Троянский конь Путина: Греция и Россия изящно «обставили» Европу
«ЕС должен аплодировать нам. Что плохого в создании новых рабочих мест в Греции?» — заявил Владимир Путин главам иностранных информагентств на Петербургском международном экономическом форуме. Более того, он подчеркнул, что не видит реальной поддержки Греции со стороны Брюсселя: «Если ЕС хочет, чтобы Греция заплатила свои долги, то он должен быть заинтересован в растущей греческой экономике».
Именно так российский президент пояснил свою внешнюю нефтегазовую политику после подписания на форуме министрами энергетики РФ и Греции меморандума о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода на территории одного, кстати, из членов ЕС. Конечно, меморандум ни к чему особенно не обязывает, но была подписана и «дорожная карта» по реализации этого проекта. А это уже немного серьезнее.
Впрочем, Путин был слишком краток. Поэтому его слова надо объяснить подробнее.
Итак, премьер Греции Алексис Ципрас довольно неожиданно появился на экономическом форуме, организованном страной, находящейся под весьма жесткими санкциями как ЕС, так и США, Канады, Австралии и даже Норвегии. Во всяком случае, других европейских премьеров в Петербурге не заметили. Но у лидера левой греческой партии СИРИЗА особого выбора нет. Сегодня, 22 июня, саммит Евросоюза должен решить вопрос, отправлять ли в дефолт Грецию, задолжавшую почти 300 млрд евро, а затем исключать ее из еврозоны (то есть зоны евро), а затем из всего ЕС или найти какой-то компромисс до 30 июня, когда Афины должны заплатить МВФ очередные $1,5 млрд. А они их заплатить за свой собственный счет явно не смогут.
Последние пять лет международные кредиторы, прежде всего из МВФ и ЕЦБ, рефинансировали греческие долги под принятие Афинами жестких мер бюджетной экономии. Результат не впечатляет: задолженность увеличилась, а местный ВВП упал на 25%. А тут Путин предлагает Ципрасу изящный (и антиевропейский по существу) выход из долговой ямы — строительство на греческой территории газовой трубы и хаба, топливо в которые придет из «Турецкого потока». Стоимость проекта не менее $2 млрд, а может, и больше. И хотя предполагается, что новый трубопровод будет строить совместная проектная организация, в которой страновые доли распределят 50% на 50%, негласно дается понять, что все основные финансовые расходы возьмут на себя российские госбанки. И в результате в самое ближайшее время Афины могут получить российские кредиты в объеме, по оценкам независимых экспертов, даже не на $2 млрд, а все $5 млрд. Кроме того, в ответ на такой шаг греческое правительство может допустить российские госкорпорации к приватизации своей морской и железнодорожной инфраструктур. Больших денег греческий бюджет не получит — кто же вкладывает приличные инвестиции в страну, находящуюся под угрозой дефолта?
Но вот именно в этом и кроется троянский конь Путина: одно из главных требований международных кредиторов к Греции — масштабная распродажа госсобственности, которая в Элладе доходит до 50% от ВВП. Посыл российского президента Западу очевиден: мы помогаем Греции не только деньгами, но и реализацией ваших же долговых требований, а вы после этого сажаете всю страну в долговую яму. Так против кого же надо объявлять экономические санкции?
Конечно, возникает вопрос, как вся эта петербургская схема сможет заработать, когда Брюссель уже успешно торпедировал газпромовский «Южный поток», выкрутив руки Болгарии? Но София уже запросила турок об ответвлении «Турецкого потока» на свою территорию.
Изящество проекта «Турецкий поток» в том-то и заключается, что Анкара не член ЕС (правда, ассоциированный). И потому может для начала принять российский газ в договоренном объеме более 63 млрд кубов, а затем продавать его тем же Греции и Болгарии (членам ЕС) по ценам, против которых Брюссель возразить не сможет. Кроме того, Анкара сможет выполнить все требования пресловутого 3-го энергопакета Брюсселя — разделить своих покупателей, транспортировщиков и продавцов газа. А далее — кошмар Киева. С 2019 года, как уже предупреждали российские власти, любой транзит российского газа по территории Украины прекращается навечно. А европотребители смогут его получать в прежних объемах через турецко-греческий поток. И ничего в этом случае Брюсселю сделать не удастся, так как ценовая альтернатива одна — очень дорогой американский сжиженный газ.
Тем более что не стоит забывать еще про две уже действующие трубы — «Северный поток» (проектная мощность до 55 млрд кубов в год) и «Ямал — Западная Европа» (проложен через Белоруссию — более 10 млрд).
На этой балтийской поляне Путин также решил потоптаться. «Газпром» на питерском форуме подписал меморандум с рядом немецких компаний о возведении «Северного потока-2» с пропускной способностью в те же 55 млрд кубов. Даже без «Турецкого потока» обойти Украину будет возможно. Правда, вот именно этот проект Брюссель сможет заблокировать так же, как и «Южный поток». Сейчас, например, «Северный поток-1» работает только на две трети мощности из-за требований третьего энергопакета. Но зато этот меморандум наверняка ускорит Анкару в решении своих вместе с Россией газовых проблем. Обойдем, что называется, ЕС с двух сторон.
Заметьте, мы не обсуждаем китайские направления экспорта «Газпрома». Топливо в Поднебесную пойдет в основном из новых месторождений Восточной Сибири. Но надо же куда-то девать и «старый» газ.
И вот здесь у Москвы есть еще как минимум два оригинальных выхода. Во-первых, как бы это ни показалось невероятным, Россия вполне может поддержать Азербайджан в его попытках поставлять свой газ в Европу. Дело в том, что его явно не хватает для газопроводов, которые планируется провести через Турцию. Не случайно же умер проект NABUCCO. А если будет совместный проект — то 3-й энергопакет будет просто в восторге! Не случайно же Путин и Алиев в последнее время все чаще встречаются.
И, наконец, в Петербурге заговорили о возрождении Штокмановского газоконденсатного месторождения и даже о возвращении в этот проект французской компании Total. И это несмотря на санкции. А что даст это месторождение? Большие объемы недорогого по мировым ценам сжиженного газа. А в Роттердаме уже построен терминал для приемки газа. Вот и новый газовый фронт — либо дорогой американский, либо наш, более дешевый сжиженный газ. Так просто выбить Россию с мировых энергорынков невозможно.