Святые – не святые? Хула или, правда?
Для искренне верующих католиков провозглашение человека святым принимается с верой в абсолютный авторитет церкви, к которой они принадлежат. Но сегодня в Закарпатье при канонизации определенного типа святых существует некий феномен целесообразности для этого.
В Католической церкви восточного обряда, оказывается, для решения вопроса о канонизации отдельных личностей уже недостаточно только богословских требований. В ней при беатификации (канонизации – причисления человека к лику святых) стала преобладать идеологическая (политическая) целесообразность, и это стало теперь неотъемлемым религиозным менталитетом данной «церкви» и обязательным составным элементом католической святости.
Речь идет о канонизированном епископе Теодоре Ромже в греко-католической церкви Закарпатской области Украины (Мукачевская епархия)1. Особо иерархами этой церкви подчеркивается его мученичество – на фоне атисоветизма епископа, чистота и стояние в вере – на фоне его борьбы против Православной Церкви. Ну и как сейчас водится, культивирование образа епископа как великого патриота, героя и верного сына Украины. После канонизации, конечно же, он стал еще и святым покровителем незалежной.
Полное представление о личности владыки Теодора можно получить, если вспомнить об исторических событиях, происходивших в период его деятельности, и попытаться понять мотивацию «святых» поступков этого человека и почему он был канонизирован Римом. Я буду ссылаться на его официальное – «подчищенное» – «житие» (житие – церковный жанр, излагающий биографию святого человека), составленное Греко-католической церкви.
Происхождение, образование, формирование личности
Феодор Юрий (Георгий) Ромжа родился в 1911 году в с. Надьбочко, в униатской русинской многодетной семье служащих. Окончил народную школу (четыре класса) и гимназию в городе Хусте в 1930 г. Весьма талантливый и активный молодой человек пребывал в кругах как церковной, так и светской проавстрийской (промадьярской) интеллигенции, где русофобия – на фоне появления движения русофильства – преобладала как официальная государственная константа общества. Ненавидеть «москалей» уже с детства учили как в светских, так и в церковных (униатских) школах. Но в начале двадцатого века каленым железом выжигались мадьярами также и прорусинские, и украинофильские настроения.
В 1930 году Феодор Ромжа обосновался в Римской коллегии Германикум-Хунгарикум. Закончил философский и богословский факультеты Папского Григорианского университета в Риме (с результатом: «большим почетом»). Напомню, что это иезуитское образовательное учреждение со строгим уставом, которое формирует человека как преданного и мощного стратега католической экспансии. Элементы русофобии и православнофобии были обязательны.
В 1934 году Ромжа перешел учиться в Коллегию Руссикум. Из выпускников Руссикума и Григорианского университета выходили прекрасные агенты для разведок Ватикана, ЦРУ и др., весьма эрудированные и грамотные профессионалы. Он знал несколько языков, очень желал миссионерствовать в России: в Сибири и даже в Средней Азии.
Его соотечественники вспоминают о нем следующее. Он был весьма современным для того времени человеком. Любил современную музыку, рыбалку, любил играть в футбол, ездить на лыжах и велосипеде, а с появлением радио стал еще и радиолюбителем. И вот что интересно: даже став епископом, он продолжал курить модные сигареты и танцевать. Эти элементы католической «святости», не соответствующие этикету епископства, в воспоминаниях очевидцев еще не успели подчистить, как это сделали в официальном «житии».
Церковное и нецерковное служение «святого»
В 1936 г. в Риме Ромжу рукоположили во священники. После возвращения на родину он попадает под мобилизацию и становится курсантом Пражского военного училища. И тут – обратите, пожалуйста, на это внимание, – он совершает поступок католической «святости», который вы не найдете в его подчищенном «житии»: он становится информатором и впоследствии работает на чешскую разведку. По словам агента «Профессора», это полностью соответствовало политике Ватикана: от папы Пия XII Ромжа получал директивы о поддержке ГКЦ, которую тогда возглавляли чехофилы. Источник НКВД «Кооператор» считал, что до 80% священников-униатов и реформаторских пасторов выступали за сохранение венгерского гражданства 2.
По воспоминаниям Павла Судоплатова3, который во время Великой Отечественной войны руководил 4-м (разведывательно-диверсионным) управлением НКВД-НКГБ, в книге «Разведка и Кремль. Воспоминание опасного свидетеля», Советский Союз и Чехословакия подписали в 1935 году секретное соглашение о сотрудничестве разведывательных служб. Именно в рамках этого договора разведданные, собранные чешской разведкой, были предоставлены СССР. Благодаря им, стало известно, что Теодор Ромжа работал на разведку Чехии и Ватикана, а с 1944 г. установил связь с английской разведкой, с ее представителем – полковником Франтишеком Гаеком4 (бывшим сотрудником разведки Чехословакии, который потом работал еще и на разведку США).
В 1945 г. НКГБ перехватили курьера Ромжи в Ватикан. Павел Судоплатов отмечал в воспоминаниях, что Хрущев весьма серьезно отнесся к тому, что Ромжа «располагает информацией о положении в руководящих кругах Украины и планировавшихся мероприятиях по подавлению украинского националистического движения», которая поступала ему от монахинь-униаток, общавшихся с супругой первого секретаря Закарпатского обкома партии Ивана Туряницы. Сведения от Ромжи отправлялись в Ватикан5.
В 1938-39 гг. нацисты по договоренности отдали Подкарпатскую Русь Венгрии. Все, что было русским и связывало людей с Россией, уничтожалось венгерскими жандармами. Для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове, где охранниками и палачами были галицийские униатские «сичевые стрельцы».
С сентября 1939-го по 1944 г. Ромжа служил профессором философии и духовником Ужгородской Духовной семинарии, куда его назначил правящий епископ Александр Стойка.
В «житии святого» описано, как он, будучи духовником в Ужгородской семинарии, а потом и епископом, совершал миссионерские поездки по Закарпатской Руси, удерживая народ от перехода в православие.
Кроме исполнения своих пастырских обязанностей – служб и проповедей, – чем же еще занимался во время этих поездок Ромжа? Об этом мы можем узнать, рассмотрев исторический фон.
«Как только Австро-Венгрия объявила войну России, – сообщали в июле 1917 года североамериканские русинские деятели, авторы «Меморандума Русского Конгресса в Америке»6, – более 30 000 русских людей в Галичине, Буковине и Угорской Руси были арестованы, избиты австрийскими жандармами, полицией и войском, подвергнуты неописуемым мучениям и заключены в концентрационные лагеря Талергоф (погибло 20 тыс.ч.), Терезиенштадт (погибло 33 тыс.ч.), Куфштейн, Шпильберг, Гмюнд и Гнав, и др. Над мирным населением в Прикарпатской Руси католики и униаты мадьяры издевались таким нечеловеческим образом и сделали над ним столько насилий и зверств, что они ни в чем не уступают зверствам турок в Армении. Лишь за первые девять месяцев войны немцы и мадьяры расстреляли и повесили в Галичине, Буковине и Угорской Руси 20 000 людей. Сколько руського, молоросского народа перевешали они во время своего наступления в 1915 и вообще в продолжение 1915, 1916 и 1917 годов, не поддается никакому исчислению». .
Более 120 тысяч русинов (в том числе и галицких) были физически уничтожены Австро-Венгрией в начале ХХ века. Репрессии против русинов со стороны католических властей Австро-Венгрии приобретали и разнообразные культурно-языковые формы. Так, летом 1915 года венгерское правительство создало специальную комиссию греко-католиков во главе с инициатором мукачевским епископом ГКЦ Анталом Паппом, призванную внести изменения в богослужение и церковную литературу, ввести григорианский календарь и заменить традиционный кириллический алфавит русинов латиницей.
«Миссионерские» посещения, как при Австрии, так и при Чехии, продолжались вплоть до прихода советских войск в 1944 г. Они заключались в том, что выезжая на место «проповеди» вместе с жандармами, греко-католические священники и епископы указывали им на простых крестьян, которые перешли в православие, на которых затем налагали непосильные денежные штрафы. Во время этих посещений «миссионерами» закрывались молитвенные дома, совершались беззаконные суды над крестьянами и православными, которых сажали в тюрьмы; духовенство ГКЦ для устрашения паствы принимало участие в публичных пытках, издевательствах над отступниками веры ради Святой Католической Церкви!
Когда Ромжа стал епископом, он лично угрожал пастырям УГКЦ, в случае потакания «искушениям сатаны» и переходу в православие, лишением сана и отлучением от Церкви, причем, это сопровождалось еще и давлением властей. Но в ответ на это все новые села переходили в Православие.
Как информировал НКГБ осведомитель из числа греко-католиков под именем «Профессор», чехословацкая власть традиционно поддерживая униатов, обеспечивала им крупные субсидии и преследовала православие в регионе, поскольку униаты «боролись против всего русского, «восточного»7.
Епископское служение
В 1944 г. Ромжа стал самым молодым епископом во всей Католической Церкви, в то время ему было всего 33 года. Ватикан сделал ставку на него в отстаивании своих интересов и не ошибся: он создал эту машину, и пришло время ему послужить.
Занявший епископскую кафедру Ромжа уже был опытным двойным агентом: он работал на чешскую, британскую разведку и, естественно, на разведку Ватикана. Чтобы понять «святые» поступки молодого епископа, стоит посмотреть на них в контексте деятельности его предшественников – проавстрийских епископов-русофобовii.
Ромжа унаследовал от них уже довольно выстроенную политику Рима. Он был обречен на антинародную проавстрийскую, затем профашистскую и пробандеровскую, антисоветскую деятельность, которую ему диктовал Пий XII. Как епископ он проявил себя очень ревностным и энергичным иерархом. О миссионерских его поездках мы уже говорили выше.
В период фашистской оккупации Закарпатской Руси, как и все епископы УГКЦ, Ромжа всячески содействовал фашистам и бандеровцам.
Епископы УГКЦ приветствовали вступление население Закарпатья в гитлеровские полки. На должность капелланов в состав дивизии СС «Галичина» было поставлено полтора десятка парохов УГКЦ. Они-то и привели «дивізійників» к присяге, текст которой гласил: «Я служу тебе, Адольф Гитлер, как фюреру и канцлеру Германского рейха, верностью и отвагой. Я клянусь тебе и буду покоряться до смерти. Да поможет мне Бог»iii
Советский период. Ликвидация.
Как только советские войска вступили в Закарпатье, талантливейший ученик иезуитов публично приветствовал приход Красной Армии. Он публикует ряд поздравлений в связи с празднованием очередной годовщины Октябрьской революции и просьбу о присоединении Закарпатской Руси к СССР в местных и в украинских советских газетах. Ставит подпись под обращением к «дорогому товарищу Сталину», а также выражает ему благодарность. «Чистильщики»-писатели жития «святого», указывая на факт публикаций, выгораживают епископа, мол, ему это приписали. Но в своем заискивании перед советской властью Ромжа мало чем отличался от митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого. В угоду Советам он даже сбрил свою густую бороду.
Вместе с тем Ромжа занимался и активной антисоветской пропагандой, став лидером у бандеровских «самостийников», которых раньше сдавал чешским властям. В это время он работает против СССР на три разведки.
Лицемерное приветствие Сталина «святого» епископа не спасло, «прогиб», как говорится, не был засчитан, так как разведка СССР прекрасно знала истинное положение вещей. Чешская разведка передала ей все данные о Ромже.
Павел Судоплатов вспоминал: «Хрущев обратился к Сталину с просьбой разрешить ему тайно ликвидировать всю униатскую церковную верхушку в бывшем венгерском городе Ужгороде. В письме, направленном в два адреса – Сталину и Абакумову, – Хрущев и Савченко, министр госбезопасности Украины, утверждали, что архиепископ украинской униатской церкви Ромжа активно сотрудничает с главарями бандеровского движения и поддерживает связь с тайными эмиссарами Ватикана, которые ведут активную борьбу с советской властью и оказывают всяческое содействие бандеровцам. Ромжа и его группа представляют серьезную угрозу для политической стабильности в регионе, недавно вошедшем в состав Советского Союза. Информация об обстановке в украинском руководстве через Ромжу просачивалась за границу»10.
Если вдуматься в масштаб личности Павла Судоплатова, во владение им всей полноты информации о деятельности Ватикана, о Ромже и его участии в пособничестве фашистским коллаборационистам, его работе на чужие разведки, то он не настаивал бы на физической ликвидации маловажного и «святого» епископа. Впоследствии из библиотек Ужгордской Духовной семинарии и ряда храмов униатов была изъята фашистская и антисоветская литература.
Кратко об эволюции героического и «патриотического» служения «святого» человека
1930-39 гг., при Австро-Венгрии. Проавстро-венгерская политическая позиция; одобряет ассимиляцию русинов и русофобию, геноцид русофилов, поддерживает гонения на Православную Церковь. Вместе со своим епископом принимает участие в гонениях на украинофилов, а также на греко-католического священника о. Августина Волошина (президента Закарпатской Украины), информацию о котором передает чешской разведке.
1939-44гг. Прочешская и промадьярская позиция, поддержка гонений на украинофилов и на Православную Церковь; русофобия, работа на ватиканскую, чешскую и британскую разведки. Помощь пособникам фашистов.
1944-45 гг. Переходный период. После освобождения от фашистов Подкарпатской Руси приветствует советские войска и пишет обращение к Сталину о присоединении Закарпатья к Советской Украине. В то же время, продолжает работу на иностранные разведки.
1945-47 гг. В Закарпатской области УССР участвует в бандеро-фашистском движении, становится его идеологом; при этом испытывает ностальгический промадьярский настрой. Занимается антисоветской пропагандой, продолжает работу на иностранные разведки.
Чисто по-человечески, хочется спросить: какая должна быть совесть у человека, если он в угоду земной власти несколько раз менял свои убеждения, с кровавыми последствиям для своей паствы? Безусловно, это и есть католическая святость!
Ну а теперь «изюминка». Еще одним составным элементом католической святости, о котором в УГКЦ сейчас принято молчать, это организация убийства крестьян, которые поддерживали советскую власть, присланных врачей, учителей сельских школ по коммунистической путевке, убеждал бандеревцев: «убивать – богоугодное дело».
Об этом можно прочесть в книге Юрия Игнатьевича Мухина11 «СССР имени Берия». Гл. 4 «Хранитель ядов»12:
«Сотрудники МГБ Украины незаметно провели двоих пассажиров в штатском в кабинет начальника вокзала, в котором их ожидал Хрущев и министр госбезопасности Украинской ССР Савченко… Из папки, лежащей на стоящем рядом столе, Хрущев достал три прошнурованные и опечатанные машинописные странички и начал читать.
– «Приговор. Специальное присутствие Верховного Суда Украинской Советской Социалистической Республики в составе…». Так, тут фамилии, ага, «рассмотрев в закрытом судебном заседании дело архиепископа Ромжи…» …Этот Ромжа такая сволочь, из-за которого и льется кровь на Западной Украине. Бандеровцы убивают колхозников, жгут сельсоветы, даже учительниц, сволочи, убивают, а этот Ромжа их убеждает, что это богоугодное дело.(…)
– Поймите, товарищи, – решил от себя оправдаться Хрущев. – Конечно, надо было бы эту сволочь открыто судить и расстрелять, но его же эти бандиты-бандеровцы тут же сделают святым, и эта война еще больше разгорится. Поэтому и приходится давать вам такое задание. Мы сами тут попробовали устроить ему автомобильную аварию, но он, гад, уцелел и теперь лежит в больнице в Ужгороде. Надо, чтобы его оттуда вынесли вперед ногами».
В этой книге есть ряд неточностей, но интересный факт: греко-католики уже настолько обнаглели, что смело, приводят текст из книги Ю.И. Мухина о намеренном убийстве «святого» епископа советами в «Полном житии сященномученика Теодора Ромжи», а об организации убийств крестьян, учителей врачей, конечно же, текст опустили, т.е. не опубликовали.
Ореол мученичества. Канонизация «святого» епископа-убийцы
Хочу сразу оговориться, что всякий террор и убийства я категорически осуждаю! Но это не означает, что «святой» Ромжа рассуждал так же.
Когда было принято решение его ликвидировать, то вначале была организована автокатастрофа, в которой он получил тяжелые травмы. Через неделю он скончался в мукачевской лечебнице; по одной из версий, его отравили, по другой – задушили. По поводу его смерти, или несчастного случая, есть разные противоречивые версии13. Конечно же, «житиеписцы» ГКЦ «святого» выбрали, хотя и не полностью обоснованный, но самый удобный вариант, с максимально извлекаемой выгодой для создания ореола мученичества за «веру».
Если принять во внимание версию убийства, то как еще должна была поступить новая власть с человеком, имеющим такой «послужной» список «героических» дел, совершенных против нее? Какой бы демократической ни была власть, если бы против нее действовали так образом, потерпела бы она такого оппонента?
Убитого за политическую антигосударственную деятельность, за организацию террористического убийства крестьян, учителей, врачей, Ватикан решил причислить его к лику святых!
Вопрос о его канонизации к лику блаженных в Католической Церкви сознательно не поднимался, и созрел в Ватикане, когда Греко-католическая церковь начала приобретать политический вес на Украине и продвигать фашистские идеи. Первая заявка все же о нем, на которую не обратили должного внимания, была в 1998 г. Его кандидатуру вновь спешно было предложено канонизировать перед приездом папы Римского Иоанна Павла II на Украину. Ромжа был канонизирован в 2001 г. вместе с двадцатью восемью, греко-католическими «святыми», «великими сынами Украины». Найденные в крипте ужгородского собора его разложившиеся останки14 (даже облачение сгнило) начали почитать как святые мощи.
Текст его «жития» имеет ряд неувязок, что говорит о наспех слепленной биографии, оправдывающей его «святость». Но факты о реальной его деятельности, основанные на архивных данных, ему противоречат.
В силу отсутствия полных биографических данных, «житие» наполнено литературным творчеством, воспоминаниями «очевидцев», экзальтированными религиозными чувствами, и это смотрится несколько искусственно. Например, текст его «жития» взят из романа «Рыцари любви и надежды», написанного в 2010 г. греко-католической писательницей Лесей Романчук, рожденной в 1955 г. в Магадане. Как известно, она автор ряда фантастических романов, поэтому в достоверность приведенных ею сведений из жития «святого» приходиться верить так же, как и в реальность героев ее творений.
В ее романе «святой» Ромжа по смерти явился в тюрьме монахине Теофиле, подозреваемой советской властью в его убийстве. В сновидении он передал ей письмо, где было написано о его прославлении в будущем. «Это стало первым его посмертным чудом, что служит поводом к его канонизации»15, заключает автор полного «жития».
Выводы
В Греко-католической церкви с момента ее возникновения в 1596 г. не было своих святых, и это было связанно с политикой, проводимой Ватиканом по ассимиляции, латинизации восточной ветки, оторванной от Православной Церкви. А тут вдруг, в начале XXI века посыпались множество святых…
В Греко-католической русинской церкви Ромжа один из первых новоявленных «святых» после четырехсотлетнего перерыва, которого подхватили как знамя унии (соединения) и великой католической «святости». Выгодный образ «мученика», для манипуляции против всего русского и православного, и если бы его не было бы, то его нужно было придумать. И, наспех сфабрикованный фальсификат с убийцы-Ромжи, а теперь в роли – святого-Ромжи, как раз подан для незадачливых и одурманенных прихожан, а для Рима – это еще один таран по экспансии.
Ватикан пересмотрел свою дальнейшую стратегию экспансии славян и позволил иметь своих «святых» униатским церквям. Но с четко прописанными, согласно Ватиканской инструкции, качествами униатской «святости». Эти святые обязательно должны быть русофобы и првославнофобы, националисты, радикалы, шпионы и лазурчики, палачи и изуверы, фашистские убийцы, террористы. Как мы это и видим на примере «жития» «святого» епископа-убийцы Теодора Ромжи.
Папа Иоанн Павел II канонизировал на Украине 28 «святых». Когда мы проследим их «житие», то почти все они сотрудничали с фашистской властью, некоторые из них являлись палачами и идеологами фашизма, устраивали геноцид русских, поляков, евреев, чехов и тех украинцев, которые не разделяли идеи бандеро-фашистской идеологии. Сейчас этим убийцам по греко-католическим храмам кричат «Слава героям». Канонизация папой – поляком Войтылой «героев», произошла благодаря глубокой болезни – православнофобии и русофобии, которые пересилили в нем даже обиду и ненависть к бандеровцам за геноцид 120 тысяч убитых поляков-католиков во время «Волынской резни».
Теперь «нерабам» нужны новые идеалы – «святые» фашистские изуверы убийцы, чтобы можно было подражать их поступкам и воевать дальше многомиллионной армией «свидомых патриотов», фанатиков секты «свидетелей майдана» против России и Православной Церкви во всем мире.
доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
• Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896
• Яндекс кошелек: 410014004754153