Политика

«Резервные» деньги украинской войны

Украинская армия провела учения «Северная крепость – 2018». По их итогам впечатлённый министр обороны воюющей нации Степан Полторак заявил о намерении создать в каждой области бригады территориальной обороны. Мол, очень хорошо, слаженно так получается у необученных резервистов сдерживать и громить виртуального врага на учениях.

Теперь Минобороны собирается разработать план поэтапного создания бригад территориальной обороны по всей стране. Результатом будет формирование некоего «пояса безопасности» и гарантии «мирной жизни» населения.

Идею развил секретарь Совета по национальной безопасности и обороне (СНБО) Александр Турчинов, который сообщил, что в дополнение к бригадам территориальной обороны в областях будут развёрнуты аналогичные (сформированные из резервистов) формирования национальной гвардии и пограничных войск. Он полагает, что это позволит увеличить вооружённые силы на полмиллиона человек, то есть почти в два раза, по сравнению с нынешним количеством.

Что ж, разного рода ополченческие (ландверные) формирования использовались в ходе военных конфликтов многими государствами, начиная с XVIII века. Это позволяло резко (в разы) нарастить численность вооружённых сил за счёт хуже вооружённых и обученных, но в целом приемлемых войск. Кроме того, ополчение имело ещё то преимущество, что было дешевым, по сравнению с регулярной армией. Надо понимать, что солдат стоил недёшево. Его необходимо было поить-кормить-одевать-обувать, обеспечивать жалованием, жильём, а затем платить пенсию по отставке или по инвалидности или же обеспечивать ему какой-то иной способ прокорма. В солдаты забирали если не на всю жизнь, то надолго (не менее, чем на пятнадцать лет), то есть отрывали человека от производительного труда по сути на весь период активной жизни. При этом, в периоды, когда боевых действий не было регулярную армию всё равно приходилось содержать в полном составе.

Ополчение, собиравшееся только на период военных действий, в ряде случаев с собственным вооружением и, частично, на собственном обеспечении, стоило государству куда как меньше. После десятка-другого боёв уцелевшие ополченцы по опыту мало в чём уступали регулярным войскам. А как только заканчивалась война, или пропадала необходимость, их можно было распустить по домам.

В таких государствах, как Швейцария и США до сих пор используется территориальные системы подготовки резервистов, которые хоть и имеют существенные отличия, в целом являются вариантами развития одной и той же идеи милиционной армии, в применении к требованиям нынешнего времени.

Однако мы явно имеем дело не с желанием резко нарастить численность войск, которые Украина была бы способна гипотетически выставить на фронт. Бригады планируется сделать именно территориальными войсками, то есть оперирующими в границах своих областей.

Можно сразу сказать, что подобный второй «контур безопасности» никак не усилит оборону Украины в случае внешнего вторжения. Киеву уже сейчас нечем вооружать бригады регулярной армии, которые вынуждены использовать старые модели БТР и разного рода эрзац-заменители, для восполнения нехватки легкой бронетехники, не всегда обеспечены штатным количеством танков и во многих случаях заменяют самоходную артиллерию буксируемой (к тому же снятых с вооружения моделей). Даже пулемёты ДШК и «Максим» находятся на вооружении линейных частей в зоне боевых действий.

Понятно, что в этих условиях вооружение бригад территориальной обороны будет проходить по остаточному принципу. То есть, они получат достаточное количество автоматов (этого добра хватает), с пулемётами уже будут заминки. Скорее всего, необходимое по штату количество удастся наскрести, но это будут все сохранившиеся на складах модели, начиная с 1914 года. Если на бригаду удастся наскрести по одной батарее хоть каких-нибудь артиллерийских орудий и/или миномётов это можно считать большим успехом. О лёгкой бронетехнике и танках не стоит и мечтать, их для регулярной армии не хватает. Хорошо, если хотя бы грузовиков наскребут достаточно, а то и вовсе придётся личному составу совершать пешие переходы в духе суворовских или наполеоновских войск.

В целом такая бригада по своим боевым возможностям будет уступать полку Красной армии, образца 1941 года. О какой бы то ни было мобильности говорить вообще не приходится. Даже если бы эти соединения не были заявлены как территориальные, перебросить их на относительно большое расстояние просто невозможно. Именно не долго, а невозможно. В ходе переброски такая бригада просто рассыплется и исчезнет без всякого соприкосновения с противником.

То есть рассказы о резком увеличении боеспособности армии — в пользу бедных. Наоборот, бессмысленные с точки зрения использования их как боевой единицы, территориальные бригады будут подъедать и без того недостаточные ресурсы, выделяемые на содержание регулярных войск. В результате, при значительном увеличении количества номерных соединений, общая боеспособность украинской армии понизится.

Но если не на фронт и не в партизаны, зачем же вдруг руководство Украины на самом высоком уровне озаботилось созданием этих бессмысленных, пожирающих ресурсы формирований? Причём собирается довести их общую численность до полумиллиона человек, то есть больше, чем в любой отдельно взятой украинской силовой структуре.

Думаю, чтобы понять смысл нам надо обратиться к первым неделям нынешней гражданской войны на Украине. Тогда, захватившие власть путчисты, активно создавали из своих приверженцев территориальные батальоны. В большинстве своём они тоже были вооружены только лёгким стрелковым оружием, часто устаревших моделей, но они оказались единственной силой, способной поддержать власть в начинавшейся гражданской войне. Армия колебалась, остальные силовые структуры находились в полупараличе. И только добровольцы-ополченцы позволили Киеву реализовать силовой сценарий противостояния Юго-Востоку. Со временем часть из этих батальонов расформировали, часть влили в Нацгвардию и в армию, но опыт-то запомнился.

Сейчас Порошенко находится в том же положении, в котором находились Яценюк-Турчинов-Аваков в начале 2014 года. Формально силовые структуры есть, но на деле они подчиняются кому угодно, кроме верховного главнокомандующего. Единственная структура на которую Порошенко теоретически может положиться — армия. Во всяком случае руководящие ею генералы пока верны президенту.

Но армия сконцентрирована в нескольких группировках и не способна оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию в регионах. Между тем события последних месяцев показывают, что оппоненты Петра Алексеевича, сделавшие ставку на Юлию Владимировну, активно раскачивают страну. Разного рода нацистские и просто маргинальные банды, не обращая внимания на не вмешивающуюся полицию, захватывают областные, городские и районные советы, устраивают цыганские погромы, угрожают журналистам. Ситуация грозит выйти из-под контроля, но ориентированный на Тимошенко Аваков не торопится задействовать полицию и нацгвадию для подавления беспорядков.

Дальше события могут развиваться в двух основных вариантах. Если Порошенко ничего не делает, то через некоторое время, когда разгул бандитизма станет совершенно нетерпимым, Рада, правительство, ведущие политики и политические силы обратятся к президенту с требованием навести порядок или уйти и не мешать другим это сделать. Даже, если в такой ситуации Порошенко формально сохранит должность, реальные полномочия всё равно переткут от него к «спасителям нации».

Второй вариант, Порошенко попытается навести порядок при помощи армейских подразделений. Во-первых, армия не умеет подавлять уличные беспорядки. Во-вторых, армии на всех не хватит. В-третьих, переброска крупных соединений сразу же вызовет обвинение в попытке государственного переворота (а то и в сговоре с Путиным и оголении фронта в Донбассе). Итог ещё хуже, чем в первом варианте.

В такой ситуации попытка создания многочисленных войск территориальной обороны может представляться Порошенко и его окружению неплохим выходом. Они, как полиция или национальная гвардия накроют всю страну. Систему базирования можно оформить таким образом, что в каждом более-менее крупном населённом пункте будет стоять хотя бы рота «резервистов». В случае беспорядков в своей родной местности, они будут кровно заинтересованы в том, чтобы быстро навести порядок. Это же их дом. Вопросы их подчинённости не отрегулированы действующим законодательством. Следовательно их можно подчинить напрямую верховному главнокомандующему, хотя бы даже через лояльный ему пока Генеральный штаб (без которого управлять войсками невозможно в принципе).

Вооружение и организация этих подразделений не позволяют им противостоять регулярной армии, но разрозненным небольшим и слабовооружённым бандам они вполне способны эффективно противодействовать. Задействовать против них полицейские силы Авакова будет сложно, поскольку тогда обвинение в попытке государственного переворота получат уже противники Порошенко. К тому же они будут выступать не против непопулярного президента, но против вооружённого народа.

В таком варианте создание бригад территориальной обороны, как армии гражданской войны Порошенко против его оппонентов имеет некоторый смысл.

И всё же надо учитывать, что с украинскими организационными возможностями, со склонностью всех причастных к разворовыванию бюджетов, создание этих бригад может сильно затянуться, а время поджимает. Давление на Порошенко растёт и необходимость противопоставить этому давлению реальную силу чувствуется всё острее. Кроме того, уж очень Петра Алексеевича не любят на Украине.

Так что вооружение лишних полумиллиона «резервистов» затея опасная.

Вряд ли всё это не понимают те же Муженко, Полторак и Турчинов, которые выступили адептами идеи территориальной обороны. Не знаю, что они говорили Порошенко, как они намерены выбить деньги на эту идею из Кабмина или из парламента, но полагаю, что главная задача заключается всё же не в создании какого бы то ни было эффективного механизма внешней или внутренней войны, а в том, чтобы под благовидным предлогом получить и разделить очередной «оборонный» бюджет.

Ростислав Ищенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть