Успехи армии Сирии подталкивают саудитов и Турцию к вторжению
Представители официальной Анкары пытаются завуалировать сообщения о намерении Турции начать наземную операцию или наземное вторжение в Сирию.
Такое опровержение в пятницу передало агентство Reuters со ссылкой на неназванный турецкий источник. Тем не менее накануне глава турецкого правительства Ахмед Давутоглу заявил, что «Турция имеет право принимать любые меры для защиты своей безопасности».
Так премьер-министр Турции ответил на заявление официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова о том, что отказ Турции от пролета российских наблюдателей является попыткой скрыть подготовку к военному вторжению в Сирию.
Если Турция открещивается от подготовки к наземной операции, то саудовские военные не скрывают намерений. «Сегодня Саудовское Королевство объявило о готовности задействовать наземные войска в рамках возглавляемой США коалиции против ИГИЛ, потому что теперь у нас есть опыт в Йемене», — заявил советник министра обороны Саудовской Аравии генерал Ахмед Ассери, которого цитировала Al Jazeera.
— Мы знаем, что воздушных ударов недостаточно, наземная операция необходима. Мы должны объединить их, чтобы достичь лучшего результата, — добавил он.
Эр-Рияд может направить в Сирию несколько тысяч военных, отметила The Guardian со ссылкой на источники в королевстве. Отметим, что, по утверждению издания, наземную операцию в Сирии саудовцы могут скоординировать с Турцией. Так, Эр-Рияд и Анкара уже организовали орган по координации в военной сфере несколько недель назад.
Нынешнее фигурирование Турции в планах саудовцев по наземной операции лишь усиливает возникшие подозрения. Напомним, Турция пошла на нарушение Договора об открытом небе и запретила наблюдательные полеты российской авиации.
Наземную операцию Эр-Рияд готов начать при условии ее согласования командованием международной коалиции во главе с США, добавил представитель минобороны Саудовской Аравии Ассери. Он предположил, что такое решение может быть принято на саммите НАТО в Брюсселе на следующей неделе.
В эфире телеканала «Аль-Арабия» Ассери пояснил, что Саудовская Аравия может высвободить необходимые для наступления в Сирии силы благодаря успехам йеменской операции, в которой королевство участвует с марта 2015 года.
«Очень благоприятная новость» и «сигнал для России»
Глава Пентагона Эштон Картер уже приветствовал готовность Саудовской Аравии к участию в наземной операции в Сирии и назвал ее «очень благоприятной» новостью. Он отметил, что активизация союзников в регионе позволит США более энергично бороться против боевиков террористической группировки.
Картер сообщил, что обсудит данное предложение Саудовской Аравии с представителями королевства на следующей неделе в Брюсселе.
При этом официальный представитель американского дипломатического ведомства Джон Кирби заявил, что Госдепартамент не комментирует сообщения о готовности Саудовской Аравии направить свои войска в Сирию.
«В Йемене уже всех победили?»
Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала готовность Эр-Рияда к наземной операции с иронией: «Боюсь спросить, а в Йемене всех уже победили?» — написала она на своей странице в Facebook.
Напомним, в Йемене к власти пришли шииты, которых поддерживает Иран. Саудовская Аравия расценила эти события как государственный переворот и в марте 2015 года ввела свои войска на территорию Йемена.
Саудовская Аравия одной из первых среди арабских стран присоединилась к коалиции, возглавляемой США против ИГИЛ в сентябре 2014-го и нанесла несколько воздушных ударов по целям в Сирии.
Однако ее активность быстро снизилась после вмешательства в Йемен, заметила The Guardian. Намеки о том, что саудовцы могут использовать наземные войска, были и в прошлом, однако нынешнее сообщение носит серьезный, официальный характер, указало издание: «Саудовскую Аравию все чаще называют „колыбелью экстремистов“, и она намерена сделать все, чтобы продемонстрировать свою решительность в борьбе с ИГИЛ».
«Нынешние усилия по борьбе с ИГИЛ разочаровывают, — отметил The Guardian саудовский аналитик Мухаммед Aлиахия.
«Все больше создается впечатление, что ни одна из сил (кроме повстанческих групп) не готова бороться с ИГИЛ. Режим Асада, Иран, Россия и „Хезболла“ заняты борьбой с оппозицией Башара аль-Асада лишь с одной целью — сохранить Асада у власти».
Бывший помощник министра обороны США Лоуренс Корб отметил Al Jazeera, что введение наземных войск серьезно изменит ход военных событий. Он также добавил, что такой поворот может дать сигнал России, чьи удары с воздуха значительно способствовали крупным военным успехам президента Башара аль-Асада:
— Тот факт, что саудовские войска вместе с повстанцами будут бороться против правительства, говорит о значительной эскалации конфликта. Надеюсь, это заставит русских вернуться за стол мирных переговоров, вместо того чтобы думать, будто они могут создать мини-государство алавитов в Сирии, — подчеркнул он.
«В ответ на предательский удар Турции создана ПВО»
Турция при применении авиации в Сирии должна в полной мере придерживаться положений российско-американского меморандума о безопасности полетов в арабской республике, предупредил замминистра обороны России Анатолий Антонов. «Такие заверения поступили от США», — отметил он.
Антонов напомнил, что «в рамках меморандума американцы обязались не только проинформировать всех участников коалиции о существе договоренностей, но и гарантировать, что все ее участники будут строго руководствоваться положениями этого документа».
«Однако турецкие военные, которые формально входят в американскую коалицию, отказались подтвердить свою приверженность меморандуму, заявив, что данный вопрос относится к компетенции МИД. Более того, они в одностороннем порядке заблокировали линию „горячей связи“, не отвечая на наши срочные запросы. В итоге 24 ноября ВВС Турции вероломно был сбит российский бомбардировщик, погибли российские военнослужащие», — добавил он.
Антонов подчеркнул, что в ответ на предательский удар со стороны турецкой авиации была создана группировка ПВО.
«Она позволяет заблаговременно обнаруживать угрозу российским самолетам, выполняющим боевые задачи в Сирии, и при необходимости применить адекватные меры для обеспечения безопасности их полетов», — сказал замминистра.
В ответ глава турецкого правительства Ахмед Давутоглу заявил, что «Турция имеет право принимать любые меры для защиты своей безопасности». При этом добавил, что Москва подобными высказываниями пытается «отвлечь внимание от своих преступных действий в Сирии».
Против «клиентов» воевать не будут
Вступление в войну Турции и Саудовской Аравии против сирийских вооруженных сил будет означать неизбежное столкновение их с Вооруженными силами Российской Федерации, подчеркнул военный аналитик, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Последствия будут очень тяжелыми, риск третьей мировой станет реальностью, полагает эксперт.
«Если Турция и Саудовская Аравия будут воевать против ИГЛИ, встает вопрос, против какой их части, — продолжает Сивков. — ИГИЛ — это конгломерат самых разных организаций, структур, среди которых есть те, кто замкнуты на Саудовскую Аравию, выполняют их указания и, по сути, являются их клиентами, а есть те, кто ориентируются на Турцию».
Возможности по противодействию боевикам у Саудовской Аравии относительно невелики, констатирует эксперт. «Технически эти войска оснащены достаточно хорошо, саудовская армия, наверное, самая совершенная в техническом отношении на Ближнем Востоке. Но уровень подготовки личного состава невысок, я бы даже сказал, низкий, а морально-психологическая подготовка войск, готовность сражаться и умирать ничтожно низкая, — подчеркивает Сивков.
«Этим обусловлена неэффективность саудовской операции против хуситов в Йемене, она неуспешная».
«Высока вероятность танковых столкновений»
«У турок достаточно хорошо подготовленные вооруженные силы, — отмечает Сивков. — В принципе, они вести боевые действия могут, и довольно успешные. Однако в случае, если они начнут боевые действия против курдов или против сирийской армии, у них в тылу может „взорваться“ курдское ополчение».
Но при этом у турок уровень технической оснащенности можно оценить как средний. Если сопоставлять с вооруженными силами Сирии, которым наши поставили в последнее время довольно современное оружие, то может оказаться, что турецкие вооруженные силы будут в техническом отношении даже менее подготовленными, чем сирийская армия.
«Основной парк танков у турецкой армии представлен в основном достаточно устаревшей техникой: американские танки М-60 и немецкие Leopard-1A2. Эти танки значительно уступают по боевым возможностям Т-90, которые уже есть в сирийской армии, модернизированным Т-72БМ. Особенно М-60, — поясняет эксперт. — Вероятность того, что в случае вторжения турок там будут иметь место танковые столкновения, высока».
Средства противовоздушной обороны Турции представлены американскими комплексами Hawk ранних модификаций. Современных комплексов у турок нет.
— Флот Турции на данном этапе более мощный, чем российский, — отмечает Сивков. — И проблемы с турецкими подводными лодками у нашего побережья будут, и очень серьезные, если у нас возникнет конфликт с Турцией. Возможности Сирии несопоставимы — турецкий флот мощнее. Но все будет решаться на континенте.
Основной парк самолетов Турции — F-16, которые уступают самолетам России новейших модификаций, таким как Су-35, Су-34, Су-30, но превосходят сирийские. По уровню боевой выучки турецкие пилоты считаются достаточно хорошо подготовленными летчиками.
Угроза черноморским проливам
«В военно-стратегическом отношении и Турция, и Саудовская Аравия находятся в очень выгодном положении, — отмечает Сивков. — Турция имеет непосредственную границу с Сирией и имеет возможность обеспечивать действия группировки непосредственно со своей территории.
Сирия, у которой в ходе гражданской войны разгромлена военная промышленность, может опираться только на поставки из России. Однако турки — можно не сомневаться в этом случае — будут предпринимать все меры, чтобы как минимум затруднить поставки, а возможно, заблокировать Босфор и Дарданеллы».
В этом случае возникнут проблемы со снабжением как наших, так и сирийских войск, поскольку останется только воздушный путь через Иран.
Однако закрытие проливов будет рассматриваться Россией как акт военной агрессии, и в этом случае Россия будет иметь возможность, в соответствии с международным правом, вступить войну с Турцией в полном объеме.
«Свои люди» в Дамаске и аннексия туркоманов
«И Турция, и Саудовская Аравия имеют четко определенные интересы в сирийском конфликте, оба государства фактически поддерживают те исламистские группировки, которые борются против правительственной армии Сирии. Цель вполне ясна — приведение к власти этих суннитских сил для создания в Сирии суннитского исламского государства», — отметил в комментарии старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
По мнению собеседника, целью Анкары может быть в том числе и расчленение ныне существующего сирийского государства с аннексией территорий, на которых проживает тюркоязычное население Сирии — туркоманы. «Когда-то эта территория принадлежала Османской империи», — напоминает Долгов.
Эксперт полагает, что усиление экспансионистских намерений Турции и Саудовской Аравии может быть вызвано успехами сирийской правительственной армии при поддержке российских ВКС.
— Достигнуты очень серьезные успехи в регионе Алеппо на северо-западе страны. Эти успешные действия перекрывают тот канал, по которому из Турции оказывалась поддержка вооруженным исламистским группировкам: боевиками, вооружением, иной военной помощью, — отмечает Долгов.
— Это срывает планы и Турции, и Саудовской Аравии по поддержке и приведению к власти в Сирии суннитских сил. Поэтому именно сейчас Турция намерена вступить на территорию Сирии.
Это серьезная угроза, впрочем, собеседник полагает, что Анкара не решится на масштабное военное вторжение.
«Впрочем, какая-то военная акция возможна, это совершенно очевидно», — полагает Долгов.
«Саудиты не вояки, турки проигрывают курдам на своей территории»
«Российские ВКС присутствуют в Сирии на основе межправительственных соглашений, в то время как ни Турция, ни Саудовская Аравия не имеют даже мандата ООН (как, собственно, и американская коалиция). Таким образом, действия Эр-Рияда и Анкары можно будет квалифицировать как агрессию, как вторжение», — подчеркнул востоковед, директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов.
Но, по мнению собеседника, в действиях Турции и саудитов велика доля блефа. «Саудовская Аравия не может даже справиться с Йеменом, саудиты не вояки, — подчеркивает Тарасов. — Турки же проигрывают даже на уровне войсковых операций против курдов внутри своей страны, на собственной территории. Да, турецкая армия большая, но не более того».
В нагнетании военной истерии собеседник видит в первую очередь проявление политической игры двух претендентов на ключевую роль на Ближнем Востоке.
— Надо учитывать и фактор Ирана, и заинтересованность Китая, ведется закулисная игра, и, скорее всего, речь идет о попытке давления на ключевых игроков, — полагает Тарасов.
Обстановка, в которой звучат заявления о турецкой или саудовской наземной операции — крайне сложная, констатирует эксперт.
«Женевский процесс приостановлен, прозападная коалиция разваливается, сирийская армия усиливает давление на районы, захваченные боевиками. В сторону Турции бегут игиловцы, в самой Турции, в ее восточных регионах усиливается фактор внутренних беженцев, в самой этой стране может «рвануть», — отмечает Тарасов.
Попытка инициировать локальный конфликт может быть чревата непредсказуемыми последствиями, резюмирует собеседник.
Говоря о позиции внешних игроков, Тарасов отмечает, что Евросоюз в этой ситуации, скорее всего, «попытается откупиться» — так, как он это делал до сих пор.
Пытаясь откупиться от Турции, европейцы упустили этот процесс — Анкара требует уже до 20 млрд евро на „решение проблемы“ беженцев, превращая этот фактор в средство для шантажа Европы.
Мошкин Михаил
Балтачева Марина