Экономика

Нефтепровод «Одесса-Броды»: забытая политическая погремушка

Незавидная судьба антироссийских проектов

Забытый всеми нефтепровод «Одесса-Броды» снова востребован. На сей раз планы на него строит президент Белоруссии Александр Лукашенко. После провала переговоров с Москвой он назвал украинский маршрут одним из приоритетных для диверсификации нефтяных поставок в республику. Впрочем, реанимировать трубопровод белорусский лидер пытается не впервые. И не только он.

Милые бранятся

Вспомнить об «Одесса-Броды» А. Лукашенко заставил дефицит сырья. Дело в том, что продажа продуктов переработки российской нефти в страны ЕС и Украину уже несколько десятилетий является основой «белорусского экономического чуда». Доставка ресурса напрямую по трубопроводу «Дружба» (удобная логистика), да ещё и без экспортной пошлины позволяла Минску неплохо зарабатывать и даже отправлять на экспорт собственную нефть, зачисляя пошлину от обеих операций в свой бюджет.

Так могло бы продолжаться ещё долго, но в 2019 году Москва начала реализовывать «налоговый манёвр», вследствие которого сырьё и для российской, и для белорусской нефтепереработки стало постепенно дорожать, что даже привело к банкротству Антипинского НПЗ. Стабилизировать ситуацию Москва решила за счёт «обратного акциза», который предложила распространить и на белорусские НПЗ, но только при условии унификации налоговых систем двух стран. По экспертным оценкам, такой широкий жест обошёлся бы бюджету РФ $1,5 млрд в год.

Минск счёл это покушением на свой суверенитет, несмотря на то что стоимость российской нефти для белорусских НПЗ в 2020 году всё-равно составляет только 87% от мировой цены, а логистика поставок наиболее дешёвая из всех возможных. С 1 января все российские компании, кроме группы «Сафмар», подконтрольной Михаилу Гуцериеву, прекратили поставки сырой нефти в Белоруссию. «Мы работаем на коммерческих условиях… Поэтому мы не собираемся компенсировать те потери, которые несёт белорусская сторона», – прокомментировал ситуацию глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Попытка номер один

Выход из тупика А. Лукашенко увидел в диверсификации поставок. «Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в РФ. 30% мы должны с Балтики завозить и 30% через Украину – проверенный уже путь», – заявил белорусский президент 21 января. Путь действительно «проверенный». В ноябре 2010 года, во время очередного «диверсификационного» обострения, Минск загрузил трубопровод «Одесса-Броды» нефтью. Сырьё доставляли до морского терминала «Южный» и гнали по трубе до города Броды. Затем нефть перенаправляли в одну из двух южных веток украинского участка нефтепровода «Дружба», откуда она попадала на Мозырский НПЗ.

Изначально Минск обещал Киеву прокачивать через «Одесса-Броды» не менее 4 млн тонн нефти ежегодно. В итоге труба проработала в таком режиме меньше года, прокачав менее 1 млн тонн. Маршрут ожидаемо оказался невыгодным, на чём «диверсификация» по-лукашенковски закончилась. Если это была попытка надавить на Москву, то получилось не очень убедительно. Первая партия заокеанской нефти в 80 тысяч тонн на поверку оказалась обычной российской Urals, которую Мозырский НПЗ мог купить напрямую в РФ. Дальше российская нефть стала приплывать в терминал «Южный» под видом венесуэльской и каспийской по «серой» схеме своп-контрактов.

Что от этого получила Украина? Кроме кратковременной реанимации мертворождённого проекта и подкладывания очередной свиньи РФ — ничего. На фоне реверса «Дружбы» и в целом неадекватного поведения транзитной страны (кто его знает, какой ещё фортель выкинет завтра Киев) Чехия подписала контракт о поставках нефти на свои НПЗ по Трансальпийскому нефтепроводу. 1 июня 2012 года «Одесса-Броды» вновь оказался пуст. «Конъюнктура рынка такая, что дешевле нефть покупать [напрямую] в России», – резонно заметил тогда первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, а в августе «Белнефтехим» объявил, что не планирует использовать украинский маршрут в ближайшем будущем. За односторонний разрыв транзитного контракта Минск тогда никакой ответственности не понёс.

В назидание потомкам

На самом деле нефтепровод «Одесса-Броды» – это настоящий памятник «многовекторной» внешней политике времён Леонида Кучмы. Спустя 20 лет 674 км 1020-миллиметровой трубы, оптоволоконная система связи, две промежуточные нефтеперекачивающие станции, венгерская система телемеханики и множество других дорогостоящих «побрякушек» лежат мёртвым грузом и не имеют ни малейших перспектив своего прямого применения.

Изначально проект задумывался как альтернативна российскому маршруту доставки нефти в Европу. По идее, каспийские углеводороды должны были прокачивать по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Супса», затем грузить на танкеры и по Чёрному морю доставлять в терминал «Южный». Оттуда их планировали транспортировать по новой трубе до польского Плоцка, а затем вглубь ЕС либо до балтийского порта Гданськ. На вскидку очень напоминает фантазии нынешнего премьера Алексея Гончарука о Балтийско-Черноморском канале, транспортный коридор «Викинг» и прочие «перспективные» логистические маршруты в обход РФ.

Схема прокачки нефти по маршруту Баку-Супса-Южный-Броды-Плоцк

Но если сегодня у Киева абсолютно пустой карман, то тогда у «Укртранснафты» нашлись «лишние» $453 млн, которые она натурально зарыла в землю. Самой умной оказалась Польша, которая много обещала, но по факту ничего не построила на своей территории и ни копейки не вложила на чужой. Худо-бедно, с перерывами, хронически полупустой, но работает нефтепровод «Баку-Супса», а вот внутри «Одесса-Броды» находится зияющая пустота.

Достроенный в 2001 году новенький украинский трубопровод оказался никому не нужен сразу же после сдачи в эксплуатацию. В 2003 году Киев даже заказал специальное исследование – «бизнес-план коммерциализации проекта „Одесса-Броды“». В итоге PricewaterhouseCoopers (PwC) надавали много умных советов, взяли деньги, но нефть от этого в трубе так и не появилась. Ещё бы, российская Urals из «Дружбы» на границе с Польшей стоила тогда для восточноевропейских НПЗ на $35/т. дешевле каспийской Azeri Light в Бродах.

После трёх лет топтания не месте спасать провальный проект взялась российская ТНК. Она предложила запустить нефтепровод в реверсном режиме и прокачивать российскую Urals из Брод и терминал «Южный», что гарантировало загрузку пустых мощностей, а значит давало обозримую перспективу окупаемости проекта, но вызвало нешуточное бурление в местной «экспертной» среде. Обидно, когда попытка утереть нос «москалям» за деньги налогоплательщиков разбивается о суровую действительность. Остатки здравого смысла тогда взяли верх, потому как содержание пустой трубы обходилось 32 млн грн ($6 млн) ежегодно.

История строительства и эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды»

Но Киев не унимался и мечтал запустить «аверс». Масла в огонь подливала Варшава, обещая достроить нефтепровод до Плоцка. В конечном счёте сочетание жадности и прожектёрства, помноженное на русофобию, всё-таки окончательно погубили проект. В 2010-м «Укртранснафта» решила выдавить из эксплуатирующих тогда нефтепровод ТНК, Лукойла и «КазТрансОйл» побольше денег и подняла ставку на транзит, на чём реверсная прокачка нефти по «Одесса-Броды» закончилась. В том же году у А. Лукашенко внезапно случился приступ «диверсификации». В 2011-м Киев «психанул» и купил каспийскую нефть для своих нужд, но, после того как в переработке получил убыток в 400 млн грн, больше к этой идее не возвращался. В 2013 году об украинской трубе вспомнил ЕС (проект «Сарматия»), но закончилось всё, как обычно, говорильней и бумажками.

Точку в этой истории в 2014-м поставила Revolution of Dignity, после победы которой подконтрольная тогда Игорю Коломойскому «Укртранснафта» откачала в свои резервуары всю технологическую нефть из «Одесса-Броды», а заодно и из «Дружбы». В итоге 385,4 тыс. тонн сырья «растворилось» в разных структурах группы «Приват». По слухам, они были переработаны на Кременчугском НПЗ, по крайней мере точно известно, что даже после всех выигранных государством судов, нефть в трубопровод так и не вернулась. После этого 674 км закопанного в землю металлолома окончательно перешли в разряд пиар-инструмента.

Обещания политиков запустить «Одесса-Броды» в эксплуатацию

В 2016 году во время своего визита в Баку об «Одесса-Броды» вспомнил тогдашний президент Украины Пётр Порошенко. И вот теперь очередь снова дошла до Минска. Итог печален: огромные государственные деньги потрачены впустую, у трубы нет никаких перспектив, за что никто на Украине не понёс даже репутационной ответственности. К счастью, сейчас у Киева на подобные прожекты попросту нету денег, что не мешает ему продолжать надувать мыльные пузыри «в обход России».

Николай Коринь

Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть