Общество

Киевский режим: Кричите потише! Ваши жалобы могут огорчить насильника!

На Украине снова вспомнили о языке. Непосредственным поводом стало внезапное появление в информационном пространстве недавно назначенного «мовного омбудсмена» Татьяны Монаховой, едко прозванной оппозиционными к украинизаторским потугам СМИ и блогерами «шпрехенфюрером». Непосредственным поводом для возмущений и «срача» стали озвученные Монаховой планы штрафовать детские кружки за использование русского языка. Столь явный перегиб осудили практически все, кого в украинских реалиях относят к «адекватникам» – от депутатов из ОПЗЖ до киевского бизнесмена и русскоязычного еврея Александра Меламуда, объявившего о намерении создать детский кружок на русском языке, нарваться на штраф и не оплачивать его, дойдя до евросудов.

А нардеп от «Слуги народа» Максим Бужанский даже внес в парламент собственный законопроект – о признании принятого в мае нынешнего года еще прежним, парубие-порошенковским большинством, закона о тотальной украинизации утратившим силу.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Яндекс.Дзен, Telegram, Facebook, Одноклассниках, Вконтакте, канал YouTube и Яндекс.Новости

По его словам, данный закон дискриминирует носителей других языков, и «в первую очередь русского языка», наносит ущерб государству, а также убивает и унижает украиноязычную литературу. «Уверен, отмена закона о языке в действующей редакции откроет возможность для написания действительно стоящего документа. И новый закон будет отвечать интересам нашей страны и европейским ценностям, о которых так много говорили авторы предыдущего закона. И которыми они пренебрегли, откровенно ущемив и унизив права неукраиноязычных граждан Украины», – добавил он.

Поводом к такой радикальной инициативе стало недавнее резонансное обнародование Венецианской комиссией своих выводов относительно соответствия упомянутого закона европейским нормам. Если коротко – орган ЕС корректно, но весьма жестко раскритиковал с десяток самых одиозных положений закона, а также призвал украинскую власть разработать и принять закон о языках нацменьшинств.

Тему языка поднимал на встрече в Париже в нормандском формате и российский президент Владимир Путин – в частности, сетуя на нарушения прав украинских русофонов. Чтобы оправдаться, президент Зеленский тогда зашел с козырей, ввернув к слову собственную русскоязычность.

«Если можно, я вам отвечу, как русскоязычный президент Украины… У нас люди с неплохим образованием, они могут разговаривать и на русском языке, и на украинском. Я говорил сегодня президенту Российской Федерации, у нас все это не запрещено. И даже сейчас, подчеркивая это, я могу продолжить на русском языке. И на английском языке, кстати, у нас очень неплохо говорят», – так Зеленский пытался парировать Путину на итоговой пресс-конференции после «нормандского» саммита.

Самое смешное, что Зеленский абсолютно прав. И он, как президент, действительно может. А вот его дети, которые ходят в украинскую школу, – уже нет. Действующий закон обязал украинизироваться даже частные учебные заведения. Что в свое время стало поводом для резкого поста тогда еще не министра, а всего лишь ректора Киевской школы экономики Милованова с угрозами закрыть свое детище, чтобы не позориться с преподаванием на мове и не превращать учебный процесс в цирк.

«Закон о языке требует, чтобы Киевская Школа Экономики преподавала украинский язык. Нам это не подходит», – написал тогда Милованов, подчеркнув, что в КШЭ преподают «исключительно на английском» на большинстве программ. «Также закон требует, чтобы мы учили наших студентов на украинском языке. Нам это тоже не подходит», – добавил он, сообщив, что его школа соблюдать закон не будет: «Мы будем платить штрафы, отказываться от лицензии, переезжать в другую страну. Но превращать экономическое образование в Киевской Школе Экономики в цирк мы не будем», – резюмировал он.

В пролете и зрители фильмов Зеленского – новый закон обязывает прокатывать их в кинотеатрах и показывать по ТВ исключительно в украинском дубляже, несмотря на то, что сам этот продукт русскоязычный.

Да что там говорить – это с Путиным в Париже Зеленский может общаться по-русски, а вот к своим избирателям он, в соответствии с нынешним законом, должен обращаться только на мове. Ведь язык политической рекламы в стране – исключительно украинский. И «неправильный» язык политического ролика на Ютубе в период выборов может стать для ЦИК законным основанием для вынесения предупреждения кандидату или партии, а то и снятия их с гонки.

И так далее, и так далее, и так далее – вплоть до пресловутых детских кружков.

И трудно не согласиться с нардепом Бужанским, когда тот недоуменно восклицает: «Вот этот адский позорный бред – это и есть то, что мы обещали своим избирателям?».

Судя по тому, что гуманитарный блок нынешнего правительства с энтузиазмом продолжает драконовские инициативы предшественников, а в чем-то даже углубляет их – похоже на то, что поставлена задача к следующим выборам сделать благодарными избирателями партии Зеленского Фарион, Ницой и Федыну.

Хотя нельзя сказать, что в самой партии «Слуга народа» все так уж однозначно. Там и помимо Бужанского хватает людей, адекватно оценивающих ситуацию. Одна из таких – бывший мэр города Рава-Русская Ирина Верещук. Вот ее слова: «У нас есть решение Венецианской комиссии, которая говорит о дискриминационных нормах закона о языке. Она рекомендует их изменить. Конечно, нужно, чтобы профильный комитет рассмотрел эти выводы, а далее созвать парламентские слушания. В принципе могут быть разные формы обсуждения этого вопроса публично. Отмахнуться от него не получится, если мы действительно идем в Европу».

А вот глава профильного комитета Рады по гуманитарной политике, бывший гендиректор «Плюсов» Александр Ткаченко уже заявил, что костьми ляжет, но не допустит инициативу Бужанского до рассмотрения в парламентском зале. Ведь эта инициатива – внимание! – «раскалывает общество»! Как едко заметил по этому поводу один из киевских публицистов, ситуация похожа на то, как если бы жертве изнасилования предложили потише жаловаться – ведь ее жалобы могут огорчить насильника.

Есть ли в таких обстоятельствах хоть какой-то шанс на то, чтобы законопроект Бужанского был принят в Раде? Считаем: добровольно и без внешнего принуждения за него могут отдать голоса примерно 90 депутатов. Это фракция ОПЗЖ, два десятка «вменяемых» «слуг народа», еще какое-то количество внефракционных депутатов от пролетевшего по спискам Оппоблока и депутатов-мажоритарщиков, ориентирующихся на Коломойского. Наконец, это «языковой отщепенец» во фракции Порошенко Алексей Гончаренко, конъюнктурно избравший выгодную в одесском регионе нишу поборника прав русскоязычных.

Примерно столько же депутатов будут категорически против отмены или коррекции закона о тотальной украинизации, Это – фракции Тимошенко, «Голос» Вакарчука, большая часть фракции Порошенко и тяготеющее в националистам крыло в «Слуге народа».

Таким образом, судьбу языковых прав украинского большинства может решить парламентское «болото». Это те самые 200 с гаком темных депутатских лошадок, набранных перед выборами «по объявлениям» в партию Зеленского. Как правило, эти люди не имеют собственной ярко выраженной идеологической позиции по большинству важных вопросов и ориентируются на указания или мессиджи из Офиса президента или тех групп влияния, к которым их относят.

Что это значит на практике для судеб интересующей нас темы? А вот что. Провести ревизию одиозного языкового нормотворчества Порошенко-Парубия традиционным законодательным путем – через Раду, возможно только в единственном случае – если продавливать вопрос возьмется лично Зеленский или глава его Офиса – которые будут, фигурально выражаясь, стоять с палкой возле депутатов монобольшинства, стимулируя их мыслительный процесс кнутом или пряником.

Способны ли Зеленский или его Офис на такую концентрацию политической воли? Теоретически да, но на практике – бабушка надвое сказала. А, скорее всего, – вообще нет.

Ведь, – и тут трудно не согласиться уже с киевским политологом Константином Бондаренко – такой разворот президентской команды реален лишь в том случае, если на Банковой возобладает «четкое понимание, что они ориентируются на конкретную электоральную группу на юго-востоке». «А мы видим, что в последнее время Зеленский хочет, скорее, понравиться Западной Украине», – резюмирует политолог.

Вот и выходит, что спасение утопающих на Украине, в полном соответствии с заветами классиков жанра, скорее всего, станет делом самих утопающих – то есть, носителей ущемляемых госполитикой языков.

А КПД в целом своевременного и правильного законопроекта Бужанского сведется к очередному лакмусу для «Слуг народа».

Если выравнивание языковой ситуации в стране будет в угоду националистическому меньшинству провалено силами монокоалиции Зеленского, это станет серьезным сигналом для поверившего Зеленскому русскоязычного юго-востока.

И серьезным подспорьем для тех политических сил, которые подхватят этот, оставшийся нереализованным и бесхозным политический запрос и пойдут с ним к избирателям.

Главное, чтобы новые выборы снова не завершились очередным «разводом лохов» на язык, с последующим разворотом на 180 градусов от прежних обещаний.

Сергей Устинов

Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть