Общество

Русский Царь может оказаться спасителем для жителей Червоной Руси

Интервью Александра Чаленко с известным ивано-франковским блогером Миколой Смилывым — о Галичине и галичанах, АТО и о том, как может повлиять поэзия Пушкина на «бандеровцев», и почему галичане любят шансоны Михаила Круга.

— Микола, все мы, конечно же, знаем, что существует отдельная галицкая идентичность. А вот мне интересно, чем, по-вашему, все-таки галичанин отличается от надднепрянского украинца?

— Практически всем. Если в галичине все деревянные окна уже меняли на металлопластик, то схидняки (восточные украинцы — прим. ред.) еще покупали зелёную краску освежать свои убогие фасады. Мы ближе к Европе географически и ошибочно считаем себя ближе к Европе ментально. Хороший дом и авто во дворе — приоритет галичанина, а схидняк вместо накопления исповедует ненужное марнотратство (расточительность — прим.ред.), едет летом на море отдыхать, вместо того чтобы взять отпускные и з/п в одно время.

Схидняки также считают нас образцом некой европейскости и тянутся нас «догонять». На сегодня тот же украинский национализм более популярен на Востоке, чем на Западе. Это подобострастие Востока Украины галичан подстегивает и вдохновляет. Именно поэтому они нас никогда «не догонят». Галичане признают, что жители других областей добрее и человечнее, но это такая мелочь в мире потребления, что ею можно пренебречь.

Галицийский сепаратизм

— Вот сейчас во Львове презентовали в присутствии львовского мэра Садового Украинскую Галицкую партию, которую возглавил сотник Евромайдана. Многие интернетчики называют ее сепаратистской. А насколько, по вашему мнению, Галичине нужна собственная партия, которая бы представляла интересы галичан?

— Все партии Галичины исповедуют некую форму национализма. Даже подававшая большие надежды Галицкая Ассамблея, исповедующая мультикультурализм Галичины, на поверку оказалась партией умеренного, даже мягкого национализма. Если ты украинец Джамилев или Гройсман, то хорошо, а если настроен пророссийски, то это плохо, будь ты трижды представителем титульной нации. Кстати УГА (Ассамблея) к УГП не имеет никакого отношения. Тут даже галичанину трудно разобраться в этих разновидностях «УПА», поэтому ваши СМИ часто не объективны в освещении таких вопросов.

На сегодня появление партии пророссийского толка на Украине невозможно в силу власти олигархата. Единственным подобием такой партии была (?) КПУ Петра Симоненко.

Думаю, многие граждане РФ будут удивлены, узнав, что на местных выборах в некоторых районах Галичины коммунисты шли в ногу с «Правым Сектором» и опережали Конгресс Украинских Националистов.

— Опережали Конгресс украинских националистов? А почему? Что, у традиционно правых галичан начался политический крен в левую сторону? Вообще, кто такой «левый галичанин»? Из-за чего он появился?

— Левый, как и правый, не появился ниоткуда, он всегда был. Галичина — не особая общность людей, а вполне себе обычный регион. Количество правых и левых в той же Каталонии или на Псковщине примерно одинаково.

Другое дело — влияние пропаганды на массы людей. Веками набожная Галичина особенно внимательно прислушивается к мнению «думы начальников», именно поэтому у нас то зашкаливающее число членов КПСС на душу населения.

Не мне вам рассказывать, что часто-густо в этих ролях оказываются одни и те же особи. Если, не дай Боже, завтра к власти вернутся коммунисты, то весь мир содрогнется от нашего рвения валить памятники Степану Бандере и возвращать «историческую справедливость».

Не хочу обижать приверженцев левой идеи, но поздний СССР, особенно у нас, был обществом, далеким от идеала для подражания. За коммунистов и националистов голосуют сравнительно небольшое количество людей, их проценты примерно равны. Галичане ищут золотую середину и… этим пользуются недобросовестные политики. Людям втюхали мысль о том, что национализм есть наивысшая форма патриотизма, и из-за этого все эти крашеные заборы и собачки в вышиванках. Болеем мы пока.

— Почему в прошлом самыми главными дезертирами из зоны АТО были именно галичане? Например, всем памятен случай бегства в полном составе 400 человек из Ивано-Франковской самообороны. Как-то не укладывается это в голове, потому что противоречит мифу о страшных бандеровцах.

— Я много писал о галичанах-героях, своих земляках, которых безмерно люблю. Закавыка в том, что свои лучшие качества они проявляли в рядах армии Сталина и прочих армиях «имперских поработителей». Уж «така наша доля». Когда в галичанине, еще недавно называвшем себя русином, просыпается русскость, он герой, творец, державный муж… Во всех иных случаях украинствующий украинец становится героем «волынской резни».

События на Востоке Украины только подтверждают мои слова. Массовое дезертирство батальона «Прикарпатье», массовое бегство целыми селами в Россию на заработки, осада визовых центров, какой не было за все годы Независимости, не выдумки «кремлевских наймитов», а наша реальность.

Страшные бандеровцы — это от силы 20% населения Галичины, и цифра эта может показаться страшной неискушенному пользователю соцсетей. Скажу вам больше: примерно таких же 20% населения края исповедует дружбу с Россией.

В своё время губернатор Ивано-Франковской области М. Вышиванюк пророчил 75% поддержки в Галичине, в общем-то, проросийскому тогда Януковичу на следующих президентских выборах. Дядька он умный, ситуацию знает изнутри, и вообще он с Коломыи. О чем еще можно тут говорить?

— Вот вы говорите, «просыпается русскость». А вот интересно, возможно ли в современной Галичине повторение такого феномена как «галицкие москвофилы»?

— Этот русский галичанин может появиться со скоростью цунами, при определенных обстоятельствах, но при этом бандеровцы также никуда не денутся. Также будут винить «клятых москалей» во всех своих бедах.

Да вы заставьте людей учиться и «вдруг» откроется русофильство «Руськой трийци» («Русской тройки» — прим. ред.), памятник основателям которой стоит в центре Ивано-Франковска, иначе будут читаться Иван Франко и Тарас Шевченко. Ведь «кохайтеся чорноброви да не з москалями» и в советских школах учили, и наш Станислав переименовали во Франковск, и воспитанию пионеров-комсомольцев это никак не мешало.

Дайте людям снова вдохнуть Гоголя и напиться Пушкина, верните им Лермонтова не как иностранного «пысьмэнныка», а как своего родного поэта, и вы увидите настоящую Галичину, трудолюбивую и думающую. А то Пушкина мы не читаем, «бо вин Мазэпу образыв», Бродского мы знать не знаем, «бо напысав «На Независимость Украины», а казаки-сечевики наши великие предки, и мы их обожаем, хотя сами и греко-католики.

Спрашиваешь галичанина «а чого то в тэбэ маскальська музика в машине игра?», а он в ответ «цэ нэ москаль, Виктор Цой, чи там Высоцкий и Миша Круг — то мировая классика». С таким мировоззрением нас еще долго может майданить из стороны в сторону. Так что «учиться, учиться и еще раз учиться».

— Какие настроения доминируют сейчас в галицком обществе среди простых граждан и среди интеллигенции спустя год после Евромайдана?

— Настроения хорошие, благостные. Все вернулось на круги своя. Власть плохая, нас все предали, коррупция… всё, к чему мы привыкли. Стыдно сознаваться, но нам даже комфортно стало как-то. За все надо платить — это удобно и понятно.

А если серьёзно, люди встревожены продолжением войны на Востоке. Мир! Главное, чего хочет галичанин — мира. Как-то переживем мы эти новые цены и упадок — не впервой. Власть эта скоро сменится, надеется простой гражданин, а что думает интеллигенция, я знать не могу — выехали почти все. Люди, которые себя называют интеллигентами, таковыми к счастью не являются.

Одинокие голоса галицких интеллектуалов тонут в криках одичавших бальзаковских панянок и свихнувшихся молодых митрофанушек, называющих себя студентами. Спорить с такими людьми — дело заведомо проигрышное. Поэтому создается впечатление, что вся Галичина вопит «Слава Украине!». Думаю, стоит напомнить читателю, что если бы не огромные финансовые вливания, «революция гидности» прошла бы так же, как финансовый или языковый майдан — никак.

— Что может заставить галичан выступить против войны?

— Как вы себе это представляете? Выйти с плакатом на улицу? Вас побьют сумасшедшие или сдадут в СБУ свидомые граждане. Галичане и так против войны. Вам любой комиссар военкомата скажет, что желающих воевать нет. Нет вообще. Смешно думать, что население края на 100% состоит из трусов. Мне кажется, уже все всё поняли; нужно ждать, кто победит в глобальном противостоянии Запад-Восток.

— Как там дела у вашего знаменитого земляка — писателя Юрия Андруховича?

— Понятия не имею. Надеюсь, у него все хорошо. Кстати, этим русский человек отличается от украинствующего. Русский дает право националисту исповедовать свои взгляды и даже готов оказывать ему некую форму уважения, а украинствующий — нет.

Националист желает вас убить за вашу русскость, желательно, предварительно применив к вам всевозможные пытки. Это так по-европейски! История Европы, в которой, например, хорваты когда-то были сербами, а поляки православными, это подтверждает. Лично меня это не радует. Не очень хочется, чтобы украинские казаки снова кричали официантам на Елисейских полях «бистро, бистро…».

— А как ваши земляки относятся к Роману Коцабе, которого сейчас судят за призывы отказаться от мобилизации?

— Сочувствуют в основном. Это точно. Даже «Правый сектор» «приуныл». То они призывали разорвать в клочья адвоката Таню Монтян, а приехала она — никто не пикнул. Не чувствуют они поддержки в обществе, нет её.

Свидетели перестали посещать заседания, понимают, что это не суд, а фарс. Коцабу можно не любить, ненавидеть, восхищаться им, но горько осознавать: сидит парень ни за «цапову душу», и мы все в этом виноваты.

Коцабу распинают — молчим. Тарифы заоблачные — молчим. Во власти болтуны и воры — молчим. А это так, само собой, не проходит, недовольство накапливается и может выплеснутся в поддержке хоть власти Путина, хоть власти польского пана.

Да сами посудите; почему бойцы «самой европейской армии мира, которая борется за весь цивилизованный мир с кровавым диктатором» в своем большинстве прячут лица под масками? Душу не обманешь.

— И последний вопрос: как бы галичане отнеслись к созданию галицкой автономии? Вообще, идеи федерализации Украины могут захватить умы галичан?

— Думаю, да. На заре независимости была партия, выступавшая за выход Галичины с Украины и вступление в Европу без «совкового баланса Востока». Жаль, не услышали их тогда галичане. Теперь, как говорил бывший коммунист, секретарь ЦК Леонид Кравчук, ныне именуемый «совестью нации» независимой Украины, «имеем то, что имеем».

Мотивы федерализации, конечно, теперь другие. Война на востоке Украины рано или поздно закончится и, скорее всего, не победой Киева. Тысячи особо отличившихся в «борьбе за идеалы» очень даже возможно будут искать убежища за пределами Украины, а в Баден-Баден их ни Леонид Макарыч, ни Леонид Данилыч с собой не возьмут. Тут интересы власти и народа могут очень даже совпадать, особенно если эта власть четвертая.

Но тут я пас. Откуда я могу знать, что на уме у тех же поляков и коренных жителей Галичины евреев? Вернее, я догадываюсь, но не будем ни разбрасывать зерна антисемитизма на страницах вашего издания, ни вспоминать страшное слово «реституция».

Дело может обернуться таким образом, что защита русского Царя от свалившихся на голову Галичины бед окажется спасением для многих жителей Червоной Руси. Это название мы моментально поднимем на щит нашей новой борьбы, если нам сильно прищемят хвост. Мы галичане такие — обиды быстро забываем. Все вам простим: Крым, Батурин, голодомор, Донбасс, русификацию. Все-все. А вы поможете — уверен. На нас не за что обижаться, правда?

Беседовал Александр Чаленко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть