Кому котел, кому начало
Но может послужить и началом новейшей новой эпохи этой территории, ключевым событием, где зло украинской национальной идеи проиграло глупо и совсем не геройски, снова доказав известную максиму, что в опереточно-лубочной Украине история может повториться только как неизбежный кровавый фарс.
Событием, после которого поклоняться той национальной идее, которая есть, многим из нынешних ее бездумных почитателей станет противно или не модно. Они еще будут по инерции ругать Россию, но неприятный осадочек, как в анекдоте, останется.
Героически не признавая котел, и в течение долгих часов старательно вынося его за скобки договоренностей в Минске, Петр Порошенко загнал в ловушку не только себя и киевский режим, но и несколько тысяч украинских солдат, которые должны были мощным наступлением разрезать и изолировать республики Донбасса друг от друга и от России. Может статься, что Дебальцево, как и аэропорт, будет предложено считать стратегически неважным объектом, вопрос – можно ли будет в этом убедить американских военных советников и любого человека, взглянувшего на карту. Даже если этот человек – гражданин Украины, и горд этим.
Судя по последним реакциям украинских политиков, депутатов, и – о, боже! – самых патриотических украинских СМИ, ничего, кроме рассказа о героизме голодающих, замерзающих, бессмысленно расстреливаемых «одвiчних лицарiв», предъявить им жаждущей подвига публике нечего. Разве что мифического героя-правдоруба Семена Семенченко, получившего уже второе ранение при невыясненных пикантных подробностях, да былинного Яроша, то вводящего свою «гвардию» в бой, то выводящего её в «Фейсбуке», не вставая с уютной госпитальной койки. Вряд ли при этом будет акцентировано внимание на том, что оба были ранены фактически при бегстве с поля боя.
То ли дело Александр Захарченко. То, что премьер Донецкой народной республики и главный «сепаратист» пулям никогда не кланялся, и всегда был на передовой – давно известно, и неоднократно задокументировано – в конце концов, он из полевых командиров. Но теперь и без того привлекательный образ получил развитие – рана, полученная в бою, а не в лабораторных условиях. И теперь это непререкаемый лидер для своей армии и народа, потому что здесь работает не пиар, а логика войны – самая строгая и понятная. Так получали авторитет украинские атаманы и русские генералы всех войн. Или, попросту говоря – не потеряв глаз, Кутузовым не станешь.
Есть соблазн сравнить Захарченко с Ахиллом, но мысль о том, что тот все-таки погиб в глупой войне из-за женщины, не позволяет. Потому что на Донбассе воюют русские, вне зависимости от фамилий, против абсолютного фашистского зла. Да и хватит с него мифов, мифологизировать политика – только портить. Чему хватает печальных примеров. Слава Богу, который попал ему только в ногу, спасибо охране, что увезла этого дурака с передовой.
Тем более что ему предстоит кабинетная работа и выезды «на строящиеся объекты». По крайней мере, в это хотелось бы верить, потому что такой рабочий график теперь уже Александра Владимировича будет главным признаком наступления мира и результатом минских договоренностей.
Еще одним важным результатом должна стать долгожданная встреча Захарченко и Порошенко, которую первый клятвенно обещал организовать. Она может состояться и в переговорной комнате, под треск фотокамер. Минские договоренности в развитии, с фактической федерализацией и согласованием поправок к конституции, в принципе не исключают такой формат. И вот когда их встреча состоится, новейший украинский национальный миф начнет испаряться, как роса на солнце. Проиграет чисто эстетически.
Соблюдать же прекращение огня, а значит, и доводить начатый мирный процесс до конца, Порошенко уже откровенно подталкивает не только Россия.
Уж если США в Совбезе ООН голосует за российский проект резолюции по Украине, и сама Джен Псаки говорит, что «ввязывание в войну чужими руками с Россией – не то, что отвечает интересам Украины или интересам международного сообщества» – это что-то да значит.
Впервые с начала войны «мировое сообщество» оказалось почти глухо к истерическим крикам из Киева, ясно дав понять, что игра с Донбассом идет уже по гамбургскому счету, и Россия не играет, а только ведет счет.
И значит, волей-неволей, но Петру Порошенко придется отвечать на много «почему», касающихся дебальцевского котла, которые уже начинают задаваться со всех флангов украинского патриотизма. И чем больше будет этих вопросов, тем меньше шансов у боев за узловую станцию Дебальцево стать примером героизма украинской армии и ума украинских полководцев.
Ответы для Порошенко, без сомнения придумают многочисленные консультанты. Их убедительность можно будет легко проверить по реакции Семенченко и Яроша. Тогда и станет понятно, по-прежнему ли орел наш сладкий дон, или уже хромая утка. По крайней мере, явной команды свергать «президента мира» с трона побывавший с инспекцией в Киеве Джон Керри его конкурентам в личном зачете – Турчинову и Яценюку – не отдал. Может статься, что еще не время, и есть еще в арсеналах Госдепа и Пентагона неизведанные провокации. Но сегодня такой случай, когда Петру Алексеевичу хочется пожелать долгих лет, следующих выборов и Александра Захарченко в роли конкурента.