Политика

Вниманию игроков с США в Центральной Азии: Ростов не резиновый

Как писали еще древнегреческие философы, кого Бог хочет погубить, он лишает разума. Казалось бы, уже любое государство мира знает, что, пустив США в свой огород, оно получит вмешательство во внутренние дела, подрывные общественные технологии, угрозы безопасности и экономическую экспансию. Не могут не знать об этом и государства Центральной Азии, на своем примере почувствовавшие и санкции США, и бури «цветных революций», и наркотрафик, и рост терроризма.

Тем не менее они с достойным лучшего применения упорством выстраивают с Вашингтоном очередные проекты «партнерства». Ярким примером может служить состоявшаяся в Вашингтоне вторая встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии и Госдепартамента США в формате «С5+1».

Вход – рубль, выход – два

Если опустить откровенную ложь и лозунги, сухим остатком на переговорах глав МИД стран ЦА с «американскими партнерами» стало обещание Вашингтона выделить 15 млн. долл. на реализацию пяти проектов для всех стран региона. Подозреваю, на один заграничный вояж госсекретарь Дж. Керри тратит немного больше.

Внешне проекты вполне мирные. Первый из них носит название «Региональный диалог Глобального контртеррористического форума». В его задачи входит противостояние вызовам иностранных террористических боевиков и радикализации насилия в Центральной Азии. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Бороться с терроризмом под эгидой создателей и спонсоров исламского терроризма может лишь весьма наивный человек. На данном этапе США «эвакуируют» боевиков ДАИШ из Сирии в северные провинции Афганистана для последующей хаотизации стран региона. По словам специального представителя президента РФ по Афганистану З. Кабулова, «в тренировочных лагерях ИГИЛ на территории Афганистана, где рабочим языком является русский, проходят подготовку выходцы из центральноазиатских республик и ряда регионов России. Афганское крыло ИГИЛ однозначно заточено на Центральную Азию. Игиловцы демонстрируют профессиональный уровень владения инструментами пропаганды и информационной войны, а их деятельность в Афганистане, по оценке экспертов, на 70% финансируется за счёт поступлений из-за рубежа».

Как считает заместитель начальника Главного управления Генштаба Вооруженных сил России С. Афанасьев, «есть основания предполагать, что реальной целью объявленной в январе 2016 года «антитеррористической операции» сил США против ИГИЛ в Афганистане было повесить информационную завесу для прикрытия подготовки плацдарма для эвакуации части боевиков ИГИЛ из Сирии и обеспечения скрытного сосредоточения значительных сил ИГИЛ в северных районах Афганистана, обустройства там тренировочных лагерей для боевиков из республик Центральной Азии и регионов России». Какими будут американские программы «борьбы» в ЦА в свете этого, совершенно ясно.

Второе направление – конкурентоспособность бизнеса Центральной Азии. «Удивительным образом» в качестве приоритетного направления выбрано садоводство. Далеко не секрет, что именно захват сельскохозяйственного рынка американскими ТНК является одним из приоритетов внешнеэкономической политики США. Так, условием выдачи кредитов МВФ для Украины стало обеспечение доступа на рынок этой страны производителя ГМО «Монсанто».

Не менее провокационным является и проект «развития транспортных коридоров», который предполагает, среди прочего, ликвидацию нетарифных барьеров и снижение стоимости перемещения товаров между странами Центральной Азии. В Вашингтоне несколько «запамятовали», что две страны региона входят в Евразийский союз и вопрос тарифных и нетарифных ограничений регулируется в рамках Евразийской экономической комиссии. Попытки заключения сепаратных договоренностей под диктовку США неминуемо внесут раскол в ЕАЭС. Чего, собственно, и добивается Вашингтон.

В этом же контексте следует рассматривать и проект «энергии будущего», предполагающий «конкурентные закупки» энергоносителей. Инициированную в Европе энергетическую войну США таким образом пытаются перенести и в Центральную Азию. Достаточно вспомнить активно продвигаемый Вашингтоном проект ТАПИ, который существует лишь на бумаге, но отравляет отношения ЦА с Россией и Китаем.

И, наконец, проект с загадочным названием «Поддержка национального и регионального адаптационного планирования». За ничего не значащей формулировкой скрывается контроль США за соблюдением странами Центральной Азией положений Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Как известно, Вашингтон не считает себя обязанным исполнять требования Киотского протокола и других норм международного права в сфере борьбы с климатическими изменениями. Тем не менее пристально контролирует эту работу в странах – потенциальных конкурентах, поскольку контроль над выбросами является эффективным инструментом ограничения промышленного развития государств. Совершенно очевидно, что программа будет направлена на противодействие реализации промышленных и производственных проектов в рамках ЕАЭС и ШОС.

Жупел «прав человека»

Как подчеркнул во время переговоров Дж. Керри, «позвольте вас заверить – наша совместная работа не будет мешать нам продолжать тот диалог, который мы уже начали по другим проблемам, включая необходимость обеспечения прозрачности и подотчетности в управлении, а также значение таких фундаментальных прав человека, как свобода вероисповедания, слова и собраний». Как говорится, дружба дружбой, а вмешательство во внутренние дела будет проходить по расписанию.

Особое давление оказывают США на нейтральные государства региона. Так, перед визитом в США министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова, который состоялся в январе 2016 г., ручные американские НПО – ассоциация «Права человека в Центральной Азии» и Human Rights Watch — опубликовали совместное заявление, в котором потребовали возобновить санкции против Узбекистана. Среди требований «правозащитников» – освобождение всех «политзаключенных», бесконтрольный допуск в страну НПО и «независимых наблюдателей», прекращение «преследований на почве религии». Если перевести с правозащитного на русский, речь идет о свободе деятельности организаторов цветных переворотов и религиозных проповедников. Подобных примеров интегрирования пятой колонны в общество государств ЦА можно привести множество по каждой стране.

Как всегда, к «перепрошивке мозгов» активно подключается и Голливуд. Характерно, что одновременно с «экономической» встречей министров иностранных дел состоялся телемост Госдепа с журналистами из среднеазиатских информагентств, включая узбекскую службу «Голоса Америки» и туркменскую редакцию радио «Свобода». Вел его, правда, совсем не журналист, как следовало бы ожидать, а кадровый дипломат Дэниел Розенблюм, курирующий в Госдепе центральноазиатское направление. Обращаясь к региональным представителям информагентств, представитель США изложил свою концепцию повышения «культуры» Центральной Азии путем расширения межчеловеческих контактов для улучшения ситуации с правами человека. Действительно, в «человеческих контактах» США поднаторели, создав целую армию НПО, грантоедов и кибервойск. В задачи последних входит противодействие «информационным атакам» России и Китая.

В этом контексте стоит вспомнить заявление официального представителя Госдепартамента США Джошуа Бейкера, который отметил, что «Россия пытается через СМИ усилить свое влияние в Центральной Азии. Мы не хотим так работать, мы хотим, чтобы доступ к информации был открытым». И как бы после этого накануне встречи «С5+1» Вашингтон ни заверял, что формат не направлен против России и Китая, на воре, как говорится, и шапка горит.

Ремейк «Большой Центральной Азии»

Как известно, государства Центральной Азии не являются единым политическим регионом. Интересы и цели стран ЦА в значительной степени различны вплоть до того, что между ними то и дело вспыхивают вооруженные конфликты. Переплетение международных организаций и взаимных гарантий в ЦА крайне сложное. Узбекистан и Туркменистан являются нейтральными государствами, Киргизия и Казахстан входят в ШОС и Евразийский союз, Таджикистан, как и многие страны региона, является членом ОДКБ, Узбекистан, не входя с ОДКБ, обеспечивает свою безопасность в рамках ШОС и т. д. Объединяет огромное пространство сотрудничество с РФ и Китаем.

Единственной попыткой «отсечь» Центральную Азию от двух региональных супердержав была разработанная Вашингтоном в 2006 г. концепция Большой Центральной Азии под эгидой США с центром в Афганистане. Геополитической задачей этого проекта являлась фрагментация региона и его превращение в таран и постоянную угрозу для Китая и России.

После провала этой политики и ряда цветных переворотов США явно не оставили намерений взять под контроль стратегический Центрально-Азиатский регион. На сей раз – в рамках «пять + один» и путем использования «мягкой силы». Но никакой реальной помощи США Центральной Азии не окажут. Как считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ А. Грозин, «США держат руку на пульсе лишь потому, что регион интересен им с точки зрения возможности влиять на своих конкурентов: на Россию, Китай и Иран. Но все-таки это не Ближний Восток и не Европа. При всех похлопываниях по плечу серьезных материальных знаков внимания за последние 25 лет суверенного существования американцы не продемонстрировали».

Если уж быть совсем точными, то Центральная Азия интересует Вашингтон лишь в качестве антироссийского и антикитайского плацдарма, который будет брошен в топку «гибридной войны».

Отсюда, например, навязчивые предложения подключиться к американским программам борьбы с терроризмом, которые привели лишь к росту числа боевиков. Как отмечает директор Исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Международного института новейших государств С. Тарасов, «США имеют за спиной негативный военный опыт. Американцы не выиграли ни одного сражения в Афганистане и Ираке. Хваленая армия США и их союзников, которая якобы держит под контролем весь мир, с 2001 года не может справиться с афганскими душманами. По сути, американцы выступают как эпицентр зла и разрушения, а не созидания. Теперь США пытаются нести разрушение в Азию, в том числе в центральноазиатские республики».

Его мнение разделяет эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО М. Александров, отметивший, что «США реализуют стратегию, направленную на окружение России поясом клиентских государств, которые в будущем помогут расчленению РФ. Именно этим объясняется интерес американцев к Центральной Азии. Кроме того, регион важен с точки зрения воздействия на Китай».

Как особо подчеркивают американцы, формат диалога «5+1» не зависит от смены президента США и является долгосрочным. Между тем кандидат в президенты Х. Клинтон уже определила своими противниками Китай, Россию и Иран. Несложно догадаться, как переговорный формат будет использоваться в случае ее победы.

Несмотря на свои международные обязательства и гарантии безопасности со стороны ОДКБ, государства Центральной Азии продолжают играть в «многовекторность», а Туркменистан, границу которого атакуют исламские боевики, и вовсе ждет гарантий безопасности от США, готовясь передать американцам аэропорт Мары-2. А как же «нейтралитет», позвольте?

Игра на противоречиях между великими державами, безусловно, крайне интересный вид политического спорта. Но проигравших в нем значительно больше, чем выигравших. Достаточно вспомнить судьбу «диктаторов» М. Каддафи, С. Хусейна, С. Милошевича и В. Януковича. Стоит ли ради небольших гешефтов от Вашингтона и мелкой торговли с Россией и Китаем потом просить помощи у ОДКБ и политического убежища, когда полыхнет очередной переворот?

Но Ростов, извините, не резиновый.

Ольга Сухарева
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть