Шуфрич рассказал, как Порошенко толкнул Украину в трясину гражданской войны
Мирные переговоры с представителями ДНР и ЛНР 30 июня 2014 года своим единоличным решением прекратил нелегитимный президент Петр Порошенко, чем дал старт началу полномасштабных боевых действий на Донбассе и переходу в новую фазу гражданской войны.
Об этом в интервью «2000» рассказал народный депутат Украины Нестор Шуфрич.
«Когда Крым уже перестал контролироваться Украиной, мы увидели, что возникает подобная ситуация на Донбассе… Кстати, 27 июня, во время встречи контактной группы в Донецке, уже Шевченковский суд выписал ордер на арест представителей ДНР и ЛНР, с которыми мы в эту минуту сидели за столом переговоров. Зачем выписывать ордера, которые заведомо нереализуемы? Зачем повторять крымскую историю? Провокация?
Понятно, что наши с Виктором Медведчуком поездки изначально санкционировались украинской властью. Прилететь в закрытые аэропорты „Донецк“, „Луганск“, ездить между кордонами, когда тебя представители спецслужб Украины проводят до украинского кордона, а уже вооруженные сопровождающие от другой стороны ведут для встречи с руководством ДНР и ЛНР, без согласований с руководством Украины было бы невозможно.
Результатом этих наших поездок стало первое перемирие, а потом первая и вторая встреча контактной группы с представителями ДНР и ЛНР.
На встрече 22 июня — и я был тому свидетелем — Медведчук с Бородаем (Александр Бородай — с мая по август 2014-го председатель совмина ДНР. — Авт.) и Карякиным (Алексей Карякин — председатель республиканского собрания ЛНР. — Авт.) договаривался о встрече с Хайди Тальявини, Зурабовым и Кучмой. И 23 июня была первая встреча, 27-го — вторая, она внушала большие надежды.
Следующая была назначена на 1 июля. Но она не состоялась, потому что, как я уже говорил, г-н Порошенко единолично принял решение выйти из режима перемирия. Он так и сказал тогда: „Мы переходим в наступление!“. К чему это наступление привело, мы уже знаем», — — рассказал Шуфрич.
«Тем более что в то время Донецк был украинским, Луганск до 30 июня тоже… Да, в Луганске захватили здание СБУ, в Донецке — обладминистрацию, но милиция была украинская, прокуратура — украинская, суды — тоже.
В Луганске из здания обладминистрации я поехал в областное управление МВД, где встречался с личным составом милиции, говорил о том, что мы надеемся, что это перемирие обеспечит полноценный мир. Никто не мог предположить, что буквально через пару дней все это закончится по инициативе одного человека!
Не знаю, кто и что ему тогда насоветовал, есть версия, что к президенту пришла группа генералов, и они сказали, что конфликт можно урегулировать быстро… А что? Вся ж страна помнит слова Валерия Гелетея о параде победы в Севастополе, про День независимости в Донецке.
У меня нет объяснения: что заставило г-на Порошенко тогда принять такое решение?! И это при том, что днем говорили президенты „нормандской четверки“, вечером говорили министры иностранных дел… На 1 июля на самолете, который был арендован мной, контактная группа должна была вылететь в Запорожье и затем ехать в Донецк.
Вечером мне позвонил Леонид Кучма и недоуменно спросил: „Что значит выход из перемирия?“, а я, высказав уважение Леониду Даниловичу, напомнил ему, что именно он представляет Порошенко в контактной группе. И что все, в том числе и г-жа Хайди Тальявини (швейцарский дипломат, с 2014-го по 2015 г. представляла миссию ОБСЕ в контактной группе по Украине, подала в отставку 7.06 2015-го. Отставку связывают с неудовлетворительными переговорами в Минске. — Авт.), обескуражены не меньше, чем он.
Так вот, цена очень амбициозного решения Петра Порошенко — это невосполнимые потери тысяч жизней, а может, и десятков тысяч. Разрушенная экономика Донбасса и как следствие — всей Украины. Курс гривни до принятия этого решения был 9–10 за доллар, сейчас уже приближается к 30», — добавил Шуфрич.
«Многие грешили — что прервалось перемирие — на американцев, на негласную поддержку Еврокомиссии. Но сегодня понимаем: вряд ли такая поддержка и согласование имели место. То решение было чистой авантюрой, не более… Для убедительности устроили в центре Киева „демонстрацию“: пригнали около тысячи активистов, которые якобы требовали выхода из перемирия, поэтому президент — под давлением демонстрантов — вверг страну в полномасштабную войну с катастрофическими последствиями.
Когда я смотрю на Порошенко в папахе, с „маршальскими погонами“ на плечах и пристегнутым к ноге пистолетом, то у меня такое ощущение, что он в детстве в войнушку не наигрался. Но одно дело играть с оловянными солдатиками, а другое — посылать на смерть живых ребят.
Недавно, накануне своего дня рождения, Леонид Кравчук, который вошел в сознание людей как „мудрый лис“, сказал, что необходимости в военных действиях на Донбассе не было абсолютно никакой!» — подытожил депутат.