вашингтона) посылал сигналы европейским политикам, что он выступает за максимальную милитаризацию Европы и готов принимать в этом активное участие. Вплоть до участия в поддержке идеи о европейской армии, которую достаточно осторожно забросили в европейское информпространство. Киев явно рассчитывает на то, что ему (а скорее Вашингтону) все же удастся переубедить отчаянно сопротивляющуюся Германию пересмотреть вопрос поставок летальных вооружений Украине.
Отсутствие заявлений по данному вопросу в итоговых выступлениях Порошенко и Меркель говорит о том, что к компромиссу снова не удалось прийти – Германия, как и раньше, против этого шага. Накануне это стало предметом заочной пикировки между Штайнмайером и американским сенатором Маккейном, во время которой последний назвал немецкого дипломата продолжателем политики Чемберлена (имея ввиду политику умиротворения). Однако Берлин в этом вопросе непоколебим. По мнению германских властей, поставки оружия Киеву не приведут ни к каким позитивным процессам, а лишь будут способствовать разжиганию конфликта.
Однако, похоже, что на фоне такой несговорчивости Берлина Киев и Вашингтон в вопросе о миротворцах решили зайти с другой стороны. Высказанная однажды как вариант, эта тема внезапно стала одной из доминирующих в киевском дискурсе о ситуации на Донбассе. Порошенко официально направил в Верховную раду законопроект об обращении к ЕС и ООН относительно возможности введения миротворцев. Ранее появлялись сообщения о том, что с ООН украинский МИД такие консультации уже проводит. 17 марта Верховная рада постановила утвердить это обращение от имени Украины.
Рискнем предположить, что тема европейских миротворцев – одна из форм давления на Германию и европейские страны с целью поставить их в ситуацию выбора: или вы дадите нам свое оружие и мы сами будем воевать, не приставая к вам, или мы при поддержке Вашингтона развернем полноценную кампанию по продвижению идеи миротворцев и тогда, весьма возможно, вам придется отправлять своих граждан на нашу войну.
Понятное дело, что напрямую заставить ЕС пойти на поводу у Киева никто не сможет. Но в случае официальных обращений Киева (и поддержки Вашингтона) ЕС будет вынужден объяснять, почему он не хочет (не может, не готов) этого делать, что может привести к репутационным потерям ЕС как регионального гаранта стабильности и мира.
Впрочем, не исключен и иной вариант: тема о миротворцах является взаимосогласованной в треугольнике Вашингтон-Берлин-Киев. Предложение Киева может служить политическим триггером для действий по созданию «евроармии». А первой ее миссией как раз будет «миротворчество» на Донбассе.
Визит Порошенко в Берлин обернулся пустым выхлопом. Германия все еще стоит на позициях выполнения минских соглашений, нежелания обсуждать вопросы поставки летальных вооружений Киеву, а также постоянно выделять новые кредиты Киеву без видимых результатов реформ. Попытки Киева и Вашингтона склонить Берлин к эскалации конфликта напрямую пока что успехом не увенчались. Однако, похоже, что у них есть надежда изменить ситуацию, навязывая Европе диалог по теме миротворческой миссии на Донбассе.