Treadstone: украинская история
Безусловно, все мы помним нашумевшую голливудскую кинофраншизу о подвигах секретного агента американских спецслужб Джейсона Борна, который участвовал в проекте Treadstone. Лично мне больше понравился оригинал ― роман Роберта Ладлэма, в котором было меньше погонь и перестрелок, но было показано явное подчинение европейских спецслужб и правоохранителей командам, раздававшимся из телефонов поставленным командным голосом с американским акцентом. В фильме об этом предпочли тактично умолчать и не раздувать данную тему, дабы не обидеть европейского зрителя, хотя с помощью некоторых язвительных реплик сотрудников ЦРУ все же прошлись по нерадивым европейцам. Конечно же, проекта Treadstone не существует, это художественный вымысел. Но кто сказал, что у него нет прототипа, который реально функционирует по сей день?
После речи Черчилля в Фултоне в 1946 году американские и английские спецслужбы начали продуктивную работу с целью дестабилизации политической и социальной ситуации в СССР. Самую болезненную точку они определили безошибочно ― местечковый национализм. Они начали очень активно искать подобные националистические «точки слома» и обнаружили их в Прибалтике, Украине, Армении, Грузии и Казахстане. И это работало. Вспомните убийства прибалтийскими гражданами СССР солдат-срочников, вышедших в город в увольнительную. Или угоны самолетов и взрывы, организаторами которых были армянские и грузинские националисты. Или антирусские погромы в Казахской ССР в 1986 году, когда местные радикалы не дали во главе республики поставить русского Колбина, и руководству СССР пришлось согласовать казахского националиста Назарбаева.
Не удивляйтесь, но это всё. Остальные республики не хотели отделения от России. В 1992 году администрации Бориса Николаевича Ельцина приходилось буквально уговаривать некоторых руководителей союзных республик выйти из состава СССР. К примеру, мой дядя по материнской линии, офицер, участвовал в окончательном выводе российского военного контингента из Туркмении под плач и перегораживание дорог местными жителями, которые не хотели вывода русских войск. Но очень хотели американцы, и российский министр иностранных дел Козырев по прозвищу «Мистер Да» послушно взял под козырек. Ведь русский военный контингент у американцев не вышло бы контролировать, но другое дело местная декоративная карликовая армия. Спустя почти тридцать лет в результате плодотворной работы американских спецслужб, работников посольств и многочисленных НКО в этих республиках к России и русским теперь относятся с неприязнью и ненавистью.
Но вернемся к Украине. Начиная с 1948 года на Украине действовал проект ЦРУ Aerodynamic. Начинался он вообще как проект Cartel, а к концу 1990-го, к моменту официального завершения, вообще сменил аж четыре названия. Это проект по координации спецслужб США, Великобритании, Италии и ФРГ содействию нелегальных акций ОУН (б) на территории УССР.
Изначально руководителем и координатором с украинской стороны был небезызвестный Мыкола Лебедь, на тот момент преспокойно проживавший в Риме. Акции проекта изначально носили активный и агрессивный характер. Это были мероприятия по дискредитации советской власти, акции физического устранения неугодных лиц, операции по переправке больших сумм наличных денег, выпуск листовок, в которых неустанно твердилось о «самостийности украинской нации» и прочее. Конечной целью было отделение Украины от России, что и произошло в 1991 году.
Примечательно, что примерно с 1956-го по 1970-й в рамках проекта «Пролог», который был имплементирован в Aerodynamic, очень активно был задействован небезызвестный Збигнев Бжезинский. «Пролог» был проектом идеологическим, в нем использовались представители украинской диаспоры, проживавшие в Германии, Канаде и США, которые должны были личным примером доказать ущербность тоталитарного режима и абсолютную вредность союза русских с украинцами для украинской идеи и экономического процветания украинской нации.
Но проект Aerodynamic был очень узконаправленным, предназначенным для определенной аудитории в основном с Западной Украины. Он не годился для работы с русскоязычным населением Украины, которое на Украине ― большинство и которое, как ни странно, еще недавно считало себя русским.
Тут на сцену и выходит проект «Манекен». Изначально это был совместный проект американской АНБ и британской Ми-6. Их целью было создание нелегальных тайных резидентур во всех значимых странах, включая Европу и СССР. Агентами этих тайных резидентур должны были являться этакие суперсолдаты: физически и интеллектуально развитые личности, владеющие боевыми искусствами и практически всеми видами стрелкового оружия, а также умеющие применять спецсредства и иные секретные гаджеты, предоставляемые западными спецслужбами. Выступать эти агенты должны были в роли ликвидаторов, которые бы по приказу в короткие сроки устраняли любое неугодное американцам и британцам лицо: от бизнесмена до политического деятеля. Именно из этой первоначальной задумки и черпал вдохновение писатель Роберт Ладлэм, когда писал роман «Идентификация Борна».
Но от изначальной идеи проекта АНБ и Ми-6 отказались как от несостоятельной и ненужной. Позже британцы вовсе вышли из проекта. Формат и целеполагание проекта были полностью пересмотрены. Теперь в состав резидентур входили психологи, знатоки истории и культуры (а также всевозможных болевых точек) страны пребывания, экономисты и политологи. Целью же являлось максимальное влияние на политическую и экономическую жизнь страны пребывания как через силовые акции, так и с помощью «мягкой силы» во имя отстаивания военно-политических и экономических интересов Соединенных Штатов Америки. Под мягкой силой подразумевается продвижение нужных людей по государственной служебной лестнице, финансирование и взращивание лидеров общественного мнения для формирования проамериканских политических трендов среди местного населения, влияние на систему образования в целях переформатирования на проамериканский лад, контроль экспортных потоков для влияния на местную бизнес-элиту и многое другое.
Французский журналист Тьерри Мейсан, в своих статьях обвиняющий американского идеолога Юджина Шарпа в сотрудничестве с ЦРУ, склонен считать, что после защиты диссертации «О ненасильственных методах свержения» в Оксфордском университете в 1964 году Шарп был замечен спецслужбами США и привлечен к работе в проект «Манекен». Напомню, что Шарп является признанным автором идеологии «мягкой силы» во всех ее проявлениях: политической, социальной и экономической.
Параллельно шла работа по фиктивной дискредитации самого проекта в западных масс-медиа. Это важный момент. Печатались всякие интервью, где якобы бывшие участники утверждали, что их готовили как спецподразделение для борьбы с пришельцами, для противодействия потусторонним силам, что участники становились частью эксперимента по контролю над сознанием и прочая чушь. Самое интересное, что такие интервью периодически выходят в свет до сих пор, что косвенно подтверждает: проект по сей день успешно функционирует. Какой красивый финт. Не нужно отрицать, что проект существует, нужно сделать так, чтобы любое его упоминание вызывало смех. Умно.
Не отказались американцы и от физических акций, но исполнителями сделали местных криминальных деятелей либо замазавших себя в преступлениях правоохранителей. Это очень грамотный и рациональный ход. Даже если исполнителей схватят и будут судить, что они на этом суде скажут под камеры? Что они выполняли американские приказы? Кто им поверит? Обыватели гораздо быстрее поверят в то, что эти в прошлом дискредитировавшие себя злодеи (либо бандиты, либо коррумпированные полицейские или военные) по приказу местного криминалитета устранили мешавшего им человека, будь то бизнесмен, журналист или политический деятель.
Мы можем наблюдать подобные процессы в течение всей новейшей истории Украины. Практически все политические убийства, которые так или иначе были использованы против России американскими СМИ, будь то журналист Гонгадзе, писатель Олесь Бузина, политик Олег Калашников, журналист Павел Шеремет, беглый российский политик Денис Вороненков или адвокат Юрий Грабовский, были совершены местными отморозками.
Контроль экспортных операций страны ― немаловажный рычаг для влияния на крупнейших бизнесменов и на развитие (или искусственный упадок) важнейших отраслей, а также для формирования государственной экономической политики в целом. На начальном этапе независимости будущие украинские олигархи, взяв под контроль стратегические предприятия, очень зависели от людей, находящихся во власти. Но мало-помалу с помощью экспортных доходов, которые обеспечивал им Запад, украинские бизнесмены становились все более независимыми от власть имущих, что во второй половине девяностых вылилось в конфликт премьер-министра Павла Лазаренко с крупнейшими олигархами Украины. Это закончилось полной победой бизнес-сообщества — Павел Лазаренко сбежал с США, где, собственно, сел в тюрьму.
По общедоступной информации, зять президента Кучмы Виктор Пинчук дал обширнейшие показания, благодаря которым Лазаренко сел на восемь лет. Американцы в этой войне поддержали бизнес-элиту, которая с 1999 года практически официально контролировала Раду и Кабмин, формируя как экономическую, так и государственную политику целой страны. Но украинские бизнесмены, как говорится, избавились от льва, чтобы попасть к дракону. Они всецело стали зависеть от своих американских кураторов, которые могли не только перекрыть им финансовые каналы поступления экспортных доходов, но и попросту заблокировать им счета на Западе, где они хранят свои накопленные сбережения.
И уже не Леонид Данилович Кучма указывает своему зятю, что делать, а зять, олигарх Виктор Пинчук, которого дергают за ниточки американцы, убеждает своего тестя, что надо бы написать книгу «Украина ― не Россия». И притом не только написать, но и действовать соответствующе. Подоплека здесь была чисто «шкурной». Российские капитаны бизнеса, по выражению Владимира Соловьева, априори более компетентные и «клыкастые», да еще и вооружены серьезной ресурсной базой, в отличие от бизнесменов украинских. В случае тесной экономической интеграции России и Украины за три месяца, а то и раньше, российские акулы пустили бы по миру украинских карасей, буквально сожрав их вместо завтрака. Для экономического развития обоих государств это имело бы эффект положительный, а для украинских олигархов ― эффект отрицательный.
Основными базами для накопления доходов украинскими олигархами является экономия на заработной плате и «проедание» основных фондов, оставшихся от Советского Союза. В то же время русские бизнесмены, тоже не самые хорошие люди в мире, зарабатывают на автоматизации производства и наращивании объемов без ущерба для зарплат, которые в разы выше украинских. По сравнению с русскими нуворишами украинские ― банальные уличные гопники, одетые в красивую одежду.
В этом вопросе интересы США и интересы олигархов нэньки сошлись, да и американские угрозы заблокировать счета никуда не делись, поэтому нечего удивляться, что столько якобы пророссийских олигархов финансировало Майдан. Они уже двадцать лет живут в страхе, что придут русские и выгонят их с насиженных мест, лишат заработка, притом в рамках рыночной конкуренции, пользуясь законными методами. Именно поэтому олигархи, которые уже двадцать первый год подряд формируют государственную политику Украины, проводят с помощью своих марионеток в правительстве явно выраженную антирусскую политику, что очень устраивает агентов американских спецслужб, засевших на Украине. Говоря по-русски, украинские олигархи находятся на растяжке: либо под американцами, но с деньгами, либо с русскими, но без денег.
Контроль общественного мнения с помощью блогеров, лидеров, журналистов, а также просто прямой контроль богачей, владеющих телеканалами, тоже является важнейшей зоной интересов американских спецслужб. Владельцы медиаресурсами тоже олигархи. Неужели вы думаете, что тот же самый якобы пророссийский Медведчук желает конкурировать на равных с российскими медиагигантами? Нет, он не идиот. Поэтому достаточно посмотреть, каких блогеров с завуалированной или ярко выраженной антироссийской аудиторией он поддерживает, чтобы понять, что его нынешняя пророссийскость ― вынужденная. Достаточно посмотреть на новости в новостной ленте его каналов, чтобы убедиться, что его каналы отнюдь не пророссийские. Он вынужден считаться с прорусскими взглядами жителей Юго-Востока, чтобы иметь надежную электоральную базу. А также в случае прихода к власти ему нужны русские «ништяки», чтобы продолжать паразитировать на экономике РФ, выдавая это за украинское экономическое чудо.
Оставшись один на один с русскими конкурентами, украинские бизнесмены неизбежно проиграют. Американцы это понимают и успешно используют в своих интересах. В том числе именно поэтому социологические опросы, освещаемые в украинских СМИ, имеют ярко выраженные антирусские результаты, чтобы украинские партнеры смогли сказать россиянам: видите, народ против. Ресурсы дешевые и ваш рынок давайте, а интегрироваться народ не даст.
Отдельного упоминания стоит тотальный контроль американских спецслужб правоохранительных органов. Мало того что они умудряются на протяжении шести лет держать отъявленного мерзавца и преступника Авакова на должности министра внутренних дел, так они еще и сумели создать ряд правоохранительных органов, таких как Антикоррупционный суд, НАБУ и САП, которые находятся не просто у американцев в подчинении, но даже ими напрямую финансируются. Эти ведомства нужны для того, чтобы держать в страхе и подчинении не особо понятливых чиновников и олигархов, дабы особо ретивые хлопцы в случае неповиновения оказались на скамье подсудимых.
Стоит ли рассказывать о том, что любому политику высокого ранга или топ-чиновнику с любым уровнем поддержки населения потребуется все его мужество, чтобы пойти путем учета интересов в первую очередь Украины, а не США. Подчиняющиеся американцам напрямую новые киевские правоохранительные структуры устроят такому смельчаку очень веселую, полную новых впечатлений и испытаний жизнь.
Наглядная картина вышеописанных процессов и механизмов требует очень серьезного централизованного управления со стороны американцев. И только законченный идиот поддерживает распространяемую американцами же версию о том, что на Украине действует множество НКО, разнообразных грантовых организаций и групп влияния, но все они работают автономно. Это полная чушь и бред, рассчитанный на последних кретинов. Лично я убежден, что подобная эффективная работа, которую мы наблюдаем со стороны Вашингтона на Украине последние тридцать лет, централизованно управляется из помещения одной конкретной резидентуры где-нибудь в Киеве. Именно эти высокопрофессиональные ребята координируют работу атташе из американского посольства и членов какого-нибудь НКО или грантовой организации, это они обеспечивают синхронное освещение нужного события с одним определенно антироссийским политическим подтекстом. Только человек, никогда ничем не управлявший, не увидит в этой сложной картине явных признаков централизованного управления. Посмотрите только на поддержку послами G7 на Украине Алексея Гончарука и Руслана Рябошапки. Потрясающее единство мнений и синхронность действий! И это притом, что на Украине даже нет полноценного посла Соединенных Штатов. Просто управляет этими процессами кто-то невидимый, но от этого не менее эффективный.
В отличие от проекта Aerodynamic, который разработан конкретно для Украины, проект «Манекен», какое бы название он сейчас официально ни носил, ― это широкоформатный проект-хамелеон, способный адаптироваться и подстроиться под политические и экономические реалии любой страны, направленный на решение самых разнообразных задач.
По утверждению Пола Крейга Робертса, бывшего американского заместителя министра финансов, а ныне экономического и политического обозревателя, резидентуры «Манекена» функционируют по всей Европе, во всех странах ― сателлитах США, а также в России, Китае и многих государствах Африки. Такого же мнения бывший сотрудник ЦРУ, а ныне журналист Стивен Холл. И главными активными агентами этих тайных резидентур являются не бывшие спецназовцы, способные устранить любую цель, а вполне себе респектабельные и образованные люди с белозубой улыбкой и огромной ежегодной суммой неподотчетных секретных фондов, которую они, будьте уверены, очень эффективно и целеустремленно потратят во благо свободы и демократии. То есть исключительно во благо соблюдения интересов Соединенных Штатов Америки. И этим людям, поверьте, все равно, кто пришел к власти в США в результате очередных выборов. У них есть фонды, у них есть средства и агенты влияния, у них есть цели и задачи, а самое главное, у них всегда есть противник, против которого они будут эффективно и профессионально действовать. И этот противник не исчезнет с приходом к власти другой политической партии.
Еще одним отличием проекта «Манекен» от проекта Aerodynamic является отсутствие записи в специальном реестре ЦРУ о его официальном завершении. Так или иначе это является как минимум еще одним косвенным доказательством, что проект функционирует по сей день. Это означает, что России нужно очень серьезно готовиться к затяжной и долгой борьбе за Украину.
Анатолий Урсида