Украинский «патриотизм» — алиби рагулизма?
Автор и ведущий программы «Прямым текстом» на телеканале ZIK Остап Дроздов о том, почему «толерасты» и «либерасты» должны противостоять бездумному «великодержавному патриотизму».
Меня со всех сторон окружают большие патриоты. Они везде: за стеной, за спиной, в кабинетах и под кабинетами, в интернет-форумах, в дорогих пиджаках и дешевых вышиванках, на джипах и запорожцах.
Они — депутаты и их критики, с миллионными доходами и голыми карманами, со злостью к врагам и просто злостью. Они повсюду.
Я живу в среде больших патриотов — людей с высоким уровнем требований ко всем вокруг и одновременно низким уровнем требований к себе самим. Патриоты заполнили собой пространство, возвели себя в ранг универсальных прокуроров, сотворили из себя непогрешимых.
Это не просто иррациональные патриоты (потому что им есть каждый, кто истинно любит свою землю или свой город). Это так называемые «великодержавные патриоты» — люди, которые свои убеждения расценивают как принудительные и обязательные для всех остальных. У них автоматическое мышления: нажимаешь нужную кнопку — и тебе в ладони падает «Украинская Украина», врагами которой являются все те, которые мыслят не так примитивно и схематично.
«Великодержавные патриоты» не дискутируют, не агитируют, не убеждают — они заставляют, требуют, велят, приказывают. Они упорно сводят концлагерную сине-желтую (или красно-черную) баррикаду посреди общества, навязчиво деля его на истинных патриотов и скотин-сволочів-українофобів-москалів-жидів-ліберастів и так далее. Они — на вершине. Они — на кураже. Они — свет истины. Они — воины правды. Они — миссионеры Царства Для Своих. Они — альфа и омега. Зато все те, кто просто рассуждает над украинскими реалиями и перспективами, исповедует язык компромисса и толерантности, ищет общие знаменатели для различных разностей и просто задает вопрос, — это смертные враги, место которым в аду.
Мое сознание отказывается перенимать эту черно-белую тональность, которую нам насадили «великодержавные патриоты». Потому что они не только белые, а мы не только черные. Я отказываюсь жить в клоаке людей, которые не умеют, не хотят и, как кажется, не собираются слушать или прислушаться к другой точке зрения. У нас (я авансом говорю «мы») есть выбор: либо лечь в прокрустово ложе с ярлыком на ней — или подавать голос.
Толерантно не замечать этих идеологических приматов уже не получится. Потому что кузница «великодержавных патриотов» пыхтит круглосуточно, расточая все новые и новые приговоры тем, кто еще не потерял критического способа мышления и еще способен применять интеллектуальные подходы к украинской действительности. Их преимущество — в глухой одержимости. Наша — в умении доводить ее до абсурда.
Они обижаются на слово «нацик». А почему мы не обижаемся на слово «толераст» или «либераст»? Пора выравнивать ситуацию и вернуть ее в русло здоровой конкуренции видений. Слишком много мячей мы пропустили во время этой игры в одни ворота.
Во что патриоты превратили патриотизм? В безотказное алиби. В щит. В ширму, которая выгодно скрывает и рагулизм и элементарную необразованность, и двойственность стандартов и мелочность мышления, и сокровенное желание иметь норковую шубу с трезубцем на плечах.
Патриотизм дискредитирован «великодержавным патриотами». И чем дольше это будет продолжаться, тем меньше остается пространства для здоровой части общества, на которое скоро начнется охота. Сталкиваясь с оппонентами, я все меньше вижу в их глазах готовности терпеть носителя другого мнения. Частая реакция — извергнуть желчь, и с гордо поднятой головой и чувством выполненного перед нацией долга эвакуироваться с места происшествия. Все, что раздается им вслед, воспринимается как оскорбление в спину, за что тебя ждет дополнительное наказание в виде публичной порки.
Они не слушают и не слышат. Я называю это «иконным мышлением». Хотя слово «мышление» я употребляю с огромной натяжкой. В этом смысле националистический Львов мне видится настолько советским, что Донбассу еще надо хорошенько поучиться однотипности мышления и травле инакомыслящих. Я собственными глазами видел, как к Тягнибоку пришел люмпенского вида фан с портретом Бандеры в золотистой раме. А несколько лет назад во время выступления Юли Тимошенко 70-летние бабушки в вязаных беретах держали плакаты «Юля — наша мама». А еще до того я видел календарики Ющенко в сервантах рядом с Иисусом Христом. Львов так больно бежал из Советского Союза — но так много прихватил оттуда!
Поэтому оппонирование показным патриотам я приравниваю к оппонированию советизации. Ее непомерно много развелось! Нас погружают во мрак монохромного видения, и становится нормой навязывать общеобязательную идеологию, общеобязательное поклонения деятелям прошлого, общеобязательную поддержку именно этих, а не других политиков. Патриотизм как очень внутреннее чувство тоже провозглашается общеобязательным.
Недолго осталось, чтобы религиозная, языковая, этническая, частная и другая идентичности тоже стали общеобязательными. Усилиями «великодержавных патриотов» наше с вами пространство постепенно превращается в реестр общеобязательных требований, в котором основополагающее понятие «Я» будет ликвидировано советским понятием «МЫ».
Толерасты и либерасты! Евроориентированных люди, которые отказываются жить в одноцветном измерении! Для которых естественным является сосуществование разностей и культивирования многообразия во всем! Подавайте СВОЙ ГОЛОС, пока с нашего молчаливого согласия нас не загнали в гетто фейсбук-интеллектуалов.