Глобальный кризис и ситуация на Кавказе
Август 2015 года оказался месяцем богатым на негативные новости. В начале месяца рухнула китайская фондовая биржа – фондовые рынки Китая одномоментно потеряли 30% своей стоимости. 21 августа обвал произошел уже на американских фондовых биржах (индекс Dow Jones за сессию потерял 3,13% стоимости, S&P-500 – 3,19%, NASDAQ-100 – 4,28%.) Общие потери превысили половину триллиона долларов за один день. Затем пришла новость о девальвации юаня, вызвавшая тревогу в США и заставившая экспертов говорить о возможном начале валютной войны. Интенсифицировался конфликт на Ближнем Востоке.
Вновь зашла речь о возможных авиаударах США по территории Сирии. Турция возобновила конфликт с курдами. ИГИЛ начал использовать химическое оружие против сирийских правительственных сил и курдского ополчения в Ираке. На грани возобновления активных боевых действий зависла ситуация на Украине.
С учетом того, что США не поменяли свою позицию в отношении России, можно ожидать, что курс на жесткую политическую конфронтацию с Москвой Вашингтоном будет продолжен. И выход из системного кризиса США и дальше будут искать на пути сохранения своей глобальной гегемонии и перекладывания издержек на потенциальных конкурентов (прежде всего ЕС, Россию, Китай).
Сам факт инициированной Вашингтоном жесткой конфронтации с Россией свидетельствует о том, что именно Москву США рассматривают, как главное препятствие на пути решения своих стратегических задач. Следовательно, можно ожидать попыток создания по периметру российских границ новых очагов напряженности для сковывания и растягивания российских сил и ресурсов – с тем, чтобы заставить в конечном итоге Москву надорваться и согласиться на американские условия мира.
Кавказ как место ближайшего военного кризиса
В этом плане кавказский регион предоставляет Вашингтону массу возможностей. Возникновение здесь искусственного военного кризиса создаст России проблемы в плане контактов с иранскими и сирийскими союзниками. Но не это самое главное. Россия обязательно будет вовлечена в решение кавказского кризиса, а это потребует дополнительных ресурсов, в то время как сейчас основные усилия Москвы направлены на разрешение украинской ситуации.
Кроме того, Кавказ является мостом, связывающим кризисы на Ближнем Востоке и на Украине в одну большую дугу, полностью охватывающую западные и юго-западные границы России и отрезающую ее от Европы.
Наконец, противоречия между кавказскими государствами столь глубоки и трудноразрешимы, что любой посредник окажется в ситуации, когда им будут недовольны все.
Итак, Кавказ может оказаться ближайшей точкой приложения дестабилизационных усилий США. Самым уязвимым звеном среди кавказских государств является Армения.
Она и раньше испытывала наибольшие экономические трудности. Сейчас же, в условиях глобального кризиса, уменьшаются возможности союзников оказывать армянской экономике необходимую поддержку. Это дает возможность вести работу по дискредитации курса ереванских властей на евразийскую интеграцию.
Первая попытка была сделана во время несостоявшейся «электрической революции» в июне этого года. Но сомневаться в серьезности намерений организаторов не приходится.
Заметим, что дестабилизация обстановки в Ереване сопровождалась обострением на линии разграничения в Нагорном Карабахе. То есть, в случае успешной смены власти в Ереване, для консолидации народа была бы немедленно организована война. Полная аналогия с Украиной, только там (по причине неявки на войну России) пришлось ограничиться гражданским конфликтом, а здесь, в виду высокой консолидированности армянского общества и, соответственно, невозможности развязать гражданскую войну, ставка была бы сделана на разморозку и быструю эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе.
Война не только сплачивает нацию. Она еще и позволяет власти оправдать любые провалы в экономике. А, как показывают практика и опыт, после проамериканских переворотов, как правило, наступает резкий экономический обвал.
Наконец, в конкретных условиях Кавказа возобновление боевых действий в Нагорном Карабахе с опасностью почти моментального перерастания в полномасштабную армяно-азербайджанскую войну ставит Россию в крайне невыгодное положение, когда любое ее решение настроит против нее сразу и Ереван, и Баку.
Выступить в поддержку одной из сторон конфликта в такой ситуации Москва не сможет. Предложения посредничества не будут приняты, пока не будут подкреплены реальной силой, поскольку обе стороны в такой ситуации будут считать себя правыми (подвергшимися неспровоцированной агрессии) и стремиться к однозначной победе и наказанию «агрессора». Навязанный компромисс оставит недовольными обе стороны, которые, в принципе, и так недовольны неопределенной (с международно-правовой точки зрения) ситуацией вокруг Нагорного Карабаха, а тут еще на тлеющие угли плеснут бензин войны.
В общем, ситуация такова, что в ближайшие месяцы можно ждать спонсированных США внутриполитических провокаций в Армении (подкрепленных военными провокациями в Нагорном Карабахе).
В принципе, попытки дестабилизировать Азербайджан тоже возможны, но правительство Ильхама Алиева не только продемонстрировало свою готовность жестко подавлять любые поползновения устроить в Баку местный майдан, но и имеет значительно больший запас финансово-экономической прочности. Поэтому вероятность концентрации американских усилий на Ереване выше.