Как Байден Украину хоронил
Совершенно неважно, что говорил Байден Порошенко и Яценюку в ходе личных встреч. Также неважно, оставил ли он на Украине 190 миллионов привезенных долларов или увез назад в США. Если оставил, то неважно разворовали их еще до его приезда или еще что-то доворовывают. Не имеют никакого значения его рекомендации усилить борьбу с коррупцией (имеется в виду начать наконец хоть делать вид, что с ней борются). Равно как все равно останется ли Яценюк премьером или его кем-нибудь заменят. И если все-таки заменят, то без разницы кем. Даже решение МВФ, допускающее отныне кредитование стран находящихся в состоянии дефолта, интересно лишь тем, что продавившие его США тем самым признали неизбежность банкротства киевского режима.
Значение имеют лишь следующие слова вице-президента США, адресованные сразу всей правящей камарилье, собравшейся на публичный инструктаж в зале заседаний Верховной Рады и «не услышавшей» их:
«Constitutional reform that includes judicial reform and decentralization, does not compromise your sovereignty, it enhances it. It’s an important step to building a strong new nation. It is important for Ukrainian European future. This issue of federalism is a thing that almost prevented our nation from coming into being. Autonomous independent states, the determination to have their own police forces, their determination to have their own education system, to have their own government under a united constitution».
Это эпитафия на надгробном памятнике украинской государственности.
Через двадцать месяцев после начала гражданской войны, уже унесшей десятки тысяч жизней и под корень уничтожившей экономику и финансы Украины, Джозеф Байден – официальный куратор киевского режима от Вашингтона настоятельно посоветовал подопечным двинуться по пути децентрализации (как это называют в Киеве) много дальше, чем первоначально требовал Юго-Восток. Даже дальше, чем предполагают минские соглашения.
Напомню, первоначально Донбасс желал расширить свои полномочия в финансово-экономической сфере, а также в вопросах: использования русского языка в качестве регионального и некоторой автономии образовательной системы. Минские соглашения предполагают закрепление за ДНР/ЛНР (в рамках границ отдельных районов – всего около трети территории Донецкой и Луганской областей), помимо перечисленных прав, также особого порядка формирования органов местной власти, предоставления права на собственную внешнеэкономическую деятельность и формирование собственных, подотчетных местной власти, силовых структур (народной милиции и прокуратуры).
Байден же сообщил ошалевшим киевским унитаристам, что они должны не просто предоставить аналогичные (собственное правительство, собственные силовые структуры и собственная система образования) полномочия всем, без исключения регионам, но фактически превратить Украину в конфедерацию «автономных независимых государств». Можно по-разному трактовать буквальный перевод с английского данного пассажа речи вице-президента. Можно делать основной акцент на автономии, а можно на независимости и государственности. Суть дела от этого не меняется. Байден предложил властям подведомственной территории забыть о «священной корове» унитарности и дать регионам столько независимости сколько те смогут взять.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе, как далеко будут посылать центральную власть правящие в Днепропетровске бандиты Коломойского или контролирующие Закарпатье контрабандисты Балоги, если рекомендации вашингтонского гостя будут претворены в жизнь. Центральное правительство в Киеве моментально станет фикцией, а его власть не будет распространяться дальше стен собственных офисов, поскольку даже брусчатку улиц Грушевского и Банковой будет контролировать Кличко, а за границами города (там, где расположены имения элиты) начнется сфера влияния областных властей. С учетом же традиций и аппетитов украинского олигархата, рассчитывать на сохранение приобретенной «непосильным трудом» собственности, оказавшейся в чужом регионе, не приходится никому. Даже конфетные фабрики Порошенко моментально поменяют хозяина.
В Вашингтоне не могут не понимать разрушительности предложения, озвученного Байденом, для украинской государственности. И, тем не менее, он его озвучил. Причем это был не экспромт, высказанный в частной беседе за закрытыми дверьми. Это было официальное публичное выступление перед всей украинской правящей верхушкой, которое готовилось заранее и согласовывалось с президентом США. Самостоятельных полномочий Байден не имеет, а указанное предложение было единственной конкретикой в его в целом серой и вторичной речи. Во всяком случае, вряд ли кто-то сомневался, что ритуальные фразы о необходимости вернуть Украине Крым и Донбасс будут произнесены, равно как и в том, что эти пожелания неисполнимы как минимум до тех пор, пока существует Россия, которая сегодня выглядит на диво здоровой и бодрой, в сравнении не только с трупом Украины, но и с тяжело больными ЕС и США.
Так в чем же «великая сермяжная правда»? Зачем Вашингтону, положившему столько сил на поддержку унитарного режима внезапно менять курс и настаивать на дезинтеграции Украины? Еще раз подчеркну, что рекомендации Байдена выходят далеко за пределы простого выполнения минских соглашений (что еще можно было бы объяснить обычным американским лицемерием) и фактически санкционируют распад украинского государства.
В принципе, такое поведение Вашингтона укладывается в традиционную методу США – если негативный процесс необратим и остановить его невозможно, надо постараться направить его в такое русло, чтобы ущерб американским интересам был минимизирован, а лучше и вовсе сведен к нулю.
Мне уже доводилось писать, что неизбежная с момента вооруженного переворота хаотизация Украины в принципе интересам США не противоречит, поскольку создает проблемы ЕС и России. Конечно, лучше иметь управляемое правительство в Киеве, жестко контролирующее страну и оперативно выполняющее указания Вашингтона, но и распространение гражданской войны на все территории бывшей Украины бьет, в первую очередь по России и ЕС, поскольку криминально-махновский хаос начинается на их границах и связывает их ресурсы, оставляя США пространство для маневра.
Но у медали есть и оборотная сторона. Общая опасность сближает, а хаотизированная Украина – уже не проблема для ЕС и России, а реальная опасность – угроза жизненным интересам. Ликвидация центральной власти и развал страны на воюющие между собой нелегитимные образования не только ставят перед Брюсселем и Москвой вопрос о наведении порядка на территории «европейского Сомали», но и актуализируют претензии Польши, Венгрии, Румынии на части Западной Украины, под предлогом необходимости защиты соотечественников (румынские, венгерские паспорта и «карты поляка» имеют миллионы западных украинцев). Все это создает площадку для заинтересованных переговоров между ЕС и Россией, с выводом за скобки США. В конце концов, это за Вашингтоном приходится убирать, а ведь американцы накануне майдана обещали своим европейским союзникам, что все будет хорошо и закончится быстро. Так что, после развала им явно нечего будет делать в процессе урегулирования.
С учетом того, что Россия и ЕС медленно, но верно нащупывают формат сотрудничества в урегулировании сирийского кризиса (вслед за президентом Франции британский премьер заявил о намерении сотрудничать с Россией в борьбе с террористами на Ближнем Востоке). С учетом также несгибаемости Германии в намерении построить «Северный поток – 2». У России и ЕС появляется слишком обширное поле заинтересованного сотрудничества. В таком формате украинского урегулирования США даже на верную Польшу не могут рассчитывать. У Варшавы появляется комплекс собственных интересов, решению которых Вашингтон объективно будет препятствовать. Разве что тонкие прибалтийские голоса будут еще подтягивать в американском хоре.
Как можно если не избежать подобного, негативного для США, развития событий, то, по крайней мере, отсрочить их, если развал Украины представляется неизбежным? А он неизбежен, потому, что если в прошлом году о движении Украины к дезинтеграции говорил только я, то сегодня об этом говорят Тарута и Фирташ, определяющие срок жизни Украины в три-шесть месяцев. А это люди жизненно заинтересованные в сохранении унитарной Украины (иначе прахом пойдет весь их бизнес, да и уголовная ответственность может наступить). Никогда раньше, даже в самые сложные времена, они не решались давать такие пессимистичные прогнозы. Наоборот, дышали оптимизмом и верой в светлое будущее. Олигарху заявить, что кормящее его государство развалится в течение полугода – все равно, что национальному банку любой страны официально сообщить гражданам, что через пару месяцев национальную валюту ждет гиперинфляция.
Если какой-то процесс представляется неизбежным, он должен быть введен в контролируемые рамки. Если вы теряете возможность воздействовать на внутренние процессы в каком-то государственном образовании, вы должны попытаться сохранить рычаги внешнего воздействия на ситуацию, чтобы не позволить политическим оппонентам и имеющим самостоятельные интересы союзникам оттеснить вас от дальнейшего участия в урегулировании проблемы (особенно, если вы заинтересованы в ее сохранении).
Как пролить агонию украинской государственности на период после клинической смерти? Как США остаться в процессе, контроль над внутренними механизмами развития которого они потеряли?
Для этого необходимо сохранить центральную власть в Киеве, легитимность которой признана международным сообществом. Пусть от Порошенко ничего не зависит уже на пороге его Администрации. Пусть у него отберут все фабрики. Пусть на Украине на деле появится два десятка враждующих между собой «автономных независимых штатов». Центральная власть, будучи единственно признанной сохранит монополию на представительство Украины на международной арене. По факту страны уже не будет, но посольства и представительство в ООН будут представлять киевский режим. И именно этот режим, при поддержке США будет настаивать на своем участии в любых переговорах о судьбе Украины. И формально будет прав – как же можно говорить об Украине без участия ее «законной власти».
Поэтому Байден требует в добровольном порядке отдать все государственные полномочия (кроме внешнеполитического представительства) на места. Это, во-первых, снимает напряжение между региональными элитами (для которых киевская камарилья, не пользующаяся поддержкой ни одной серьезной политической силы или социальной группы, давно уже лишнее бремя) и ничего больше не решающим центром. Во-вторых, перебрасывая мяч на поле Москвы, можно заявить, что Киев не просто выполнил Минск, а намного его перевыполнил и что пора передать ему контроль над границей и вернуть Донбасс под украинский суверенитет.
Поэтому Байден настаивает на том, что на Украине не должно быть никаких досрочных выборов. Выборы в местные органы власти, прошедшие совсем недавно, убедительно показали, что Киев уже потерял контроль над региональными элитами. В этих условиях любые парламентские выборы приведут к формированию в Раде нескольких регионально-олигархических лобби, враждующих между собой и не способных даже имитировать какое-либо централизованное управление. Результатом же досрочных президентских выборов неизбежно станет провозглашение каждой из пяти-шести олигархических группировок своего кандидата единственным победителем. И один и другой случай ведут к быстрой делегитимации власти и хаотизации страны.
Оставлять все как есть тоже нельзя, поскольку Порошенко, Яценюк, Рада уже настолько ненавидимы и бывшими друзьями, и неизменными врагами, что могут поспорить с Януковичем по уровню непопулярности. При этом, после зачистки политического поля, альтернативных политических сил, которые могли бы прийти в «белых одеждах» и на время реабилитировать центральную власть, усилив ее собственным авторитетом, не наблюдается и появление их не ожидается даже в отдаленной перспективе. Единственный шанс – отдать реальную власть тем самым олигархическим группам, которые будут локализованы каждая в собственном регионе, но сохранить формально легитимное лицо режима в виде безвластных центральных органов, имитирующих существование Украины на международной арене.
Именно по этому пути США и пытаются повести Украину, именно его и указал Байден с трибуны Верховной Рады.
Конечно, надолго такой стабильности не хватит и, получившие политическую власть и собственные силовые структуры олигархические группировки, быстро перейдут в режим военного передела собственности. Но «отдельные эксцессы» можно будет некоторое время «не замечать», а особо ретивых попытаться попугать американским спецназом и конфискацией приобретенного на Западе имущества и вкладов в западных банках. Формальный партнер, представляющий якобы существующую единую Украину сохранится, и у США останется еще некоторое пространство и время для маневра.
Ненадолго, но долго и не надо. Администрации Обамы остался год. По прогнозам Фирташа-Таруты у Украины осталось около полугода. Надо выиграть дополнительные шесть месяцев, после чего крах Киева будет уже на совести следующей администрации.
Впрочем, эта попытка маневра является скорее жестом отчаяния. У киевских властей нет политического ресурса для претворения в жизнь конфедеративного проекта Байдена. Поэтому, никто из слушавших его в Верховной Раде украинских политиков и «не услышал» единственного важного пассажа в речи вице-президента США.
У Киева свой метод «стабилизации» — интенсификация войны в Донбассе. Он к этому активно готовится и только патологическая трусость Порошенко помешала начать еще осенью. Однако эта же трусость приближает тот момент, когда Порошенко вынужден будет санкционировать наступление (или закрыть глаза на его «спонтанное» начало) под угрозой немедленного свержения.
Атака на Донбасс не позволит надолго консолидировать режим, но, во-первых, выбора у него все равно нет, а, во-вторых, в Киеве сейчас горизонт планирования ограничен днями, в лучшем случае парой недель, а скоро, похоже, речь пойдет о сутках и часах.
Так что, Байден сделал все что мог и не его вина, что выступил он не реаниматором, а паталогоанатомом. Бывают случаи, когда медицина бессильна.