Симфония на фоне заката
В последнее время начинаю ловить сигналы:) Вот только давайте сразу не констатировать прискробный факт — «совсем рехнулась». Речь идет о «звоночках», которые проступают в речах украинских политологов и общественных деятелей. Как человек циничный, я не очень верю в то, что эти самые раскрученные политологи и деятели вещают «от себя» — скорее, они передают чьи-то мессиджи, и поэтому важно их улавливать.
Ну, начнем с того, что в их речах вдруг стали проскальзывать заявления о том, что в случае с Донбассом (некоторые добавляют — и с Крымом тоже) важна не территория, а люди. Высокопарно выражаясь, человеческий капитал. Что надо пытаться выиграть войну за умы и сердца, а не за то, кто больше артиллерийских установок противника уничтожит. Это новая нота «песни о главном». Никого не призываю обольщаться ею, поскольку дальше постараюсь показать, что эта «нота» укладывается в одну весьма лживую и подлую симфонию.
Другой «звоночек», или другая «нота» — этническое происхождение человека неважно, как и язык, на которым он говорит, и культурно-исторические традиции, которых он придерживается. Тут тоже налицо отход от риторики годичной давности, и это тоже неспроста. Самое глупое, что сейчас могу сделать русскоязычные граждане той части Украины, которая контролируется хунтой, — облегченно вздохнуть и сказать «ну, наконец-то до них дошло…» Ничего до них не дошло, такие заявления — просто инструмент манипулирования.
Третий «звоночек» — нам (в смысле украинцам) надо выстраивать отношения с Россией. Нравится — не нравится, а надо выстраивать. Потому, что надо. Причины внезапно возникшей «нужды» не объясняются, но всем более ли менее вменяемым людям они и так понятны. Приближается осень, с газом и углем — непонятки, российский рынок сбыта все больше закрывается, правила пребывания украинских граждан на территории РФ ужесточаются. В общем, с этим надо что-то делать, а тут еще в декабре и срок погашения долга по еврооблигациям наступит…
Казалось бы, странные «звоночки». Воюем — и говорим о налаживании отношений. Гнобим русскоязычное население — и говорим о том, что язык не имеет значения, пусть на каком хотят, на том и говорят. На каждодневной основе убиваем людей, причем отнюдь не только на территории Донбасса (есть ведь еще такое не чуждое нынешней Украине явление, как социальный геноцид) — и долдоним о том, что самое важное и нужное в этом мире — человеческий капитал. Может сложиться ощущение шизофрении. Но это — не шизофрения.
Лично мне происходящее на Украине сейчас напоминает Германию образца второй половины 1944-го года. Наверное, не все знают, но как раз на фоне разгрома наиболее боеспособной части Вермахта — группы армий «Центр» — с Германией стали происходить удивительные метаморфозы. Неожиданно (!) некоторые из весьма высокопоставленных ее высших чиновников заговорили о том, что политика Рейха по отношению к народам на оккупированных территориях была неправильной (поздняк было метаться, так и с Донбассом уже поздно метаться).
Нота номер два. В Берлине на одной из киностудий по велению Геббельса был снят короткометражный фильм, представлявший Третий Рейх — а вот теперь, как советует наш юморист Михаил Задорнов, наберите в грудь побольше воздуха — как ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ НАРОДОВ. По сюжету в город приезжает некий бюргер из… ну, скажем, Мюнхена, бродит по вокзалу и пытается узнать у прохожих дорогу до отеля. Ему отвечают и на польском, и на чешском, и даже (!) на русском — довольные, хорошо одетые, веселые и доброжелательные люди. В общем всем зашибись как круто было жить в Третьем Рейхе образца второй половины 1944 года. Обращаясь к терминологии современных политических украинцев — ну, и где вы там фашизм видите?
На деле, как мне кажется, все просто. Если год назад можно было гнать в бой «свидомых та правильных» украинцев, то теперь этот мобилизационный ресурс исчерпывается, а неньку надо защищать. Конечно, можно хватать мужчин на остановках и на проходных предприятий и волочь за шкирку в военкомат, но их боевой дух будет соответствующим, особенно если учесть, что значительную долю этих «новых добровольцев» составляют как раз русскоязычные граждане Украины. Кнута мало — нужен пряник. Спешно, на коленке формируется образ страны, в которой «и жизнь хороша, и жить хорошо» — причем всем, независимо от этнического происхождения, традиций, культурных и языковых ценностей и т. д.
Понятно, что речь идет именно о формировании образа на «коленке». Понятно, что он, как и в случае с Третьим Рейхом, отведенную ему роль не сыграет, потому что тут, как в анекдоте, всю систему надо менять, а не только ее внешнее обличье. Но это — весьма интересный симптом. А что касается заявлений о необходимости примирения с Россией…, так ведь и такая точка зрения в Рейхе на закате его жизни была весьма распространенной. С той лишь поправкой, что примиряться собирались не с СССР, а с его союзниками, но это уже детали. А в случае с Украиной… ей бы не стоило забывать, что день примирения и согласия в России как раз не котируется ни по отношению ни к одному историческому событию. Наша страна на определенных условиях готова мириться, но не примиряться и не соглашаться.