Эрдоган и кошелёк
На неделе одним из важнейших событий по-настоящему глобального масштаба можно считать брифинг министерства обороны, на котором на самом высоком уровне были представлены многочисленные фото- и видеосвидетельства того, как бесконечные колонны автомобильных наливняков и фур от месторождений нефти в Ираке и Сирии идут бесконечными колоннами к турецкой границе. Далее от турецкой границы тысячи автомобилей расходятся по разным направлениям, однако конечные пункты всех этих направлений напрямую связаны либо с объектами нефтепереработки, либо с нефтехранилищами, либо с платформами закачки нефти в танкеры Искендеруна, где располагается один из офисов той самой компании сына президента Турции Биляла Эрдогана.
Несмотря на то, что доказательства вовлечённости Турции в покупку ворованной нефти у ДАИШ (ИГИЛ) очевидны, как очевидны доказательства теоремы Пифагора, как среди турецких, так и среди российских эрдоганоманов (не путать с туркоманами…) появились возгласы следующего характера: да это вовсе не бензовозы, а новогодние цистерны Санта-Клауса с кока-колой, а в фурах вовсе не бочки с сырой нефтью, а пустота после разгрузки гуманитарной помощи, которая, понимаешь, почему-то шла на территории, подконтрольные ДАИШ…
Своеобразным развитием темы стало послание Федеральному Собранию российским президентом Владимиром Путиным, в котором он отметил, что именно турецкая властная верхушка стоит за разграблением недр Сирии и Ирака, нацеленным на собственное обогащение, и, по меткому выражению Путина, помидорами эта верхушка не отделается. Безусловно, президент кое-что не договорил, хотя, думается, мог немало интересного поведать и о том, а кто, собственно, ещё является грабителем в этом регионе, причём стоящим за той же эрдогановской Турцией…
Понимая, что накал страстей достиг критических значений, в дело решили вступить британские «союзнички», во-первых, подключившиеся к «антитеррористической коалиции» и даже нанесшие по кому-то в Сирии ракетно-бомбовые удары с воздуха, а, во-вторых, заявившие, что ключ к окончанию войны в Сирии находится в руках (внимание!) Владимира Путина. Так, британский министр иностранных дел Филип Хаммонд заявил, что Путин может решить вопрос всего лишь одним звонком. Но кому?.. По мнению г-на Хаммонда – звонком Башару Асаду. Мол, как только звонок состоится, и Асад покинет президентский пост, безумие в Сирии сразу же, понимаешь, остановится…
Такое заявление не оставили без внимания в МИД России. Мария Захарова с присущей полуироничной колкостью дала блестящий ответ на заявление британского министра. На своей страничке Фейсбук Мария написала:
Так. Давайте разберёмся. Если всё будет так, как нас убеждают британские коллеги, и после ухода Асада безумие прекратится, куда в таком случае денется ИГИЛ? Или им тоже кто-то позвонит и скажет, что игра закончена?
Внимание, вопрос: кто же позвонит ИГИЛ?
Действительно, отнюдь не праздный вопрос… Есть ощущение, что ИГИЛ будет звонить, как это делает всё последнее время, человек, который в то же последнее время никак не может дозвониться до Владимира Путина…
Кстати, нужно же говорить не только о том, что турецкая верхушка, мягко говоря, не препятствует ввозу на территорию Турции сырой нефти, к которой доступ в Ираке и Сирии имеют игиловцы. Необходимо коснуться и того аспекта проблемы, который касается вопроса о реализации этих огромных нефтяных объёмов. Быть может, семья Эрдогана просто горячо любит турецкий народ, а потому и «закрывает глаза» на то, какими путями в Турцию поступает нефть с юга и юго-востока. Быть может, всё нацелено на снижение цен на топливо для турецких потребителей, чтобы снизить их издержки и превратить жизнь в настоящую халву, и ради любви к народу Эрдоган готов плакать, но смотреть, как террористы наполняют Турцию ворованной нефтью…
Итак, кое-что о том, как Эрдоган «любит» свой народ… Чтобы понять масштабы «отеческой» любви, достаточно обратиться к сухой статистике, касающейся цен на топливо на внутреннем рынке Турции. В отчёте GlobalPetrolPrices говорится, что по уровню цен на нефть Турция находится в первой дюжине государств (с конца). Другими словам, литр бензина в Турции очень дорог. Официальная статистика – в среднем по турецкому государству литр бензина продаётся по цене $1,51. По нынешнему курсу это более 100 рублей! При этом по номинальному значению ВВП на душу населения находится на 4 места (по оценкам Всемирного банка) ниже России. Дороже чем в Турции бензин продаётся только в Монако, Дании, Норвегии, Израиле, Нидерландах и Британии (есть ещё Сомали, но это, как говорится, отдельная песня…). Прекрасно известно о том, что по уровню жизни и Монако, и Израиль, и Норвегия существенно превосходят Турцию, а потому полный бак для турецкого обывателя – это фактически роскошь.
Из статистики цен на бензин в вотчине Эрдогана и фактах, свидетельствующих о том, что ежедневно до 200 тыс. баррелей сырой нефти идёт с территорий, подконтрольных ДАИШ, на турецкую землю, можно сделать просто вывод: прибыль от нефти, получаемой у боевиков почти за гроши (9-12 долларов за баррель против 43-45 рыночных), идёт куда угодно, но только не на снижение цен на внутреннем турецком рынке. Другими словами, ворованной нефтью семья Эрдогана распоряжается явно не для того, чтобы пойти навстречу внутреннему потребителю. Нефть либо вывозится за рубеж (видимо Турция мнит себя экспортёром…), либо перерабатывается на внутреннем рынке и продаётся по рыночной цене, принося более чем ощутимые барыши главным кланам современного турецкого государства. Сомнения относительно того, что, «возможно, Эрдоган ничего не знал», и что «нефть шла через преступные антиэрдоганские группировки», рассеиваются по той простой причине, что министром энергетики и природных ресурсов является Али Риза Алабоюн, по совместительству, зять президента Турции. И это на фоне того, что Эрдоган младший владеет компанией, управляющей танкерным флотом…
Более 1000 бензовозов уже уничтожены авиаударами ВКС РФ. Поговаривают, что с недавних пор дети боевиков ДАИШ перестали мечтать о том, чтобы, когда вырастут, стать водителями бензовозов, направляющихся из Сирии к мечте Эрдогана о личном благоденствии…