Сценарий Аргентины-2001 для Украины-2015: дефолт, разруха, голод, бандитизм и мародёрство
Для того чтобы лучше понимать причины и последствия украинского дефолта, нужно обратить свой взор на один из самых известных дефолтов последних десятилетий – на аргентинский. Насколько точны проводимые мной параллели – судить вам.
Аргентинскому дефолту 2001 года предшествовала череда государственных переворотов. В результате нескольких смен власти страна перешла от политики госкапитализма и импортозамещения, показывавшей высокие результаты и обеспечивавшей уровень благосостояния, на 20% превосходящий среднемировой, к либеральным практикам, которые в конце концов привели страну к дефолту, нищете и волне бандитизма и мародёрства.
Всё делалось предельно шаблонно – были снижены импортные тарифы (аналог «евроассоциации»), ослаблено госрегулирование, под лозунгами «повышения эффективности экономики» проводилась масштабная приватизации государственной собственности, под предлогом «свободной экономики» произошла жёсткая монетаристская привязка национальной валюты к американскому доллару.
Кроме того, для иностранных инвесторов в Аргентине создавались особые условия – они полностью освобождались от налогов на сроки от 5 до 25 лет, в результате чего, по некоторым оценкам, многомиллиардные иностранные инвестиции сопровождались потерей, по крайней мере, $280 миллиардов прибыли за десять лет «реформ».
Жёсткая монетаристская привязка к доллару связала руки Центробанку Аргентины и сделала аргентинские товары неконкурентоспособными (на Украине уже несколько месяцев также искусственно удерживается заниженный курс доллара).
Еще одной болезнью, типичной для либерализирующейся экономики, была коррупция. Она проявлялась практически во всех сферах жизни, но особенно скандальный характер приняла при проведении программы приватизации. Интересы мощных олигархических групп не позволяли центральной власти эффективно контролировать государственные расходы.
Это накладывалось на кризис бюджетного федерализма: регионы к концу 2001 года задолжали банкам до $10 миллиардов и требовали дополнительных трансфертов от центральной власти. Сейчас в Украине также местные бюджеты на грани банкротства, что чётко видно, например, по соответствующим заявлениям администрации Кличко.
Кроме того, в определённый момент Аргентина оказалась вынуждена погашать свои прежние долги за счёт новых долгов по более высоким процентам (в Украине с падением кредитных рейтингов последние полтора года происходит то же самое). Одновременно кредиты брались для покрытия существенного бюджетного дефицита (в Аргентине он был 2,8%, в Греции в 2013 году составил 7%, в Украине в этом году грозит превысить 9%).
В Аргентине за годы президентств Карлоса Менема и Фернандо де ла Руа государственный долг вырос до $132 миллиардов, что в дальнейшем привело к значительным затратам по его обслуживанию.
За год расходы на вооружения в Украине выросли в 2,2 раза (экономика Украины не выдерживает такой воинственности), а расходы на обслуживание долга – в 2,1 раз.
Незадолго до дефолта МВФ резко отказался предоставлять Аргентине новые кредиты. В связи с этим многие эксперты обвиняют МВФ и США в непоследовательности по отношению к Аргентине, поскольку МВФ долгое время настаивал на проведении жёсткой бюджетной политики и выдавал Аргентине крупные кредиты для покрытия дефицита, но в конце 2001 года внезапно изменил свою позицию, что и спровоцировало дефолт.
Цитата: «Аргентина, являлась тогда любимицей фонда и летом 2001 года получила дополнительный кредит в $8 млрд. Однако сразу после этого МВФ понял, что Аргентине не помогут никакие дополнительные кредиты. Аргентина немедленно перестала быть любимицей МВФ, и в декабре 2001 года фонд отказался предоставлять ей очередную порцию кредита».
В результате темп падения ВВП Аргентины в 2001 году достиг 6% (в Украине в 2015 прогнозируют падение ВВП на 9%), а безработица приблизилась к уровню 20% (в Украине официальная порядка 9,7%, неофициальная – свыше 17%).
Для выхода из кризиса правительство Аргентины следовало рекомендациям МВФ, выполняя политику «жесткой экономии», сокращая госрасходы и замораживая зарплаты. Аргентинские власти пошли даже на такой шаг, как замораживание пенсионных счетов и их использование для выплат по внешнему долгу (в Украине ПФУ тоже фактически банкрот, и прекращение выплат пенсий возможно в любой момент).
Также с целью предотвратить отток капиталов власти Аргентины ввели ограничения по снятию средств с банковских счетов. Это решение было наиболее болезненным в социальном плане: потолок составил всего $1000 в месяц. Отток капитала был ненадолго приостановлен, но резко усилился кризис неплатежей.
В рамках мер по управлению госдолгом аргентинская власть пыталась осуществить обмен долговых обязательств с целью снижения процентных выплат. Этот вариант мягкого дефолта, однако, не удался из-за проблемы доверия к правительству. В Украине представители Минфина попытались надавить на кредиторов с целью списать часть тела долга, но эта попытка пока тоже безуспешна (вероятность её ещё ниже, чем в случае Аргентины).
Кстати, и там, и там одним из главных держателей долговых обязательств, занимающих самую жёсткую и бескомпромиссную позицию, был инвестиционный фонд «Franklin Templeton».
В рамках усиления контроля за валютными операциями монетарные власти Аргентины предприняли еще одну крайнюю меру, прекратив на время проведение биржевых валютных операций. Это было вызвано бесполезностью поддержки курсового режима и угрозой исчерпания официальных валютных резервов. В Украине НБУ также в марте практиковал прекращение валютных операций на межбанке, после чего фактически монополизировал курсовые операции (пример Аргентины показывает, что эта мера в конце
Последствия аргентинского дефолта в краткосрочной перспективе: в стране резко упал уровень ВВП, значительно снизилась покупательная способность населения, значительно увеличился уровень бедности. В 2001 году соотношение внешнего государственного долга к ВВП составляло 56,9% от ВВП, но из-за дефолта и падения ВВП к 2002 году этот показатель вырос до 153,2%.
По данным Всемирного банка, количество населения за чертой бедности в Аргентине выросло с 28,9% в 2000 году до 54,3% в 2002 году.
Однако власти Аргентины до последнего думали о своих гражданах, и отказались повышать коммунальные тарифы, что хоть немного снизило удар для населения. Украинские же власти уже повысили тарифы в несколько раз, и по заявлениям чиновников планируют ещё несколько подобных повышений.
Разница между двумя странами в том, что в Аргентине либеральные реформы и приватизация проходили уже после череды переворотов и были достаточно отстранены от них во времени, но дефолт всё равно вызвал существенный рост преступности и мародёрства. А в Украине приватизация началась задолго до переворота, и гражданская война и наличие огромного количества нелегального оружия только усугубляют ситуацию.
В целом основные макроэкономические показатели Украины уже существенно хуже аргентинских, а правительство более антинародное и более безграмотное, поэтому ожидаемые последствия также могут быть существенно хуже.