Политика

Немцы нашли в своём кармане мохнатую лапу США

Во вторник председатель комитета бундестага по экономике и энергетике Петер Рамзауэр, комментируя изданию Die Welt возникшую напряженность в отношении между Соединёнными Штатами и Германией, заявил: «В США есть давняя традиция использовать любой повод для нападок, когда это отвечает интересам их собственной экономики. В настоящее время мы видим грабительские требования о возмещении ущерба в случае Deutsche Bank».

Рамзауэр — политик опытный. Ранее в правительстве канцлера Ангелы Меркель он занимал пост министра транспорта, строительства и городского развития ФРГ. Тем важнее его оценка, что возникший конфликт является со стороны США «экономической войной» в отношении ФРГ. Рамзауэр всерьёз опасается дальнейшей эскалации событий.

Мелкая месть с большими последствиями

Забеспокоился не только Петер Рамзауэр. В той же Die Welt депутат Европарламента от партии ХСС Маркус Фербер обвинил министерство юстиции США в том, что его нападки на крупнейший немецкий банк является некорректным ответом на решение Еврокомиссии в отношении крупнейшей американской корпорации Apple.

Европейцы поймали компьютерный гигант на уклонении от уплаты налогов и в августе вчинили Applе иск на 14 млрд. долларов. Спустя месяц, американский минфин предъявил претензии к Deutsche Bank AG тоже ровно на 14 млрд. долларов. Правительство США уже давно обвиняло немецкий банк в манипулировании ценами на бумаги по ипотеке в предкризисный период (до 2008 года). Переговоры о возмещении причинённого ущерба шли долго. В конечном итоге размер штрафа оказался выше ожидавшегося. Это дало основание Маркусу Ферберу заявить: «Сумма наказания в отношении немецкого банка выглядит как око за око со стороны властей США».

Немецкие политики вспомнили к случаю историю с автомобильным концерном Volkswagen. Прошлой осенью правительство Соединенных Штатов обвинило Volkswagen в нарушении американского законодательства по защите окружающей среды, а в начале года предъявило официальный иск о возмещении ущерба. Свои претензии США оценили в 18 млрд. американских долларов.

Поговаривали, что сумма иска может возрасти до десятков миллиардов. Ведь Volkswagen уличили в серьёзном нарушении — сокрытии данных о фактическом объеме выхлопных газов выпускаемых им автомобилей с дизельными моторами. Руководители автоконцерна принесли американцам свои извинения и предложили несколько вариантов урегулирования конфликта.

Правительство Соединённых Штатов предложения Volkswagen не устроили. Однако и форсировать события американцы не стали. Эксперты сошлись на том, что скандал, который в прессе получил название «дизельгейт», американцы попытаются использовать для продвижения своего проекта — создания зоны Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) между США и странами ЕС.

Американский проект насторожил европейских политиков. По условиям ТТИП Евросоюз должен был открыть рынок для товаров из США — даже тех, что не соответствуют законодательству ЕС. Согласие немцев на эти условия было, если не ключевым, то весьма весомым. Однако не сложилось.

28 августа агентство Associated Press распространило заявление министра экономики и энергетики, вице-канцлера Германии Зигмара Габриэля о том, что «переговоры о TTIP де-факто провалились». Как отметил Габриэль, хоть провал переговоров никто и не признаёт, но «за 14 раундов переговоров стороны не смогли прийти к согласию ни по одной из 27 обсуждаемых глав».

Как видно, раздражение американцев вызвал не только в штраф на Apple. Администрация Барака Обамы не смогла поставить красивую точку в своей истории (в виде соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве) и обрушила гнев на головы европейцев. Ответом стали «грабительские» претензии к Deutsche Bank AG, которые могут привести к банкротству немецкого банка — крупнейшего финансового конгломерата на континенте.

Наличные деньги вместо банковских вкладов

У немецкого банка дела и в самом деле идут скверно. Он так и не оправился от кризиса 2008 года. В конце июня Международный валютный фонд (МВФ) назвал Deutsche Bank «самым серьезным источником риска для мировой финансовой системы среди всех глобальных системно-значимых банков». МВФ так пояснил свою оценку: «Deutsche Bank тесно связан с другими публично торгуемыми банками и страховыми компаниями Германии и, таким образом, может стать источником их финансового заражения.., а усугубление ситуации в банковской системе Германии с большой вероятностью может вызвать цепную реакцию и банковский кризис в мире».

О неблагополучии в Deutsche Bank известно давно. Ещё в 2012 году появились сведения, что банк скрыл убытки на 12 млрд. евро от операций с деривативами (вторичными ценными бумагами на уже функционирующие финансовые активы). Позднее, в 2013 году, Deutsche Bank признал, что для нормальной финансовой устойчивости нуждается в дополнительном капитале. Тогда впервые заговорили о его банкротстве, но положение спас выпуск акций на 3 млрд. евро для акционеров банка.

В последующие годы банк предпринял масштабную реструктуризацию, сократил персонал, реорганизовал сами финансовые операции. Большого толку это не принесло. Прибыль банка сократилась на две трети. Капитализация всё равно резко упала.

Сейчас собственный капитал оценивается всего в 60 млрд. евро при номинальном объеме деривативов в нём — в 72,8 трлн. американских долларов. Это в 20 раз выше ВВП Германии в 2015 году. По оценкам аналитика Berenberg Bank Джеймса Чаппелла, долговая нагрузка Deutsche Bank (отношение заемных и собственных средств) составляет теперь 40:1. Понятно, что вытащить банк из груза таким проблем одним акционерам уже не по силам. Нужна помощь правительства.

С этим как раз проблемы. Канцлер Германии Ангела Меркель категорически против привлечения бюджетных денег для пополнения капитала банков. Нынешним летом она не поддержала просьбу премьер-министра Италии Маттео Ренци о приостановлении правил ЕС о спасении банков для рекапитализации итальянских кредитных организаций.

Правление европейского Центробанка согласилось с Меркель. Теперь бундесканцлерин оказалась заложником своей прежней позиции и уже вынуждена столь же жёстко реагировать на просьбу крупнейшего немецкого банка, прямо влияющего на благополучие экономики Германии.

Сложное положение сегодня не только у Deutsche Bank. Многие европейские банки столкнулись с трудностями при размещении ликвидных средств. Это вынудило кредитные учреждения ввести отрицательные ставки по депозитам. По существу банки стали брать с клиентов деньги за сохранность их средств. Как это делает сейчас, к примеру, Raiffeisenbank Gmund. С сентября он стал взимать с клиентов 0,4% по депозитам свыше 100 тысяч евро.

В новых условиях немцы перешли на хранение денег дома. Это подтверждают производители сейфов. Они зафиксировали рост спроса на свою продукцию. Сказала веское слово и германская статистика. Эксперты отмечают: сегодня порядка 80% розничных сделок в Германии происходит с использованием наличных денег.

Меж тем, доходы не всех бюргеров помещаются в сейфах. Самые предприимчивые немцы уже нашли источники преумножения своих денег. Ими стали иностранные банки — в первую очередь, американские. И это ещё одна из причин атаки правительства США на крупнейший немецкий банк.

Он пытается устоять. В конце сентября Deutsche Bank договорился о продаже своего страхового бизнеса в Великобритании группе Phoenix Group Holdings. Об этом сообщила газета американских деловых кругов Wall Street Journal . Сделка оценивается в 1,2 млрд. долларов. Она, естественно, не решит всех проблем немецкого банка, зато определяет возможный его выход из острого кризиса. Ведь вырученные от продажи этого страхового бизнеса средства разом увеличат коэффициент достаточности капитала первого уровня на 10 базисных пунктов.

Заявление о сделке в Британии на некоторое время поддержало котировки акций Deutsche Bank. Однако многие финансисты уверены: без помощи властей Евросоюза и Германии банк вряд ли выберется из ямы, в которую его подтолкнули американцы — друзья, партнёры и союзники Германии. А, может быть, уже и противники, раз действия Соединённых Штатов германские политики уже прямо называют «экономической войной»? Ответ на это покажет дальнейшее развитие событий. Петер Рамзауэр, как помним, опасается их дальнейшей эскалации…

Геннадий Грановский
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть