Политика

20 лет первому майданному побоищу в Киеве

В субботу исполняется юбилей «черного вторника» — 18 июля 1995 года в Киеве украинские боевики впервые применили силу в отношении правоохранителей. Первые пытались захоронить в Софийском соборе своего самозваного «патріярха», а вторые – не допустить в Святыню «похоронную процессию». Сам же труп, таким образом, стал первой «сакральной жертвой Майдана» – «положенной во имя объединения украинского православия».

И спустя двадцать лет никем в православном мире непризнанные, но национально-свидомые «церкви» (каковых на Украине насчитывается по меньшей мере пять) так и не смогли совокупиться в «Єдину помісну». Не помогли даже гарантии «канонического признания» от содержанца Госдепа США – т.н. Константинопольского патриарха («т.н.» потому что патриархат даже не стамбульский – в столице Турции духовная власть местного патриарха распространяется на пару тысяч греков, сосредоточенных в микрорайоне Фанар).

Как известно, 8 июня в Киеве т.н. «Украинская православная автокефальная церковь» («УАПЦ») и т.н. «Киевский патриархат» («КП») подписали протокол о намерениях объединиться. В качестве наблюдателей собственно и присутствовали представители т.н. Константинопольского патриарха Варфоломея. Сделано это было как бы по настоятельной просьбе «премьер-министра» Яценюка. Хотя руки чесались ой как давно. Так что письмо «премьера» свидетельствовало лишь о продолжающемся вмешательстве «демократичної влади» в конфессиальные вопросы. Что же касается Варфоломея, то его деятельность на чужой канонической территории без разрешения на то местного правящего епископа (каковым является Московский патриарх) есть грубейшее нарушение правил, установленных самими апостолами.

Но даже такой шаг оказался неспособным подтолкнуть жуликов от религии друг другу в объятия. Сейчас – оправдываясь перед «смотрящими» – они обвиняют друг друга в срыве «объединительного процесса». Конкуренты в борьбе за лохов банально не сторговались на счёт того, сколько кому положено квот на объединительном съезде, который должен был выдвигать будущего главу «Единой поместной церкви». Формально у «КП» прихожан, конечно, больше. Неформально же «УАПЦ» намекнула филаретовцам, что преимущество это – во многом результат захватов храмов и приходов. Более того, свои первые шаги в «объединительном процессе» начинал Филарет Денисенко с «беспредела», а именно с попытки «отжатия» «УАПЦ» как таковой.

Историю переделов «церковного бизнеса» в своё время зафиксировала наблюдавшая за тем пресс-служба УПЦ МП. С её руководителем Филарет, в бытность свою каноническим экзархом и ярым борцом против возрождающейся «УАПЦ», был в весьма доверительных отношениях. А другой сотрудник пресс-службы УПЦ МП успел в юные годы потрудиться и в аналогичной структуре «УАПЦ» (по неопытности не осознавая тогда гибельности «национальной цэрквы»).

Филарета, как известно, в 1992 г. за тоталитарный стиль управления (в попрание главного принципа Церкви – Её соборности), вскрывшееся сотрудничество с КГБ и, наконец, за нарушение монашеского обета безбрачия, сначала сенсационно не избрали Московским патриархом (хотя он был местоблюстителем патриаршего престола), а затем низвергли и с престола киевского. «УАПЦ» к этому времени действовала на Украине уже около трёх лет. Данная структура была основана при Петлюре, возрождена по распоряжению на оккупированных территориях УССР Гитлером, а в 1943-м бежала прямо в США. Оттуда и продолжала управляться уже в незалежной.

Денисенко же, не добившись пердстоятельства московского, решил, посовещавшись с давним приятелем – тогдашним президентом Кравчуком (остро нуждавшимся в карманной Церкви) заполучить патриаршество хотя бы липовое.

21 июня 1992 г. в «Киевскую Патриархию УАПЦ» прибыла группа депутатов-свидомитов а также сотрудник аппарата президента Кравчука Б. Тэрнопильский с требованием немедленного созыва «собора епископов УАПЦ» для приема в ее лоно Филарета. «Это приказ Президента!» — заявили они тогда.

25 – 26 июня 1992 г. под председательством Филарета прошло собрание нескольких «епископов УАПЦ». Решением этого «собора» «упразднялась» не только «УАПЦ», но и… УПЦ МП! Все их имущество и финансы объявлялись собственностью вновь созданной организации – «Украинской православной церкви – Киевского патриархата». Ее руководителем «решено считать» сидящего в США «патриарха УАПЦ» Мстыслава Скрыпныка, заместителем – Филарета. Сам же Мстислав узнал об «упразднении» своей «церкви» лишь несколько дней спустя, да и то – из прессы. Таким образом, заметим, «УАПЦ» в представлениях филаретовцев была «слита» (во всех смыслах) ещё 23 года назад. Тогда, забегая вперед, зададимся вопросом: с кем же «УПЦ-КП» пытается слиться сегодня?!!

1 июля 1992 г. «патриарх УАПЦ» Мстыслав прибыл в Киев, где был сразу же изолирован в бывшем санатории ЦК КПУ. На следующий день с ним «провёл беседу» лично президент Кравчук. Ему узник заявил, что произошедшее «объединение» не имеет никакого отношения к «УАПЦ». Это – «приватные решения Филарета и нечистоплотных политиков» (позже, 20 октября 1992 г. в Обращении к «епископату, духовенству и мирянам УАПЦ» Скрыпнык призвал не признавать «объединения» «УАПЦ» с Филаретом).

Несмотря на это, 20 июля 1992 г. Совет по делам религий Украины зарегистрировал «изменения и дополнения в Устав УАПЦ», поданные Филаретом. Регистрация была столь скоропалительной, что оказалась скрепленной печатью несуществующего на тот момент органа – Совета по делам религий УССР, следовательно, не имеет юридической силы.

20 июня 1993 г. на основании заявлений нардепа Головатого, Генпрокуратура Украины, за подписью генпрокурора Шишкина, признала регистрацию «УПЦ-КП» незаконной и приостановила её деятельность. Но до суда дело не дошло – Шишкин был снят с должности, а Коллегия Генпрокуратуры распущена.

11 июня 1993 г. в Канаде умер «патриарх Мстыслав».

В конце октября 1993 г. Кравчук направил Обращение т.н. Константинопольскому Патриарху Варфоломею выразив надежду на содействие «утверждению на Украине УПЦ-КП».

22 ноября 1993 г. «Беркут» разогнал демонстрацию сторонников «УАПЦ» под Администрацией президента. На следующий день были задержаны семь «архиереев УАПЦ» за протесты против правового произвола в отношении «УАПЦ» и требования возвращения имущества, в том числе и здания «Патриархии УАПЦ».

В преддверии выборов нового «предстоятеля» украинских «епископов» так и не удалось уговорить избрать бывшего агента КГБ. Во избежание полного провала затеи «УПЦ-КП» вице-премьер Жулынськый дал по телефону команду избрать «патриархом» бывшего советского диссидента Володымыра Романюка.

«Именно Романюк начал переговоры о приеме Филарета в «УАПЦ» и был одним из моторов создания «УПЦ-КП», – пишет глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. – Он участвовал в погромах православных храмов вместе с филаретовскими депутатами». Но Филарет не мог простить, ни Романюку, ни «епископату» собственного неизбрания, и начал подковёрную войну. Часть «епископата» сбежала в трепыхающуюся «УАПЦ», а Романюк решил привлечь к борьбе с Филаретом правоохранительные органы. В 1995 году он направил в киевские Управление по борьбе с организованной преступностью просьбу о выделении, ему охраны от зама, который «задумал его убить». Круглосуточная охрана просителю была выделена на три дня подготовки и проведения «синода УПЦ-КП». За это время (в том числе и ночью) было пресечено пять попыток филаретовцев и депутатов расправиться с “патриархом” (что зафиксировано в милицейском отчете).

4 мая 1995 г. «патриарх Володымыр» издал указ об увольнении Филарета с должности своего зама. УБОПу он в качестве благодарности раскрыл связи Денисенко с бандитскими группировками Киева и сообщил о переводе Филаретом в германские банки церковной кассы, которую тот прихватил, «упраздняя» УПЦ МП. А 14 июля мёртвого Романюка с переломанными рёбрами и следами от уколов в сердце обнаружили в университетском ботсаду. «Патриарх» отправился на встречу с некой дамой («как человек, проведший много лет в сталинских лагерях, он до старости питал слабость к противоположному полу», – поясняет Анисимов). По официальной версии Романюку стало плохо, и некие женщины пытались в течение двух часов (под стенами больницы!) его реанимировать. Возможно, при массаже сердца поломали ему грудные ребра, а также делали прямые уколы в сердце. Однако к прибытию скорой, сколь заботливые столь загадочные “реаниматоры” отчего-то исчезли.

Тогдашний руководитель «Отдела внешних церковных сношений УПЦ-КП архимандрит Викэнтий» свидетельствует: «Незадолго до смерти Романюк взломал какую-то дверь на Пушкинской и таки нашел архив Филарета, где находились копии за много лет донесений Филарета в КГБ Украины и даже обращение о том, что он сыграл какую-то выдающуюся роль в Чехословацких событиях 1968 года, а правительство не решает его квартирных и бытовых проблем. Романюк был очень рад этой находке, поскольку Филарет всегда кичился тем, что имеет на всех компромат, собранный КГБ, а здесь оказался компромат на самого Филарета. Но Владимир Романюк понимал, насколько это опасно. Он не только заявлял в милицию о том, что Филарет его отравит, но и всем говорил: «Если после обеда у Филарета я не проснусь или умру, знайте — меня отравили»… Я был на вскрытии тела вместе с Черпаком, братьями Швецами. Судмедэксперт сказал, что… кровь была свернутая, и сердце эту «кашу» перерабатывало, пока не закупорилось. Эксперт сказал, что это отравление, и определить, каким ядом он был отравлен, — дело времени». Речь шла о шести месяцах, через которые требовалось брать повторные анализы тела. Однако, Филарет сделал всё, чтобы этого не случилось.

Похороны Романюка 18 июля вошли в недолгую историю Украины как первый “черный вторник” (второй случится 19 февраля 2014 г., когда «мырна хода» с огнестрельным оружием, битами и цепями нападёт на «Беркут» и по полной отгребёт). Это была блестяще осуществлённая провокация против Кучмы, менее чем за год до того пришедшего к власти под пророссийскими лозунгами. Чтобы вынудить милицию применить силу против «похоронной процессии», она направилась к Софийскому собору (но намерение захоронить там Романюка служило лишь поводом к захвату святыни). Филарету под это дело удалось мобилизовать боевиков-унсовцев, депутатов-неонацистов и – как же без этого – западных послов. ОМОН терпел, пока «мирные протестующие» не принялись таранить его гробом.

20 лет первому майданному побоищу в Киеве

«Революция» была разогнана в считанные минуты. Под действие слезоточивого газа попали не только «мирные верующие» и «неприкосновенные» депутаты, но и послы.

Запахло международным скандалом. Его целью, как писали тогда СМИ, было вынудить Кучму подать в отставку, передав власть тогдашнему премьер-министру, бывшему шефу КГБ УССР и (коллеге по этой линии Филарета) Марчуку.

20 лет первому майданному побоищу в Киеве

Тогда президент, ещё обладавший высоким уровнем доверия в обществе, не уступил давлению и объявил об открытии уголовных дел. Филарет жаловался, что их «стали допрашивать, как преступников», проводить обыски. Но затем, с началом череды предательств своих избирателей, Кучма сошёлся с Филаретом. И лишь на выборах 1999 г., когда в президентскую гонку вступил и Марчук, Кучма намекнул, что когда-нибудь расскажет правду о “черном вторнике”. Да «запамятовал», как только Марчук стал сговорчив.

Не забыли, однако, сподвижники Романюка. Так, бывший «епископ УПЦ-КП Мэфодий», возглавивший затем «УАПЦ» заявил в 2001 г., что Романюка убили. В конкурирующую организацию перешёл её будущий главарь в знак протеста – после того, как Филарет стал, наконец «патриархом».

Мечта Денисенко осуществилась 21 октября 1995 г. на «поместном соборе УПЦ-КП». «Во избежание недоразумений» «выборы» проходили на безальтернативной основе. В знак протеста часть «епископата», сбежала в «УАПЦ» прямо с «собора». В тот же день они вместе с «архиереями УАПЦ» оформили «Акт объединения церквей» без Филарета. Филарет лично обратился с угрозами в адрес отступников, принуждая их вернуться в «УПЦ-КП». Генпрокуратура тогда официально предупредила Денисенко о «недопустимости шантажа в межконфессиональных отношениях».

В феврале 1997 г. за преступления перед Церковью Архиерейский Собор РПЦ предал анафеме запрещенного в служении и лишенного священнического сана ещё в 1992 г. Денисенко Михаила Антоновича (бывшего митрополита киевского и всея Украины Филарета). Но задолго до того и первый «Патриарх Киевский и всея Украины» Дмытро Ярэма нарёк Филарета «люцифером украинского народа», призвав и в дальнейшем руководствоваться данным определением. Что, надо сказать, все эти годы выполнялось. По крайней мере «УАПЦ» всегда заявляла, что главное препятствие объединению «украинских церквей» – фигура главы «КП».

Вот с «люцифером и его-то детищем, построенным на руинах «УАПЦ», и пытается руководимый Госдепом США т.н. Константинопольский патриархат объединить остатки «УАПЦ». Той самой «УАПЦ», которая, в свою очередь, ещё в 1995 г. «отменила» самого Филарета. Зачем эта химера Штатам? Ведь в Госдепе сидят не дураки. Там прекрасно понимают, что самой Украине осталось существовать считанные месяцы.

Потому так и торопятся.

Основанная ещё при Петлюре «УАПЦ» возвращалась дважды: при Гитлере и при Горбачёве. Но оба раза – как маргинальная структура. В случае же объединения с «КП» она теперь иммигрирует в США (которые безусловно уже – накануне сокрушительного поражения – мечтают о реванше в Малороссии) в качестве «Церкви украинского народа» в изгнании. Тем более что, свершись объединение по намеченному плану, в новую «канонизированную Константинополем» структуру перелилась бы вся гниль из числа епископов УПЦ МП, рукоположенных по рекомендации личного секретаря бывшего Митрополита Киевского Олександра Драбынко. А уж какое количество храмов удалось бы захватить под это дело, и какое количество приходов насильно перевести в раскол!

И чтобы уже не происходило после освобождения нынешней территории Украины от фашизма, сколько бы верующих не вернулись в лоно Церкви, это было бы объявлено «извечным российским насилием над многовековой украинской идентичностью», и у заокеанских её хранителей теперь имелся бы в рукаве козырь «многомиллионности украинской церкви».

Но что-то не срослось.

И как тут не посочувствовать вышеупомянутому Драбынке. Сей тщательно упитанный юноша аж из штанов своих дольчегабановых (или каких он там педерастов предпочитает) выпрыгивал, поливая грязью священноначалие своей Церкви, дабы с почестями усадить свои натруженные чресла в уготовленный им престол в новообразованной «церкви». А тут ни новой «церкви», ни в Старой уж кресло самое хилое никто теперь не даст.

Дмитрий Скворцов,
политический обозреватель, Киев

Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть