30 лет очернения Сталина разбились о народную любовь
Большинство жителей России поддерживают установку мемориальных досок и других знаков в память о заслугах Иосифа Сталина. Таковы результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения.
«Более половины россиян (62%) согласны с тем, что доски, бюсты, картины, рассказывающие об успехах Сталина, нужно размещать в публичных местах, с другой стороны, 65% граждан против установки знаков, сообщающих о его неудачах и преступлениях», — сообщается в пресс-выпуске ВЦИОМ. Наиболее единодушно за установку памятных знаков о вожде высказалась молодежь. С возрастом процент поддерживающих эту идею уменьшается, а среди тех, кому за 60, сторонников увековечивания памяти о Сталине «всего лишь» 53%.
75% россиян отреагировали бы положительно или нейтрально, появись памятник Иосифу Виссарионовичу по соседству с местом их проживания. Самый популярный ответ на вопрос «почему Вы за сохранение памяти о Сталине?» звучал так: «Это часть нашей истории, наши дети должны о ней знать».
Насколько показательны такие результаты, о чем они свидетельствуют и какие перспективы могут иметь? Об этом «Колокол России» поговорил с учёным-историком, социальным философом, обществоведом и публицистом Андреем Фурсовым.
«Колокол России»: Андрей Ильич, опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМ, показал, что большинство опрошенных, а именно 62%, выступают за сохранение памяти об Иосифе Сталине, за установку различных знаков в его память. О чем, на Ваш взгляд, говорят такие результаты? Зачем российскому обществу эти символы?
А. Ф.: Сталинская эпоха – именно то время, когда был заложен фундамент могущества Советского Союза, которое было достигнуто на рубеже 60-х – 70-х годов. С именем Сталина связаны индустриализация, Победа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление, причем за 10 лет, а не за 20, как это прогнозировали на Западе. То есть все знаковые победы России, как бы исторически они ни назывались, связаны со Сталиным.
Главное, конечно, это Победа в Великой Отечественной войне, потому что эта война принципиально отличается от всех других войн, которые вела Россия, вел Советский Союз. Отличие в том, что ни один противник России, кроме Гитлера, никогда не ставил задачи физического и метафизического уничтожения русских и других коренных народов России. То, что в войне победила именно сталинская система – это совершенно понятно, все разговоры, что победил народ – это глупость, поскольку народ, не организованный в систему – это толпа. Мы видели эту толпу в 1916-17 годах, когда Россия терпела поражение за поражением в Первой Мировой войне. То есть Сталин, это, во-первых, символ Победы. Во-вторых, Сталин – это символ общества, построенного на основе социальной справедливости, эгалитаризма. И сталинская держава резко контрастирует с нынешней Российской Федерацией, где колоссальное социальное неравенство, колоссальная социальная несправедливость.
Да и геополитический статус России таков… То, что выделывают сейчас США, — это невозможно было в сталинские времена. Люди это все прекрасно видят, сравнивают. Поэтому, естественно, имя Сталина звучит именно так. Я думаю, что 62% — это еще заниженные данные, думаю, что они значительно больше.
КР: Не кажется ли вам, что дело не столько в фигуре Сталина, сколько в том, что россияне мирятся с самими собой, со своей историей?
А. Ф.: А что значит мирятся? Кто ссорился? Была попытка поссорить. Но, несмотря на тридцать лет чернухи и грязи, которые выливали на советское прошлое и на Сталина, всё получается вопреки этим усилиям. Как говорилось в сказке о Мальчише-Кибальчише, буржуины «бились-бились, да только сами разбились». Логично было бы предположить (однозначный результат) после всех кошмарных разоблачений поздней перестройки и особенно 90-х годов, да и в нулевые годы было несколько попыток десталинизации… А всё работает наоборот. Так что я не стал бы ставить вопрос о примирении. Все значительно проще, люди сравнивают и понимают, что была великая держава, о которую никто не смел вытирать ноги, были социальные гарантии для молодежи, была уверенность в завтрашнем дне, а сейчас этого нет. Так что здесь все очень просто.
КР: Интересно и то, что 62% — это средний результат по всем возрастным группам, но еще выше процент сторонников сохранения памяти о заслугах Сталина среди молодых людей. Среди опрошенных, которым от 18 до 24 лет, их 77%. Показательная ситуация, на Ваш взгляд? О чем она говорит?
А. Ф.: Да, ситуация действительно показательная. Говорит она о том, что, как сказал Де Голль, «Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем». И по мере дальнейшего хода событий фигура Сталина будет приобретать все большее и большее значение. Как, кстати, и фигура Ивана Грозного. Я думаю, что если России суждено сохраниться, а не распасться, то памятники Ивану Грозному и Иосифу Сталину будут во всех городах.
КР: А такое возможно? Следует ждать реакции властей на этот общественный запрос? В российских городах могут появиться памятные знаки, а, может быть, и памятники Сталину?
А. Ф.: Во-первых, уже появилась доска на здании МГЮА, появился памятник Ивану Грозному (в Орле). Президент России Владимир Путин недавно высказался о том, что не надо демонизировать Сталина. А позже он сказал, что не надо демонизировать Грозного. Трудно судить, то ли это фразы, сказанные к выборам, учитывающие настроение, то ли это некий поворот. Но, безусловно, чем больше будут сгущаться тучи над Россией, а они, безусловно, будут сгущаться, чем хуже будет экономическая ситуация, и я не вижу причин, чтобы у нас социальное неравенство пошло в другую сторону, тем больше будет значение фигур типа Сталина и Ивана Грозного, как раз тех фигур, которые очень не любят на Западе.
Обратите внимание, три властелина России – Иван Грозный, Петр Первый, Сталин. Самым катастрофичным было правление Петра, минус 25 процентов населения. Страна в экономическом плане была развалена и восстановилась только к середине XVIII века. И, в отличие от Ивана Грозного, Петр действительно убил своего сына. Тем не менее, Ивану Грозному не нашлось места на памятнике «Тысячелетие Руси», который воздвигнут в Новгороде, а Петр Первый там шагает впереди. Но чем дальше, тем больше время будет работать на восстановление исторической правды о Сталине, об Иване Грозном. Сталин оказался прав, когда говорил, что после его смерти на могилу нанесут много грязи, но потом поднимется ветер истории, который всю эту грязь развеет. Так оно и выходит. И то, что именно молодежь голосует так, это приговор всему тому, что лилось на Сталина последние три десятка лет. «Буржуины бились-бились, да только сами разбились»…