Почему Путин помог Лукашенко?
Интернет полон версий – всех интересует, почему вдруг президент России Владимир Путин прислал в Минск главу Роснефти Игоря Сечина, и потом Лукашенко объявил, что Путин ему позвонил и дал 300 миллионов долларов. Якобы в компенсацию ущерба за так называемую «грязную нефть» – так пояснил смысл происходящего сам белорусский президент. После чего пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг компенсацию, чем вызвал дезориентацию публики. Однако 25.02.2020 стало известно, что РБ и РФ всё же подписали протокол о компенсации, где Россия предоставляет Белоруссии нефть по цене $15 за баррель.
На самом деле вышло как в анекдоте: «И не сто рублей, а двести, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл». Не $300 миллионов, а что-то около $62, хотя Лукашенко просил $71, а предъявлял вообще 2,5 миллиарда, и не Путин из бюджета, а Транснефть из своих, хотя без санкции Путина Транснефть пара изо рта не выпустит, но, как говорится, ложки нашлись, но осадок остался.
Радикал-патриоты расстроились, что Путин вновь «не дожал», охранители увидели очередной хитрый план по изоляции белорусских олигархов, сторонние наблюдатели предположили, что имеют место некие секретные договорённости по продаже каких-то белорусских активов. На этом все версии исчерпались, и дискуссия постепенно затихла.
Однако самое простое толкование лежит на поверхности и почему-то никого не интересует. Владимир Путин никогда не ставил целью «дожать» Александра Лукашенко и создавать ему коллапс экономики ради его свержения. Россия не специализируется на организации цветных революций путём экономического удушения даже самых сомнительных союзников. И делает это вовсе не из альтруизма, а из чисто прагматических соображений.
Первое: создание трудностей в белорусской экономике накануне выборов президента вовсе не гарантирует свержение Лукашенко.
Второе: даже если Лукашенко свергнут, к власти придёт скорее всего Владимир Макей, а Белоруссия превратиться в Украину. Пророссийских структур там нет, а обвалившуюся власть быстрее подхватят ребята из Вашингтона и Брюсселя, чем из Москвы. Киев-2014 подтвердит. Белоруссия просто треснет пополам, но пророссийского кандидата там мы не увидим. Разница в том, что при Лукашенко она превратится в Украину за пять будущих лет, а при Макее за один месяц. Из двух зол Россия выбирает меньшее, и это логично. Пророссийских кандидатов в Белоруссии нет от слова «вообще».
Третье: Владимир Путин понимает, что лукашенки приходят и уходят, даже если задерживаются надолго, а народ Белоруссии остаётся, и ему и так сейчас очень трудно. Сделать белорусам ещё хуже руками реально братской России в планы Владимира Путина вовсе не входит.
Четвёртое: сценарий с созданием искусственного кризиса в Белоруссии накануне трансфера в России контрпродуктивен даже технологически. Мы там затеем долгий ротационный процесс, а потом у самих начнутся ротации и трансферы. Чем всё окончится – неясно, тем более, что Россия вообще не спец по цветным революциям на экспорт.
Пятое: Россия старается провести празднование юбилея Великой Победы, обеспечив как можно больший консенсус стран-победительниц. Приглашены даже Трамп и Лукашенко, могут пригласить Зеленского. Они могут и не приехать, но в таком случае это будет их решение, а не «ответ на агрессию» России.
Шестое: никакие купли-продажи не решают вопроса интеграции, а она принципиально отложена по желанию Минска. Россия не вводит санкции, а строит экономические отношения прагматически. Если две страны торгуют, то нормально, когда цены рыночные, а не внутренние, а в обмен на дотации дают политическую поддержку.
Седьмое: Россия строит в Белоруссии атомную АЭС. Это стратегическое решение, ибо Белоруссия получает избыток электроэнергии, который некуда девать, становится зависимой от завязанных на Россию перевозок ядерного топлива и получает задолженность по кредитам. Однако всё это вовсе не смущает Александра Лукашенко и угрозой белорусскому суверенитету, видимо, не является.
Белорусская сторона выдвигает свой список претензий, утверждая, что тоже оказывает России существенные услуги. Расчёты, сделанные Михаилом Бабичем, в Минске вызывают раздражение, но опровергнуть их пока не получилось. Однако вопрос трактовок – не повод для экономической войны с далеко идущими намерениями свержения президента соседней страны. Во всяком случае, в отношениях России со странами СНГ это так.
62 миллиона долларов компенсации не решают проблем белорусской экономики, которой требуется ка минимум в 20 раз больше, но сглаживают некоторые текущие трудности. Лукашенко, несомненно, выиграет выборы, но антироссийской карты на них разыграно не будет. Если не считать антироссийскими действиями каждодневную ползучую белорусизацию, понимаемую как католицизм, вышиванки, мова и латиница с вытеснением русского языка и навязыванием «европейского выбора».
Словом, Лукашенко вовсе не союзник России и не друг, но прагматизм требует холодного рассудка, а не эмоциональных всплесков. Соорудить своими руками из белорусской экономики руины, на которые взберётся выращенная Западом радикальная националистическая оппозиция – это не в интересах России. А Лукашенко, как бы ни старался, своим на Западе никогда не будет. Менять что-то в этом раскладе России совсем не с руки.
Всем, кто надеется, что вот сейчас Россия перекроет все каналы в отношении стран СНГ и тем самым добьётся победы, стоит остыть и понять, что такие действия только в интересах Запада, раздувающего из мелких споров большую войну. Россия не сделала эту глупость на Украине, тем более не сделает её и в Белоруссии. Существует масса других способов заставить считаться со своими интересами, и далеко не все они были опробованы на практике. Абсурдные действия в содержание геополитики сверхдержавы не входят.
Александр Халдей