Общество

Европейское образование как есть…

Как-то довелось провести оценку знаний по физике одного французского школьника из русской семьи. Парню почти 15 лет, отец достаточно обеспечен и прилагает максимум усилий, чтобы дать детям хорошее образование. Парень, назовём его Александром, отлично учится в одной из лучших школ миллионного города Лиона.

Что же обнаружилось в ходе собеседования? Как во Франции обучают детей физике?

Тема последних уроков — электролиты. Посмотрел учебник: красивые картинки, ничего не скажешь! Пробирки с разноцветными жидкостями, розетки в разных ракурсах. Схем практически нет — одни фотографии.

И что-то, несмотря на красоту оформления, обеспокоило. Догадался не сразу, ибо предположить подобное было просто немыслимо: в тексте нет формул! Глянул на обложку — „Учебник физики и химии”. 130 страниц. Картинки, картинки, исторические экскурсы, фотографии…

(Для справки: оказывается, во Франции на обучение физике и химии отводится 1,5 часа в неделю. Если учитель не заболеет, потому что замещать некем.)

Есть даже лабораторные работы. Например, предлагают подсоединить дрель к оси маломощного моторчика и включить в цепь лампочку. Которая, конечно, должна загореться. Как это прекрасно — познавать мир! Только никто детям не объясняет, а почему лампочка загорается…

Ладно, вернёмся к электролитам. Объясняю, что с повышением температуры электролита увеличивается средняя кинетическая энергия молекул, что приводит к…

— А что такое кинетическая энергия?

Услышав такое, надо признаться, был несколько озадачен.

— Разве вам в школе не объясняли, что это такое?

Знаю, что Саша — один из лучших учеников в классе. И не в курсе, что есть кинетическая энергия??!

— А что такое потенциальная энергия, знаешь?

— Нет, нам об этом ничего никогда не говорили.

— Хорошо. А что такое энергия, можешь пояснить?

— Ну, это…

Молчание. Начинаю объяснять на пальцах. Мол, энергия тела — это его способность совершать работу. Энергия может быть разной природы: потенциальная, кинетическая, тепловая и т.д.

Проводим мысленный эксперимент. Вставляем между половицами гвоздь, сбрасываем с уровня стола мышку от компьютера. Предполагаем, что гвоздь углубится на миллиметр. Затем с того же стола сбрасываем чугунную гирю. Анализируем результат, приходим к выводу, что потенциальная энергия зависит от массы.

Потом увеличиваем расстояние, догадываемся, что существует и зависимость от высоты. Пишу формулу: E = mgh.

— А что такое „g”?

— Ускорение свободного падения. Вы его какой буквой обозначаете?

— …

— Что такое ускорение — вам объясняли?

— Нет.

Сильно, не правда ли? Это — самое настоящее, без прикрас и идеологических лозунгов европейское качество. Или „как обучают детей в передовой стране ядра капитализма — просвещённой Франции”.

То, что лично я испытал когнитивный шок — значит ничего не сказать. Это просто что-то немыслимое, невообразимое.

Уже прощаясь, спросил, в надежде хоть на какой-то положительный ответ. Задал вопрос по изучаемой парнем теме: какова связь между силой тока и напряжением. Тишина.

Полная постмодернистская мракобесная тишина.

Вы всё ещё мечтаете о евростандартах, вы, любители евродемократии и прав евроличности??!

Теги

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть