Единственная официальная возможность для Украины не платить за газ — война
В связи с напряженной обстановкой на территории Украины, в социальных сетях и трудах аналитиков все чаще поднимается вопрос: а как могут сказаться на обязательствах Украины и России в газовой сфере боевые действия на украинской территории? Руководитель Правого Сектора Ярош прямо угрожал критическим повреждением магистральной трубы, да и сомнительная меткость украинских артиллеристов, регулярно попадающих не туда, куда целились, может поставить газовый транзит под угрозу.
Известный свердловский юрист Роман Мылицын проанализировал газовый контракт Газпрома и Нафтогаза, находящийся в открытом доступе.
«Очень интересно составлены контракты Газпрома и Нафтогаза на поставку и транспортировку газа, особенно в части положений о форс-мажоре.
В контракте на ТРАНЗИТ в качестве форс-мажора указано следующее основание: стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае боевых действий.
В контракте на ПОСТАВКУ указано, что стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае войны и военных действий.
Заметили разницу? В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 года война должна объявляться, о чем уведомляются все нейтральные страны. Но война до сих пор ни Украиной, ни Россией не объявлена. На территории Украины идут боевые действия, а не война и не военные действия.
Соответственно, по контракту о поставке газа: если нет войны — значит нет и форс-мажора. Соответственно, если нет форс-мажора, то Нафтогаз должен заплатить деньги.
Таким образом, просто ведение боевых действий на территории Украины не освобождает Нафтогаз от выполнения своих обязательств. А вот ведение военных действий уже может в случае чего освободить Газпром в части своих обязательств перед Нафтогазом по договору о транзите газа.
Вот если война была бы начата Россией (или хотя бы объявлена), то тогда срок выполнения обязательств Нафтогаза по контракту отодвигается соразмерно тому времени, пока идёт война.
Самое интересное теперь — выяснить, что является форс-мажором по газовым контрактам с европейскими покупателями.
Если форс-мажором являются просто боевые действия, то тогда всё, Газпром ни за что не отвечает.
К сожалению, текстов этих контрактов в открытом доступе нет».