Разгорается война олигархов за общенародную собственность
После победы майдаунов в феврале прошлого года, только ленивый не прогнозировал драку украинских олигархов за передел собственности. И вот грянуло — в Киеве вспыхнул конфликт между олигархами: нелегитимным президентом Украины Петром Порошенко и председателем Днепропетровской областной государственной администрации, крупнейшим предпринимателем Украины Игорем Коломойским.
На этот раз делят крупнейшую нефте- и газодобывающую компанию «Укрнафта».
Отметим, что в воскресенье в интервью украинскому телеканалу 1+1 Игорь Коломойский заявил, что руководители Луганской и Донецкой Народных Республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий — являются реальной властью в своих регионах.
Экспертные оценки
Ростислав Ищенко
Раскол на Украине произошёл уже давно. О том, что интересы Коломойского и Порошенко будут сталкиваться, говорили ещё с мая прошлого года, когда Порошенко стал президентом. Я бы не удивился, если подобного рода столкновение произошло бы полгода назад. По мере исчерпания украинских ресурсов обостряется борьба, постепенно повышается градус противостояния. И с каждым всё труднее дать задний ход, потому что отступление будет рассматриваться как сдача позиций, он будет терять союзников, которые хотят работать с победителем, количество его противников будет увеличиваться. Поэтому противоречия должны только обостряться, а жёсткость противостояния увеличиваться.
Разделить экономическую и политическую подоплёку невозможно: весь бизнес на Украине завязан на политику. И приватизировали, и удерживали, и делили в свою пользу, опираясь на политический ресурс. Здесь ровным счётом ничего не изменилось, кроме того, что по большому счёту из всех украинских олигархов остались только Порошенко и Коломойский. И борьба за остатки каких-то более-менее привлекательных активов идёт уже между ними. Соответственно, удерживать и делить в свою пользу активы можно только располагая неограниченной властью. Неважно, будешь ли ты при этом называться президентом, главное, чтобы тебе все подчинялись. За это и идёт борьба.
Заявление Коломойского о лидерах ДНР и ЛНР носит чисто тактический характер. Он просто шантажирует Порошенко тем, что может вступить в сепаратные переговоры с Донецком и Луганском. Но, на самом деле, не особенно может — едва начнутся такие переговоры, как Коломойский сразу же станет для всей прокиевской Украины не патриотом, а предателем, его позиции резко ослабеют, и его можно будет брать голыми руками. Поэтому я бы на эти заявления особого внимания не обращал, хотя Коломойский, конечно, ищет выход из критической ситуации, в которой оказался.
Главный вывод для Новороссии — внутренняя борьба в Киеве не даёт возможности украинской власти сконцентрировать силы вблизи народных республик. Поэтому Донбассу выгодно, чтобы деятели хунты и дальше друг с другом не мирились. Если они начнут перестрелку, то будет ещё выгоднее. И рано или поздно этого стоит ожидать, но данная тенденция родилась не вчера, не с заявления Коломойского, она продолжается с того момента, когда в Киеве произошёл государственный переворот.
Иван Рахметов
В России благодаря тому, что центральная власть сильна, противоречия между олигархами удавалось улаживать мирным путём, а Украина, тем более сейчас, когда центральная власть слаба как никогда, стала ареной битвы различных олигархических структур.
Одна из них — это бизнес-империя Коломойского, куда помимо экономической составляющей входит ещё и пул средств массовой информации, депутатские группы в Верховной Раде, наконец, сам Игорь Валерьевич занимает крупный пост председателя областной государственной администрации одной из самых мощных областей Украины — Днепропетровской. Даже его личный вес весьма значителен, а уж учитывая все рычаги влияния, в том числе международные — это сильнейший игрок.
Кроме этого существует ряд влиятельных кланов, в том числе действующего президента Порошенко. Раньше его противоречия с Коломойским были не столь резки, но нынешнее безвластие и вкус крови, который почувствовали эти люди, привели к тому, что противостояние уже выливается в горячую фазу, и со временем градус этой борьбы будет только нарастать. И не так, как это было в девяностых — локальные бандитские разборки. Я думаю, что впереди более масштабные, полувоенные столкновения.
Коломойский уже говорит, что децентрализация проводится только на бумаге, что с регионов Украины всё больше требуют финансовых и политических прав, и он будет продвигать линию на обособление. Эта грызня, конечно, играет на руку Новороссии, так как известно ещё из Евангелия: «Царство, разделившееся в себе, не устоит». Вести серьёзные боевые действия против молодых республик, имея в тылу неважную ситуацию, вряд ли получится.
А то, что ситуация никоим образом не уладится представляется очевидным. С одной стороны, раздавить Коломойского — просто невозможно, максимум, на что способна центральная власть — выговором с занесением в трудовую книжку. С другой стороны, говорить о том, что Коломойский сможет подмять под себя всю Украину и стать единоличным диктатором — тоже сложно. Против него играет множество моментов, в том числе и этнический, учитывая очень высокий уровень антисемитизма в западных областях. Несмотря на все хохмы про «жидобандеровцов», в украинской глубинке Коломойского не любят. Следовательно, Украина обречена на череду феодальных межклановых войн.
Анатолий Эль-Мюрид
Сообщения о том, что из зоны АТО личный состав территориальных батальонов снимается и едет в Киев по поводу начавшихся разборок Коломойского со своими конкурентами, приходили последние дни неоднократно. В зависимости от того, чья рука кормит СМИ, этот личный состав мог именоваться «бойцами», а мог и «боевиками».
Сами разборки удивления не вызывают — источники экспортных поступлений иссякают. Для Коломойского «держать нефть» принципиально по двум причинам — во-первых, сама нефть и продукты ее переработки — источник валюты. Кроме того, грядущая посевная уже сопряжена с колоссальными трудностями — у агрохозяйств дефицит ГСМ, и структуры «Привата» выдают товарный кредит именно в виде ГСМ на проведение посевной и уборочной. Возврат кредита, естественно, зерном. При том, что гривна рухнула, а цена на топливо растет, крестьянам выкатываются крайне тяжелые условия.
В этой ситуации монополизм предложения топлива — гарантия того, что зерно не проплывет мимо Коломойского. А зерно — еще один источник валютных поступлений, так что логика Коломойского, который идет на жесткое обострение не только с Порошенко, но и с американским послом, вполне понятна. Там, где пахнет деньгами, он плюнет на лысину не только Найему, но и самому Обаме.
Интересно другое. Свободная миграция вооруженных людей из зоны боевых действий в мирную казалось бы столицу — это даже не ЧП. Это чистейший вооруженный мятеж. Год назад такого рода события воспринимались спокойно — ну нет такого государства Украина, есть только скопище бандитских группировок. Такой свадьбой в Малиновке можно пугать только спрятавших голову в песок властителей восточной сверхдержавы.
Но прошел год. У Украины есть легитимная власть, которая признана всеми, включая и Москву. Вот только властью она продолжает называться лишь по привычке — у нее нет возможности воспрепятствовать вооруженным мятежникам сниматься с фронта и наводить свои порядки в столице. Возникает вопрос — о чем можно договариваться с таким правительством, которое не контролирует ничего, а значит, и не способно отвечать по своим же обязательствам? И нужно ли вообще договариваться?