Украинский консилиум: больной перед смертью потел
Актуальная украинская демократия поражает одной интересной особенностью. За пределами Украины практически в любой стране мира вы можете столкнуться с большим разнообразием трактовок и оценок событий, происходящих на её территории.
Например, в России, в любой дискуссии всегда можно зафиксировать точку зрения на Украину как на отживающее свой век юридическое эхо уже умершего государства с разбегающимся от нищеты населением. Но есть и оппонирующая этой позиция, квалифицирующая Украину как некую постоянно укрепляющуюся и превращающуюся в несокрушимый монолит территорию, населённую вполне зажиточными пейзанами. И, кроме этих, существует весь промежуточный спектр взглядов и точек зрения, а также пара-тройка совершенно оригинальных.
Если же мы обратимся к оценкам украинских политиков и международных организаций, непосредственно ангажированных в украинский кризис, то обнаружим, что озвученные на Украине оценки разительно отличаются от сделанных за её пределами.
Политики, выступающие на Украине, делятся на две части: те, кто баллотируется в президенты или поддерживает кандидатов, а также те, кто от активного участия в политике дистанцировался. Последние могут позволить себе аккуратно, не ставя под сомнение основные принципы организации постмайданной власти и её идеологические постулаты, поставить вопрос об эффективности некоторых конкретных шагов. Например: не то чтобы бомбить и обстреливать города Донбасса было неправильно — неэффективно, поэтому надо, мол, подумать над другим способом «возвращения региона». Не то чтобы кто-то сомневался, что Россия — агрессор, но раз уж Украина её победить не может, то, может, стоит попытаться как-то договориться и хотя бы денег за уступку Крыма стребовать.
Озвучивание подобных приведенным пассажей по всем актуальным вопросам общественной и политической жизни — свидетельство высшей степени оппозиционности политика.
Ангажированные в текущую избирательную кампанию политики и их команды не устают поливать друг друга помоями и обвинять во всех смертных грехах, но в стратегическом плане их позиции абсолютно тождественны. Россия — враг, экономическая разруха — вина предыдущих властей (вплоть до Петра I и Екатерины Великой), конкурент на выборах — многолетний «агент Кремля». Если имярек получит (сохранит) власть, то в считаные недели или даже дни Украина расцветёт на зависть всем соседям (ближним и дальним).
Вот, например, выступает 21 октября кандидат в президенты Тимошенко и рассказывает, что власть, прикрываясь требованием МВФ о повышении цен на газ, просто желает напоследок обворовать народ, а как только президентом станет Тимошенко, цены будут немедленно снижены в пять-шесть раз. 22 октября президент и кандидат в президенты Порошенко ей отвечает, что правительство Гройсмана, под его чутким руководством, обеспечило невиданный экономический рост на фоне необходимости вести «войну с Россией», а временные трудности возникли из-за того, что предшественники «набрали долги», которые теперь надо отдавать, почему и приходится перекредитовываться у МВФ. И вообще меморандум с МВФ, по которому Украина обязалась поднять цены на газ до европейских, был подписан в 2008 году (когда главой правительства была Тимошенко). При этом они оба обещают победить Россию, не ставят под сомнение целесообразность русофобской политики внутри страны и обвиняют друг друга в работе на Кремль.
Но среди украинских политиков есть и другое мнение. Бывший первый заместитель Генерального прокурора Украины, бывший заместитель секретаря СНБО Украины, кандидат в президенты Украины в 2014 году Ренат Кузьмин, против которого киевский режим в 2014 году возбудил уголовное дело и объявил его в международный розыск и которого в 2015 году секретариат «Интерпола» отказался разыскивать в связи с политической мотивацией его преследования на Украине, утверждает на своей странице в соцсети, что за время правления нынешнего режима цены на продукты выросли до 300%, квартплата на 500%, электричество подорожало на 700%, газ на 800%, и делает вывод: «Украина… утратила основные признаки государства, такие как суверенитет, независимость и монополия на насилие. Украина — это беззаконие и коррупция, рост преступности, особенно ее насильственных форм, зависимость от кредитов МВФ и политики Запада, утрата территорий и населения, гражданская война, раскол и ненависть в обществе».
Заметьте, Кузьмин ни словом не обмолвился о том, что во всём этом виновата Россия. Более того, он видит на Украине не внешнюю агрессию, а гражданскую войну. Причём, поскольку, по его мнению, Украина зависима от политики Запада, то получается, что именно на Западе лежит как минимум часть ответственности за плачевное состояние дел в стране.
Но может быть, Кузьмин обижен на украинскую власть за то, что она хочет посадить его в тюрьму и просто клевещет на достойных людей, попутно извращая суть сложившейся в стране ситуации?
Обратимся к позиции МВФ, сотрудничество с которым так высоко ценят украинские власти. В последнем отчёте МВФ, вышедшем в октябре 2018 года, Украина по ВВП на душу населения помещена на последнее место в Европе. В мире она занимает 134-е место, ниже Молдавии и выше Папуа — Новой Гвинеи. Обвальное падение произошло именно при этой власти, которая готова выполнить любые требования Фонда, так что МВФ обманывать не резон.
Что касается политических приоритетов нынешней власти, то ксенофобской и неприемлемой называют её национальную политику Венгрия и Польша. Будапешт практически ввёл против Киева санкции, блокируя приглашения украинских политиков на саммиты НАТО и ЕС, а официальная Варшава несколько раз заявляла, что «с Бандерой Украина в ЕС не войдёт».
Это важно хотя бы потому, что в Киеве пытаются представить позицию Москвы как некое исключение из правил. Когда против Украины выступили венгры, там заявляли, что они «подкуплены Кремлём» и Запад заставит их разблокировать сотрудничество Украины с ЕС и НАТО. Но венгры не одни, позиция Польши не так акцентирована, но очень близка к венгерской. В последние месяцы активно работает над снятием с России европейских санкций правительство Италии. Рим прекратил оказывать Киеву какую-либо поддержку. Даже Ангелу Меркель на Украине обвиняют в том, что она продалась Путину, поскольку канцлер Германии упорно продвигает безумно выгодный для её страны проект газопровода «Северный поток — 2» и неоднократно заявляла, что Германия от него не откажется.
Как видим, между Украиной, ставящей на первое место бандеровскую идеологию, и её прагматичными европейскими якобы союзниками нарастают противоречия.
А теперь зададимся простым вопросом: «Что, в Европе так уж любят Россию?» Нет. Большинство политиков, сегодня демонстрирующих Москве свою лояльность, каких-то четыре года назад вводили санкции и обещали стоять вместе с Киевом до победного конца. Просто выяснилось, что с нищей Украиной «стоять до конца» надо за свой счёт, ещё и Киев подкармливать, чтобы не упал, а с Россией вместе можно зарабатывать. Если бы Украина могла предложить Западу проекты, хотя бы на 50% такие же привлекательные, какие может Россия, мы бы и сейчас имели дело с русофобским европейским монолитом.
О чём говорит всё изложенное?
Политики могут долго обманывать собственный народ. Политики могут иногда обмануть соседние народы, даже посеять сомнения об истинном состоянии дел в своей стране в экспертных сообществах и среди политиков соседних стран. Некоторые будут «видеть» «процветающую Украину» до последней её минуты, как особо доверчивые соратники до последней минуты ждали в 1945 году, что вот-вот фюрер применит «чудо-оружие» и поражение превратится в победу. В конце концов, пускать пыль в глаза на мировой арене иногда бывает даже полезно. Но если политики сами обманываются относительно состояния дел в своей стране — это опасно в первую очередь для них.
Судя же по тому, что вокруг Украины все констатируют провал проекта, но при этом не только нынешний режим — вся политическая элита Киева ни на йоту не пытается пересмотреть свои политические приоритеты, наоборот, старается сделать невозможным даже теоретическое обсуждение корректировки внутри- и внешнеполитического курса, — шансов опровергнуть констатацию Рената Кузьмина относительно утраты основных признаков государства у Украины нет. Тем более что она совпадает с оценкой МВФ финансово-экономических перспектив Киева.
Если не лечить простуду, то она перейдёт в бронхит, затем в воспаление лёгких, а затем будет летальный исход. Хотя самому человеку недомогание может до конца не казаться критичным.
Неспособность системы адекватно реагировать на внешние раздражители ведёт к её дезориентации, коллапсу и в конечном итоге к дезинтеграции.