Для кого и чем опасен Харьков?
Пару дней назад в эфире не самой рейтинговой передачи не самого рейтингового из украинских телеканалов, отвечая на вопрос абсолютно лояльной режиму и совершенно ручной журналистки, глава администрации президента (АП) Порошенко Игорь Райнин констатировал, что в Харькове сохраняется угроза дестабилизации.
Сначала эта новость пробежала по украинским СМИ, теперь добралась и до российских.
Опираясь на пересказ урезанной цитаты Райнина, российские эксперты начали гадать, что же вдруг так напугало украинских руководителей, и не готовится ли часом в Харькове вооружённое восстание.
Очаг нестабильности
На самом деле высказывание Райнина не имеет алармистского налёта и является простой констатацией факта.
Харьков в массе своей не симпатизирует украинским властям. Харьковская область имеет протяжённую (около 300 км) границу с Россией и примерно такую же — с восставшим Донбассом. В области сосредоточено 10% переселенцев из Донбасса (не менее 100 тыс. человек).
С точки зрения украинских властей это, безусловно, дестабилизирующие факторы. Райнин отметил, что, если пустить ситуацию на самотёк и не принимать превентивных мер, то дестабилизация возможна.
Ровно то же самое он мог бы сказать об Одесской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской областях. Везде на юго-востоке Украины ситуация примерно одинакова, с поправкой на местные особенности. Киевские власти не забыли, как в марте 2014 года взмывали триколоры, когда крымская весна едва не превратилась во всеукраинскую русскую весну.
о, что вопрос Райнину был задан именно о Харькове, выглядит вполне логично. В конце концов, на должность главы администрации президента он пришёл с должности харьковского губернатора, да и вся его политическая карьера неразрывно связана именно с Харьковом и областью.
Тем не менее, необходимо учитывать, что все вопросы подобных интервью (особенно «спонтанные») предварительно согласовываются с АП и тщательно прорабатываются. То есть акцентирование внимания на Харькове не может быть случайностью. Если данный фрагмент беседы никак не связан с международной политикой Украины (а Райнин отвечает за внутренние дела, делами внешними Порошенко занимается лично), если не было никаких значительных изменений в сфере безопасности (а их не было), то что же артикулировал Райнин?
Ещё раз подчеркну, что склонные к истерикам на пустом месте украинские СМИ, готовые видеть «российскую агрессию» и «заговоры сепаратистов» даже в перемене погоды, оставили без внимания такой прекрасный повод для выстраивания очередной конспирологической версии. Промолчали и силовики. То есть все поняли, кому посылался вербальный сигнал и не сочли нужным вмешиваться.
Самый главный ястреб
Давайте вспомним, что позиции Петра Порошенко в украинской политике, которые и раньше не отличались прочностью, в последние месяцы дополнительно ослабели. Два года президент балансировал между активными, влиятельными и вооружёнными сторонниками разжигания войны (не только с Донбассом, но и с Россией) и мечтающим о мире большинством населения. Однако в последние месяцы, когда Запад (Франция, Германия и даже США) заняли жёсткую позицию о необходимости незамедлительного выполнения Украиной минских соглашений, Порошенко пришлось определяться.
И он определился, попытавшись стать самым агрессивным из агрессивных — главным ястребом Украины. И сам Порошенко, и его ближайшие сотрудники (включая министра иностранных дел Климкина, который слова не скажет, если оно предварительно не утверждено в АП) едва ли не каждый день публично заявляют, что Минск не будет выполнен никогда, если только все стороны не согласятся читать его так, как читает Украина.
Но вынужденное изменение позиции только дополнительно ослабило Порошенко. Он не может быть большим нацистом, чем лидер полка «Азов» и «гражданского корпуса «Азов» Белецкий. И он не может быть более брутальным, чем министр внутренних дел (так и не ушедший в отставку) Арсен Аваков, недавно публично выяснявший у французского президента Франсуа Олланда, кто он такой.
Я не случайно упомянул Авакова и Белецкого. Они активно сотрудничают в попытках приведения всей украинской нацистской вольницы к одному знаменателю. Именно в составе МВД числится полк «Азов», занимающийся не столько боевыми операциями, сколько политической деятельностью под вывеской одноимённого «гражданского корпуса».
Если у ориентированного на Коломойского Дмитрия Яроша, также попытавшегося создать единую украинскую нацистскую партию под своим руководством, дела идут неважно, то Белецкий при поддержке Авакова уже недалёк от создания классической нацистской партии. В ней «гражданский корпус» будет политической составляющей, а полк «Азов» и аффилированные с ним нацистские подразделения нацгвардии станут аналогом гитлеровских штурмовиков, только в более высоком статусе, поскольку являются официальными частями и подразделениями МВД и имеют на вооружении не только стрелковое оружие, но и бронетехнику.
Необходимо также помнить, что традиционно МВД на Украине обладает и большей численностью и большими возможностями, чем армейские структуры. Именно ведомство Авакова обеспечивает силовой контроль над всей территорией Украины, ещё и умудряется помогать военным на линии фронта гражданской войны.
В момент готовности нацистских политических структур Белецкого к полноценной трансформации в партию, у него с Аваковым окажется достаточный силовой ресурс, чтобы не просто потребовать проведения досрочных парламентских выборов (о которых мечтают все оппоненты Порошенко), но и обеспечить нужный результат избирательного процесса (независимо от реальных итогов голосования). В отличие от Юлии Тимошенко, имеющей политический ресурс в виде партии «Батькивщина», но не имеющей ресурса силового, и от Игоря Коломойского, чьё влияние за пределами днепропетровской области серьёзно урезано, Аваков в тандеме с Белецким может оказаться более чем серьёзной опасностью для власти и жизни Порошенко.
Харьков — последняя надежда президента
Чтобы противостоять этой опасности, необходимо иметь мощную опору в нескольких ключевых областях. Порошенко надёжно опирается только на Винницкую область, которая в качестве базы не может составить конкуренцию ни промышленным областям юго-востока, ни идеологизированным областям запада Украины. Киев с областью, теоретически являющиеся президентской сферой влияния, крайне ненадёжны, наводнены маргинальным элементом, и в лучшем случае могут оказаться нейтральными.
В областях Галиции и Волыни Порошенко откровенно не любят. Центральные области всегда «колеблются с линией партии» и примыкают к победителю. Донбасс наполовину неподконтролен Киеву, а в оставшейся части сильны позиции местного олигархата, который будет раскладывать яйца по всем корзинам. Днепропетровск контролируется командой Коломойского, который имеет с Порошенко неразрешимые противоречия.
Саакашвили в Одессе ничего не контролирует и ничего не может гарантировать, а местная элита всегда озабочена только сохранением своих доходов от контрабанды.
В общем, из серьёзных регионов поддержать Порошенко может только Харьков.
Сидящая в городе и области команда Добкина-Кернеса всегда конкурировала с Аваковым. В случае победы министра внутренних дел в борьбе за власть на Украине ничего хорошего их не ждёт. Придётся либо бежать из страны, либо объявлять Харьковскую народную республику, с неясными перспективами на собственное политическое и финансово-экономическое выживание (по крайней мере, в ДНР/ЛНР новые военные лидеры постепенно вытеснили с территорий республик старых олигархов).
В общем, у Порошенко и у враждебной Авакову харьковской элиты внутриполитические интересы на данном этапе в значительной мере совпадают.
Что сыграло не последнюю роль в назначении харьковчанина Райнина главой админстрации.
Ось «Винница-Киев-Харьков» позволяет контролировать центральные регионы, а также Полтавскую, Сумскую, Черниговскую и частично Житомирскую области, а также, если и не доминировать, то на равных бороться за влияние в Одесской, Николаевской и Херсонской областях. Получается протяжённый «великокняжеский домен», разрезающий Украину пополам и контролирующий транзит (а в идеале и порты).
Кому грозит Порошенко
Осталось вспомнить, что силы МВД имеют двойное подчинение и в сложных случаях ориентируются на позицию руководителей своего региона, а также что ещё в 2014 году во всех областях созданы части территориальной обороны, подконтрольные местным властям.
А теперь посмотрим, чем завершает свой харьковский спич Игорь Райнин. Он говорит, что пресловутые превентивные меры, которые должны сохранить в области стабильность базируются на программах: «антитеррор», гражданской безопасности и территориальной обороны.
Все три программы находятся в ведении местных властей, «антитеррор» в сотрудничестве с местным управлением СБУ. Фактически речь идёт о создании в Харькове и области некоего контролируемого местными властями и лояльного Порошенко межведомственного силового объединения, которое в любой момент может быть задействовано для подавления любых (далеко не только «пророссийских» или «сепаратистских») волнений.
И предлог благовидный — недопущение дестабилизации области, которая, по словам того же Райнина, является восточным форпостом не только Украины, но и Европы.
В общем, пытаясь удержаться у власти, Порошенко шлёт подсиживающим его нацистам сигнал, что «воевать за Европу» он готов не только с Россией, но и с ними.