Отечественные капиталисты услышали третий звонок
Почему так резко сократился отток капитала из России на Запад? Ведь у России по-прежнему положительный торговый профицит, и свободные деньги, которые можно было бы доверить западным банкам, у бизнеса однозначно есть?
Привычный ответ на этот вопрос – потому что Запад испортил свою репутацию санкциями и сомнительными судебными решениями, и теперь держать там деньги русского происхождения просто опасно: западные банки могут заблокировать счета выходцев из России в любой момент.
Однако есть и ещё одно важное обстоятельство. А именно – держать деньги в банках Запада теперь страшно не только русским, но и даже представителям самой что ни на есть западной финансовой элиты.
Посмотрите, пожалуйста, вот на этот график денежной базы США:
https://research.stlouisfed.org/fred2/series/BASE/
Как видите, денежная база относительно медленно росла до сентября 2008 года, но потом американцы врубили свой «печатный станок» на максимум, и всего за четыре месяца денежная база выросла более чем вдвое, с 800 до 1’700 млрд долларов. Кризис временно отступил, однако «печатный станок» было уже не остановить, и к осени 2014 года размер денежной базы США достиг уже 4’000 млрд долларов – то есть, за шесть лет денежную базу раздули примерно в пять раз.
Для сравнения, за предыдущие шесть лет, с осени 2002 по осень 2008, денежная база выросла всего лишь на 13%.
Ситуация крайне нездоровая – и это очевидно даже тем, кто не разбирается в финансах. Однако до настоящего времени крышка в кипящем котле держалась прочно: так как «напечатанные» деньги уходили на накачку разного разного рода пузырей, включая пузырь на фондовом рынке.
Важная ремарка: разумеется, на самом деле деньги не печатаются физически и, вообще, вся система устроена значительно сложнее. Однако мы сейчас пишем не учебник для экономических вузов, поэтому я не вижу никакого смысла углубляться в подробное освещение всех нюансов – достаточно понимать, что фондовый рынок США последние годы накачивался деньгами как свинья-копилка у любимой дочки Билла Гейтса.
Посмотрим на поведение фондового рынка США. Вот история индекса NYSE Composite:
http://finance.yahoo.com/echarts?…
Как видите, в феврале 2009 года – через несколько месяцев после включения «печатного станка» – рынок акций США резко начал расти. К настоящему моменту рынок вырос уже в два с половиной раза, и превысил тем самым показатели докризисного 2008 года.
Посмотрим теперь на ещё один индекс, на индекс Shiller PE Ratio, который показывает отношение стоимости акций к средней прибыли корпораций.
Физический смысл этого индекса довольно прост. Допустим, у вас есть квартира, которая стоит 2,4 миллиона рублей, и которую вы сдаёте за 240 тысяч рублей в год. Отношение стоимости к прибыли – 2400 / 240 = 10. Отличный показатель.
Представим себе теперь, что ваша квартира резко выросла в цене и стоит теперь 4,8 миллиона. Отношение стоимости к прибыли теперь – 4800 / 240 = 20. Если завтра ваш сосед купит у вас вашу квартиру и будет её сдавать, она «отобьётся» у него за 20 лет. Это уже не очень здорово.
Перед чёрным вторником 1929 года соотношение цена/прибыль составляло 30, а когда Штаты вошли в Великую депрессию оно упало до пяти. Переведём на язык сдачи квартир. В 1929 году можно было купить квартиру за 7’2 млн рублей и сдавать по 20 тысяч рублей в месяц. Через три года квартиру, которая сдавалась за 20 тысяч, можно было купить уже за 1’2 млн рублей.
Так вот, индекс Shiller PE Ratio рисует нам чёткую предкризисную картину:
http://www.multpl.com/shiller-pe/
Как видите, сейчас отношение стоимости к прибыли уже превысило достигнутый перед 2008 годом уровень и вплотную приближается к значению, на котором произошёл обвал в 1929 году. Один раз в истории рынок вырос и ещё сильнее – непосредственно перед схлопыванием пузыря доткомов. Однако «печатный станок» уже выключен, и причин, которые позволили бы акциям вскарабкаться ещё выше, я не вижу.
Плавно переходим теперь к мнению профессионалов.
Мнение 1. Ян Спредбури (Ian Spreadbury), управляющий фондом Fidelity
Для справки: Fidelity – одна из крупнейших финансовых корпораций мира, которая управляет множеством взаимных фондов. В компании работает 41 тысяча сотрудников, а общее количество денег, которым она управляет, превышает 5 трлн долларов.
Вот что пишет Ян Спредбури в The Telegraph:
Лучшая стратегия, чтобы справиться с этим, широко распределить свои деньги по различным активам, включая золото и серебро, а также включая деньги – причём не только в банках, но в виде наличных под матрасом.
Логика тут достаточно простая. Почти все активы очень долго росли в цене, и, например, как указывает The Telegraph, цены на недвижимость в Лондоне выросли с 2009 года в два с половиной раза. Рано или поздно этот пузырь таки рванёт, и мало тогда не покажется никому.
Что значит «системный риск»? Это значит, что цены могут не просто скакать вверх и вниз, это значит, что вся финансовая система может в какой-то момент резко пойти вразнос. Как это было, например, во время кризиса 2008-2009 годов, когда в некоторые моменты из-за проблем у банков целые города оставались с неработающими банкоматами.
По-видимому, мистер Спредбури всерьёз опасается, что его клиенты могут в какой-то момент остаться без доступа к своим банковским счетам и, следовательно, без возможности принять какие-то срочные и важные решения.
Когда об таких вещах говорит официальное лицо фонда, управляющего 5 трлн долларов – а это, для понимания масштабов, больше, чем ВВП Франции и Великобритании вместе взятых – становится ясно, что пахнет жареным. То есть, мы уже не просто ощущаем еле заметный запах дыма: пол в нашей квартире стал горячим, а из-под окон выбиваются мощные языки пламени.
Мнение 2. Джерри Кадзил (Jerry Cudzil), один из руководителей TCW Group
TCW Group управляет активами в 180 млрд долларов. Это огромная сумма, однако не такая большая, как у Fidelity. Возможно, поэтому Джерри Кадзил и отважился на весьма откровенный разговор с журналистами Bloomberg.
Мистер Кадзил ожидает масштабного падения на рынке облигаций, при этом он советует инвесторам побыстрее избавиться от накопленных ценных бумаг:
Рынок требует, чтобы вы обновили ваши портфели. Случится это завтра или через шесть месяцев – вы предпочитаете выглядеть глупо до обвала рынка или после?
Мистер Кадзил опасается вполне конкретной вещи – что ФРС США повысит процентную ставку, и деньги после этого станут дорогими.
Дальше сценарий будет развиваться уже по накатанной колее. Я писал об этом в апреле, у США есть два пути контролируемого обрушения своей экономики, инфляционный и дефляционный:
http://fritzmorgen.livejournal.com/777720.html
Пока что мы наблюдаем движение в сторону дефляционного сценария: то есть, грубо говоря, к повторению Великой депрессии тридцатых годов.
Можно предположить, что фондовый рынок сдуется в несколько раз, начнутся массовые банкротства, все товары и услуги будут очень дёшевы, однако ни у кого не будет денег, чтобы что-либо покупать. Соединённые Штаты войдут в один из самых серьёзных кризисов за свою историю.
Собственно, тот факт, что сразу два представителя крупных фондов практически прямым текстом советуют выходить в кэш, является чем-то вроде третьего звонка в театре. Спектакль вот-вот начнётся.
Впрочем, вполне возможен и гиперинфляционный сценарий краха. Обратите внимание на ещё одну новость – губернатор Техаса распорядился на днях забрать физическое золото у ФРС США и разместить его в специальном хранилище на территории Техаса:
http://www.theepochtimes.com/n3/1382264-texas-gold-bill-has-potential-to-uproot-monetary-system/
В чём суть такого странного поступка? Успеть спасти своё золотишко перед тем, как Америка начнёт трещать по границам штатов?
Не думаю. Полагаю, мы имеем дело с заявкой на создание постдолларовой финансовой системы. Имея на руках физические золото с серебром – пусть даже и в не слишком больших количествах – Техас может создать эдакую безопасную гавань, в которую дружно поплывут капиталы со всей территории США.
Если учесть, что при гиперинфляционном сценарии «королями помойки» в США станут представители клана Бушей – которые располагают реальными активами в виде хотя бы тех же нефтяных вышек – схема превращения Техаса в финансовый центр посткризисной Америки выглядит вполне рабочей.
Вернёмся теперь к отечественным капиталистам, которые имеют активы в России, а денежки прячут по офшорам и по западным банкам. Что им остаётся делать, глядя на всё это непотребство? Продолжать закапывать свои сольдо на поле Чудес даже после того, как лиса Алиса и кот Базилио настойчиво порекомендовали спрятать монетки обратно за пазуху?
Очевидно, уж лучше при таких раскладах держать деньги в России. Здесь их, по крайней мере, не арестуют только на том основании, что тебя зовут «Борис» или «Иван».