«Нафтогаз» принял неожиданное решение
«Северный поток-2», который, по мнению его оппонентов, является «чисто политическим проектом», на самом деле очень выгодное экономическое предприятие. Настолько выгодное, что сравнить его можно только с самыми рентабельными мировыми производствами. Это, наконец-то, поняла и Украина, потому что «Нафтогаз» начал активную борьбу за русский газовый транзит. В Европе для проектов, подобных «Северному потоку-2», хорошей рентабельностью считается окупаемость в 15-20 лет. Новая же российская труба, с учетом косвенных доходов, окупится для «Газпрома» уже лет через 5-7.
Геополитика геополитикой, а деньги любят счет
Да, никто не отрицает, что геополитические резоны в строительстве второй очереди газопровода по дну Балтийского моря есть и они велики. Настолько велики, что американские политики с самого первого дня всячески пытались сорвать его строительство. С вводом в строй еще одной «русской» трубы, энергетическая зависимость Европы от России возрастет еще на несколько процентов и этого допускать было никак нельзя. Причем они понимали, что перерезать эту новую газовую пуповину Вашингтон уже потом не сможет ни организацией очередного майдана в Киеве ни в… Минске.
В октябре 2018 года министр энергетики России Александр Новак назвал окончательную стоимость прокладки трубы – 11 млрд. $ (при этом ресурсы самого «Газпрома» составят только половину этой суммы). Примерно столько же вложил российский газовый монополист в новые наземные газовые сети на территории России. При этом, примерно 60% из этих вторых 11 млрд. $ все равно надо было тратить, чтобы подсоединить Бованенковское месторождение (ресурсы которого используются для «Северного потока-2») до главной «украинской трубы». А значит, чистые затраты на обход Украины составили всего около 5 млрд. $.
Итак, можем начинать оценивать окупаемость для «Газпрома» его нового «обходного» проекта. Да, она напрямую зависит от тарифа на прокачку по СП-2, которая пока не известна. Но если исходить из минимальной возможной цены даже в 2$ за 100 км за прокачку 1000 кубов газа (а именно такой была цена прокачки по первой «балтийской трубе в 2013 году), то на всем 1220 км маршруте она составит всего 24$ и с учетом прокачки 55 млрд. кубов мы получаем сумму грязных доходов в 1,32 млрд. долларов. Да, безусловно при этом надо вычитать операционные затраты, но минимум 1,2 млрд. долларов в год чистой прибыли «концессионеры» при этом получат. При этом, прибыль «Газпрома» составит «всего» 600 млн. долларов в год.
Начинаем считать. 5 млрд. $ вложений в наземную инфраструктуру, плюс 5,5 млрд. $ вложений в СП-2. Равно 10,5 млрд. $. А это с учетом привлечения кредитных средств выводит проект на полную окупаемость «всего» за 20 лет.
Пока, согласитесь, не особо впечатляет. Но не спешим с выводами. Мы пока считали только прямые доходы и только по самому низкому из возможных тарифов, которые в будущем будут только увеличиваться. Но уже на этом этапе можно сказать, что с учетом срока службы новой трубы в 50 лет, проект прокладки СП-2 выгодное предприятие.
Но это только вершина айсберга. Главная денежная экономия «Газпрома» заключается в другом…
Косвенная прибыль «Газпрома» в разы больше прямой
Главные деньги российский газовый монополист заработает на Украине. Вернее, не даст их заработать своему «партнеру»-конкуренту «Нафтогазу», аппетиты которого после второго киевского майдана резко выросли.
Используя свое монопольное положение, и имея за спиной поддержку Вашингтона, Киев с 2015 решил резко увеличивать стоимость транзита газа по своей территории. При этом, привязано это было с переходом Украиной с 1 января 2016 года, на так называемую европейскую систему ценообразования на транзитном газовом рынке, где считается не длина маршрута, а цена на точках входа и выхода в газотранспортную систему страны.
Для всех точек входа в ГТС Украины был установлен тариф в 12,47 $ за 1000 м3. Для точек выхода тарифы колебались от 16,74 до 32,16 $ за/1000 м3. Например, транзит газа от точки входа «Суджа» в Сумской области до точки выхода в «Берегово» в Закарпатье протяженностью в 1160 км, обходился «Газпрому» в 44,63 $ за 1000 кубов, или в 3,85$ за 100 км., что было уже почти вдвое выше «средних европейских тарифов». Далее, в 2017-18 гг. эти цены несколько корректировались в сторону повышения исходя из уровня роста операционных затрат ГТС Украины (до 33,76$ на 2018 на самой дорогой точке выхода).
То есть Вашингтон, блокируя строительство СП-2, не только пытался уменьшить продажи российского газа в Европе и освободить местный газовый рынок для своего СПГ, но и хотел переложить содержание киевского режима на московскую шею.
Но, Москва победила в сражении за СП-2, а потому «позиции» «Нафтогаза» начали быстро рушиться. Еще летом текущего года он впервые задумался о снижении цен на свои услуги, а вчера попросил НКРЭКУ вдвое снизить ставки на транзит для точек выхода из украинской ГТС:
Для ТВ «Ананьев» и «Гребеники (АТИ)» — до 10,89 $; «Берегово» —16,22 долл.; «Гребеники (ШДКИ)» — 12,6 долл.; «Дроздовичи» и «Устилуг» — 12,01 долл.; «Алексеевка» — 16,64 долл.; «Орловка» — 13,27 долл.; «Теково» 15,46 долл., «Ужгород» 16,88 долл.
Таким образом, только признание факта проигрыша Киевом и Вашингтоном сражения за СП-2 заставило «Нафтогаз» начать бороться за русский газовый транзит и резко (примерно на 30%) снизить стоимость транзита. И это можно также занести в доходы «Газпрома» от постройка новой газовой трубы по дну Балтийского моря. Причем их можно легко посчитать. Например для 2019 года при транзите в минимум 80 млрд. кубов умноженных на среднюю цифру (так как часть его пойдет по южному маршруту) 14 $, получаем 1,12 млрд. долларов в год.
То есть в год «Газпром» будет получать прямой и косвенной прибыли с «проекта» в размете 1,75 млрд. $, что приводит к полной окупаемости его в течении 6 лет (или 6,5 лет с учетом банковских процентов). С 2020 года, эта цифра несколько уменьшиться, но с учетом роста поставок, не особо. И это только начало торгов. Главные баталии вокруг них начнутся в следующем году. А Москву, с учетом ситуации на Украине, и прихода к власти Юлии Тимошенко, «плюс 1 млрд. $» могут и не удовлетворить.