Невыполнимый «Минск»
Несмотря на то, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд на парижской встрече «четверки» ясно дали президенту Украины понять, что заключенные в Минске зимой этого года при посредничестве европейских лидеров соглашения все же придется выполнять, причем именно в той последовательности, в которой они прописаны, в Киеве продолжают искать возможности отвертеться от выполнения обязательств. Поскольку очевидно, что дальше водить европейских политиков за нос просто невозможно, а начать выполнять договоренности означает начало конца для «майданной» власти, на Украине решили в открытую заявить о том, что соглашения в существующей редакции выполнить невозможно.
Об этом в эфире ток-шоу «Право на владу» канала «1+1» заявил глава Донецкой военно-гражданской обладминистрации Павел Жебривский.
Он обрисовал схему, по которой у Киева появится формальный повод объявить о невозможности выполнения минских соглашений — Верховная Рада попросту откажется принимать необходимые законы.
Более того, он заявил, что Киев будет требовать «исправление многих пунктов» минских соглашений.
«Никакие выборы не будут проводиться на территории, временно оккупированной, без соглашения парламента, который должен принять закон. Нужны изменения в Конституцию, 300 голосов, принять закон о выборах — это 226 голосов. Сегодня позиция моя и многих парламентариев будет побуждать к исправлению многих пунктов Минска», — заявил губернатор.
Он дал понять, что для Киева вообще неприемлема идея предоставить право голосовать жителям ЛНР и ДНР.
«Я сторонник того, что как минимум, полгода после вывода войск и перекрытия границы, проводить выборы нельзя. Та пропаганда, которая укоренилась на уровне подсознания у людей там, ее нужно вытравить», — сказал чиновник.
Напомним, что Павел Жебривский, не успев вступить в должность, отметился громким заявлением о том, что приоритетом своей работы видит борьбу с «ватой» в головах жителей Донбасса. Кроме того, он прославился тем, что обещал пообещал вернуть Украину к «довоенным границам» и намекнул на возможность захвата части Ростовской области РФ.
Присутствующий в студии соратник Игоря Коломойского экс-председатель Одесской ОГА Игорь Палица заметил, что команда Петра Порошенко фактически использует стратегию обмана — обещая во время встречи с западными лидерами одно, а, возвращаясь на Украину, — говорить другое.
«Вести переговоры можно хитростью, иметь пару этапов переговоров. Но вести их враньем нельзя. Нельзя подписывать и отказываться. Хитрить, оттягивать можно, но не врать. И в первую очередь, народу», — сказал Палица.
— Не устану повторять: Минское соглашение буквально и в полном объеме нельзя выполнить, говорит директор Института Евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Этот документ открывал возможность для начала диалога между Киевом и регионами Донбасса. В частности, по поводу правил взаимного сосуществования и по поводу формата выборов в мятежных республиках. Киев этой возможностью до сих пор не воспользовался, на диалог не пошел. Вместо этого начал принимать поправки к Конституции, которые лишены всяческого смысла — они не устраивают ни союзников Порошенко, ни представителей Донбасса, с которыми поправки даже не обсуждались.
Поэтому сценарий неутверждения в Раде поправок к Конституции более чем вероятен. Но, на мой взгляд, Киеву надо не дожидаться у моря погоды, а начинать все-таки диалог с Донецком и Луганском — в рамках Минского формата или вне его.
— Возможны ли коррективы в «Минск», о которых говорит Жебривский? Насколько вообще «Минск» является своего рода «скрижалями»? Если коррективы невозможны, может ли Киев рассчитывать на разрыв соглашения и заключение «Минска-3», Минска-4″ с более выгодными для него условиями?
— Хочу подчеркнуть, значительная часть минского соглашения посвящена принуждению Киева к переговорам. По умолчанию далее следует: каждый из этих пунктов уточняется, корректируется, развивается, углубляется в ходе этих переговоров. Которые, к сожалению, Киев фактически и не начал (если не считать постоянных контактов об обмене пленными). Как я уже говорил вашему изданию, в случае, если Киев выйдет из минского соглашения, то возможны лишь два пути: либо новый виток войны, либо же замена этого формата иным.
— Разговор в Париже для Меркель стал последней каплей? Есть ли у Порошенко еще хоть какой-то шанс потянуть время?
— Таких «последних капель» было уже предостаточно. Каждая новая «последняя капля» приближает западных лидеров к понимаю авантюрности и беспринципности тех, кого Запад же и привел к власти на Украине. Но кадры на Украине определяются и назначаются не в Берлине, а в Вашингтоне. С мнением Белого дома вынуждена считаться и Меркель. Поэтому ей придется терпеть и новые «последние капли» до тех пор, пока Вашингтон не прекратит поддержку приведенных им к власти авантюристов.
— А насколько подписанное в Минске важно для Москвы? Готов ли Кремль к пересмотру того, что было записано полгода назад, с учетом изменившихся реалий?
— Как я уже отметил, минское соглашение подразумевает развитие и углубление этого процесса. На этом Москва всегда последовательно настаивала. Ведь это же Россия устами высших своих деятелей выразила несогласие с тем способом изменений Конституции, который избрал Порошенко. Соответственно, именно Москва призывала к тому, чтобы Киев отказался от данных поправок и начал обсуждать их непосредственно с Донбассом.
Безусловно, слова Жебривского — это не только его личная позиция, уверен политолог Евгений Филиндаш.
— Евромайданная власть в целом, и Порошенко в частности, уже неоднократно демонстрировали, что они не собираются выполнять минские соглашения. Демонстрировали, что называется, и словом, и делом. И озвученная Жебривским позиция — очередное тому подтверждение.
Вполне реальным видится вариант, при котором в Раде действительно, не наберется голосов для поддержки конституционных изменений, или их так «доработают», что весь их смысл (в плане выполнения «Минска») сведется к нулю. В таком случае Порошенко будет разводить перед Меркель с Олландом руками, кивать на Раду (где он со своей фракцией на самом деле имеет решающее влияние) и попробует в очередной раз «продинамить» «Минск». Получится ли это у него или нет — зависит от того, чье влияние на украинскую власть окажется больше: США, ориентированных на постоянное накаливание ситуации в ходе своего геополитического противоборства с Россией, или лидеров ЕС во главе с Германией и Францией, желающих, чтобы основные пункты «Минска» были все же выполнены.
— А чем выполнение минских соглашений так пугает Киев? Почему так трудно взять и выполнить?
— Для евромайданной власти выполнение минских соглашений в полном объеме опасно тем, что они распишутся тем самым в своем бессилии подавить Донбасс силой, а также в многочисленно вранье обо всех происходящих событиях за последние полтора с лишним года событиях. Им придется признать ДНР и ЛНР де-факто, признать их представителей не «террористами», а сторонами переговоров, придется реально договариваться, а не угрожать и уничтожать несогласных.
— Безусловно, Киев лихорадочно ищет формулировки для обоснования того, почему Минские соглашения с украинской стороны выполнены не будут, и слова Жебривского лишь иллюстрация, характеризующая общую картину, считает секретарь ЦК ОКП и экс-представитель МИД ДНР в Москве Дарья Митина.
— Кстати, то, что говорит Жебривский, абсолютно логично и точно. Проблема в том, что поиском формулировок сейчас занимаются все стороны процесса, потому что минские соглашения не могут быть выполнены в принципе, ибо они абсурдны. В тупике находятся равным образом и Киев, и Москва, и Донецк с Луганском, да и Берлин с Парижем, которые взяли на себя роль гарантов и «коспонсоров» процесса. Киев не может выполнить положения соглашения, потому что буквальное их выполнение будет означать конец нынешнего украинского режима, Донецк и Луганск — потому, что это означает крах республик и физическую гибель тех, кто их защищал и строил, Москва — потому что ей предлагается курировать то, чего никогда не будет в реале. Именно поэтому чесать репу сегодня нужно отнюдь не только в Киеве.
В Киеве, кстати, уже звучат разумные голоса, которые понимают, что Минские соглашения — это ловушка для Киева, а вот в Москве, похоже, до сих пор не хотят признать, что минские соглашения это ловушка ДЛЯ ВСЕХ.
— Представим себе такой сценарий. Вот не набирается нужное для голосования количество голосов в Раде. Дальше что? Новые выборы? Новый «Майдан»? Новая война?
— Дальше, по логике, если следовать духу и букве соглашений, нынешняя киевская власть должна уступить свое место той, которая возьмется за их выполнение. Но такого правительства в Киеве не может быть по определению, ибо его постигнет та же участь.
Война? Вялотекущая война и не прекращалась (каждый день гибнет в среднем десяток мирных граждан, а сегодня ночью ВСУ опять обстреливала остатки Донецкого аэропорта), а горячая фаза войны маловероятна, поскольку ни Запад, ни Россия не будут её поддерживать, а без поддержки извне в Донбассе наблюдается позиционное равновесие.
Новый «Майдан»? Он возникнет лишь в том случае, если Запад инициирует и профинансирует его возникновение.
Новые выборы? Да, на Украине они возможны, но в результате мы получим гораздо более непримиримую Раду и упоротого на всю голову президента, что только отдалит ситуацию от мирного урегулирования. Что такое выборы по украинскому законодательству в «особых районах Донецкой и Луганской областей», когда есть основные и не особые, я, извините, не понимаю. Если кто понимает — пусть объяснит. Представьте себе, что в гитлеровской Германии отдельные земли живут под особым порядком управления, в них нет структур НСДАП, а руководит земельным парламентом Эрнст Тельман. Представили? Ну, вот примерно это и пытаются нам «впарить» авторы минских соглашений.
Если объявленные в Донбассе на февраль-март выборы будут проводиться по законам ДНР и ЛНР, на что я сильно надеюсь, то это и будет означать окончательный крах «Минска-2» и сделает процесс суверенизации ДНР и ЛНР необратимым. Но в этом случае нужно понимать, что и у Киева, и у Запада руки оказываются полностью развязаны, и вот тогда уже горячая фаза войны неизбежна (альтернативой войне может быть только капитуляция Киева, а это на данном этапе вариант невероятный).
Гораздо более вероятен, увы, вариант наихудший — «Минск-3», который займется корректировкой кондиций. У российского руководства есть стойкое желание закрыть больной вопрос и начать процесс передачи границы, поэтому формально нужен новый текст договоренностей.
— То есть корректировки, о которых говорит Жебривский, возможны?
— Именно корректировки, о которых говорит Жебривский, и являются на данный момент наиболее простым и вероятным вариантом. У Киева сейчас наиболее выгодное положение. Он уперся рогом, демонстративно игнорирует мирный процесс, всем видом показывая: «Либо собирайтесь на „Минск-3“ и исправляйте то, что вы там понаписали, либо всё останется как есть, а будете кочевряжиться, перемирию конец и завтра война начнется по- новой».
— В чем приоритет для Европы? Готовы ли европейские лидеры пойти на пересмотр минских соглашений из-за шантажа Киева и угрозы новой войны? Какие у них есть методы против Киева, чтобы поставить его на место?
— Для Европы приоритетов особых нет, все приоритеты — у США, для которых украинский гнойник есть один из способов подорвать европейскую безопасность и погреться на чужом пожаре, формально ни за что не отвечая.
Всё зависит от того, насколько в Европе есть понимание того, что мирное урегулирование напрямую зависит от демонтажа киевского режима и переучреждения Украины на новых принципах. На мой взгляд, такого понимания в Европе нет, но, что самое печальное, нет его и в Москве.
— Как на подобные высказывания реагировать в Москве? Готов ли Кремль хотя бы разговаривать о еще каких-то уступках, или разговор в Париже был последним?
— В Москве должны наконец понять, что «партнерствовать» с новой Украиной невозможно. Варианта, строго говоря, всего два: либо совместно с Европой сделать ставку на демонтаж либерал-нацистского режима в Киеве, либо полная капитуляция и сдача республик «неньке». Все разговоры об «особом порядке» — пропагандистская чушь для зрителей телеящика. К сожалению, для России первый вариант сейчас невыполним, и ставка сделана на второй. Идет активный процесс подготовки передачи границы…