Николай Азаров: Вспоминая эти декабрьские дни. 2 года назад
Итак, после внушительной победы правительства в Верховной Раде и неудачной политики штурма здания парламента, наступило относительное затишье.
Казалось бы все, кто заинтересован в мирном разрешении кризиса и благополучии страны, должны сесть за стол переговоров и найти компромиссные решения. Улетая в Китай, президент сказал мне: «На хозяйстве остаешься ты», но силовикам он такой команды не дал и те все свои действия продолжали согласовывать с ним, несмотря на сложности со связью, разницу во времени и перерывы на официальные мероприятия. Да и что скажешь по телефону в такой обстановке.
В эти дни выявилось, что ни Яценюк, ни Тягнибок, ни тем более Кличко никакого влияния на майданную толпу не имеют. Появился так называемый Совет Майдана, куда вошли совершенно неизвестные нам тогда личности. Они и принимали основные решения о захвате зданий, противостоянии с силовыми структурами. Надо отметить, что наши спецслужбы, МВД и СБУ, на тот момент не давали руководству объективных и, самое главное, достоверных данных о планах и возможностях боевиков, управлявших майданом.
Период с 2005 по 2009 гг., когда эти службы находились под непосредственным руководством Ющенко В. А., позволили наполнить эти подразделения националистами, преимущественно из западных областей Украины, а с приходом к власти Януковича В. Ф. беспрерывная замена руководителей не могла не сказаться отрицательно на работоспособности, особенно тех служб, которые отвечали за защиту Конституционного строя. Не знаю, что ими докладывалось непосредственно Президенту, но мне поступала исключительно противоречивая и неоднозначная информация.
В эти дни главное внимание мое было сосредоточено на обеспечении полноценной работы государственных механизмов и бесперебойного функционирования народного хозяйства. Началась зима, – значит, энергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство должны работать слаженно и четко. Но зима есть зима – возможны аварии, перебои в работе отопления и т.д.
Надо заметить, что все работало без особых сбоев, и до моего ухода в отставку никаких серьезных инцидентов не было. А ведь раньше у нас были случаи, когда целые города оставались без отопления, освещения, водоснабжения и т.д. Я себе ставлю в заслугу, то что несмотря на не всегда удачные кадровые назначения, тем не менее работа всех звеньев аппарата управления проходила в целом нормально.
Анализируя то, что происходит сейчас, не надо особого ума, чтобы заметить – управления, как такового, в стране нет. Решения принимаются ситуативно, без серьезного анализа и чаще всего даже без необходимого оформления, что для государственных документов недопустимо.
В эти дни начался захват зданий областных администраций на Западе Украины.
Собрав послов стран ЕС в здании Министерства иностранных дел (т.к. здание Правительства было ещё блокировано), я задал им прямой вопрос: «Как Вы оцениваете действия так называемых мирных манифестантов, нападающих на сотрудников правоохранительных органов, захватывающих правительственные здания и блокирующих работу центральных государственных учреждений?».
В ответ – молчание и невнятные призывы к мирным переговорам.
Тогда я напрямую обратился к послу Германии и спросил его: «Как бы действовало федеральное правительство в подобной ситуации, если бы штурмовали здание бундестага и ведомство федерального канцлера?». Этот ответ до сих пор стоит у меня в памяти. «У нас это невозможно. Германия – демократическая страна», – ответил высокомерно посол. Вот так-то, а у нас, значит, все позволено.
Эта встреча показала мне, что на объективность дипломатов западных стран рассчитывать не приходится.
Первые отклики западных средств массовой информации также показали предвзятость и заангажированность в подаче информации. Появились материалы о «жестокости» наших правоохранительных органов, впервые начали звучать придуманные шаблоны «кровавый режим», «кровавый диктатор», «коррупционный режим» и т.д. Появились статьи о народном восстании, хотя в целом в стране, за исключением трех западных областей, обстановка не только оставалась спокойной, но и в самом Киеве, стоило отойти от Крещатика на сто метров, столица жила обычной жизнью. В те дни я побывал во всех районах столицы, на предприятиях, стройках. Создавался какой-то разительный контраст между в целом спокойной жизнью столицы и хаосом и агрессией в правительственном районе Киева.
В течение с 4 по 9 декабря специальные части правоохранительных органов, подкрепленные прибывшими с мест подразделениями, мягко, без особых столкновений вытеснили «манифестантов» и разблокировали здания Правительства, Верховной Рады.
Были освобождены ул. Грушевского до Европейской площади, ул. Институтская до гостиницы «Украина». Чтобы предотвратить повторение попыток штурма везде были выставлены заслоны. Важно отметить, что даже в эти напряженные дни ни у кого из правоохранителей, стоящих в заслонах, не было табельного огнестрельного оружия. Это к слову сказать о «кровавом режиме» и т.д.
Кукловоды переворота прекрасно знали об этом и делали все, чтобы нагнетать истерию, парализовать волю руководства страны к защите демократии и Конституционного строя.
Президент возвратился из Китая. Успех визита был колоссальный. Было подписано более 20 важнейших соглашений. Впервые в истории перед Украиной открывались громадные перспективы развития с таким колоссальным рынком, как китайский. Впереди предстоял визит Президента в Россию и оформление не менее важных перспективных договоренностей. Но украинские телеканалы, СМИ – как будто не заметили этих прорывных и важнейших для страны событий. Продолжала нагнетаться истерия, темы репрессий.
Президент втянулся в беспрерывные переговоры, консультации. Совершенно очевидно, что необходима была немедленная разработка и реализация государственной программы урегулирования ситуации, по меньшей мере обсуждения срочных мер хотя бы в узком кругу, в рамках Совета национальной безопасности и обороны. Однако ничего этого не было сделано, достаточно сказать, что РНБО так и ни разу за все время кризиса не собрался, и не принял никаких решений.
Единственное, что было проведено – это организация по линии Партии Регионов в Мариинском парке Антимайдана. Каждый день со всей страны в Киев съезжались тысячи людей. Шел постоянно действующий митинг. В основном это были представители Юго-Востока, но участвовали также и активисты из Центральных и Западных областей. УкроСМИ в основном замалчивали это мероприятие, а если и показывали, то обычно в негативном свете.
На какое-то время ситуация в столице «застыла», но а как она развивалась дальше, об этом в следующий раз.