Киевские путчисты готовят Украину к «самораспаду»?
Складывается впечатление, будто нынешние «демократические власти» Украины считают, что любая политика возможна лишь в столице, а регионы нужны только как ресурсная база. И при таком отношении к собственным регионам Порошенко & Co рискуют уже в самом ближайшем времени нос к носу столкнуться с пренеприятнейшей проблемой — регионы уйдут в самостоятельное плавание.
Фактически, все 25 (без малого) лет украинской независимости существовала большая проблема: экономические, социальные и культурные различия между регионами украинского государства. По большому счёту, именно отказ её как-то решать, делать что-либо на практике, а не ограничиваться красивыми речами — и стоил в феврале 2014 года и «Партии регионов», и её лидеру Виктору Януковичу политической власти. Существующие противоречия между регионами (прежде всего — между западными и восточными), полускрытое неприятие, а то и явная вражда — всё это, вкупе с огромным внешнеполитическим влиянием (и финансовым «вливанием») и привело к государственному перевороту. Интересно, что многие из тех политиков, что так мастерски играли на этом факторе ради собственного пути наверх, к вершинам власти, сегодня получили в наследство эти же нерешённые проблемы. И теперь уже их политическая судьба во многом зависит от регионов. Так может, пока не поздно, приняться за решение этих проблем и устранить противоречия?
Увы, пока вся региональная политика киевских властей сводится к древнему принципу «разделяй и властвуй». С явного одобрения Соединённых Штатов Америки, главного заказчика и менеджера майданных событий, и для дальнейшего воплощения их собственной же концепции «управляемого хаоса», правительство и президент осуществляют жесткую центростремительную политику. По сути, это латиноамериканский путь, в условиях которого развитие получают лишь несколько относительно крупных центров. Всё возможное развитие которых идёт за счет периферии. Которая, в свою очередь, стремительно приходит в упадок и деградирует.
Проиллюстрируем тезис на простом примере. По данным Государственной службы статистики Украины, все регионы страны в 2015 году продемонстрировали общее падение объёмов экспорта до суммы в $ 38 млрд 134 млн 807 тысяч (это 70,7% от объемов 2014 года). Даже столица, Киев, всегда бывший в числе лидеров в этом направлении, в 2015 году снизил экспорт до 76,2%. Во всех регионах спад. Рост экспорта до 114,1% отмечен только в Винницкой области. На Украине мало для кого является секретом, что Винницкая область сегодня — это фактическая экономическая «вотчина» самого Петра Порошенко и приближённых к нему лиц. Таких, например, как Владимир Гройсман, бывший городской голова Винницы с 2006 по 2014 год, а с 27 ноября 2014 года — председатель Верховной Рады Украины.
Не в этом ли секрет экспортной успешности одного региона на фоне общего падения по стране?
И подобного рода примеров — всё возрастающее количество. Возьмём другую сферу — задолженности по зарплатам. Некогда основные промышленные и сельскохозяйственные регионы, ещё пару лет назад обеспечивающие основные поступления в ВВП государства, — сегодня на первых местах уже в новом списке. Списке областей, лидирующих по невыплатам зарплат. На январь 2016 Луганская область (без зоны так называемой АТО) — 506,8 млн гривен долга, Донецкая (тоже без зоны АТО) — 360,6 млн, Днепропетровская — 120,2 млн, Киевская — 122 млн. А вот та же Винницкая — 10 млн, Черновицкая (малая родина премьера Яценюка — 1,1 млн). Разница чувствительная, согласитесь.
В таких явных, не совсем заслуженных преференциях отдельным регионам многократно упрекали предыдущие власти Украины. Не очень, кстати, утруждая себя какими-то доказательствами. Как видим, мало что изменилось, когда некогда упрекавшие сами стали у власти. Разве что получатели преференций изменились.
Регионы начинают «прозревать»?
Нужно отметить, что подобный подход нынешних властей, когда цельная общегосударственная политика фактически подменена или банальным жонглированием всё убывающими бюджетными средствами в пользу одних, при чувствительном ущербе для других, или же некими явно политическими распоряжениями с тем же уклоном, — такой подход начинает всё больше и больше «пробуксовывать». Регионы всё чаще отказываются мириться с подобным положением вещей.
Одной из причин такой смены региональных настроений, без сомнения, стали региональные выборы в местные органы управления 25 октября 2015 года. Затевались они Порошенко & Co отнюдь не из-за какой-то особой приверженности принципам демократии. Причина была проста — выбить у бывших политических противников поддержку на местах. И хотя большого успеха постмайданным силам не удалось достичь, но в целом они могли быть довольны: былые крепкие позиции бывших регионалов были расшатаны. Но палка оказалась о двух концах: во-первых, возросли роль и влияние правых националистических сил (особенно на западе Украины); а во-вторых, местным политическим силам и отдельным политикам не только очень понравилась новая роль местного руководства, но и захотелось большего. Больших полномочий, большей политической независимости от всегда чем-то недовольного Киева, больших денег в конце концов. Во многих областных, городских и местных советах ни у кого не оказалось абсолютного большинства, и регионам пришлось учиться находить политический компромисс самостоятельно. На фоне неизменности подхода Киева «делайте, что вам говорят», это не только выглядело как явный прогресс. Это ещё и стало возможностью почувствовать свою значимость, и начать пользоваться даже теми осколками власти, что сохранились ещё на местах.
Древняя сентенция «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме» стала уже неплохим лозунгом для местных региональных элит, поскольку они увидели на примере выборов в Кривом Роге всю шаткость и хрупкость своего нынешнего положения. Когда-либо официальный Киев, либо иные политические силы (такие, например, как «Объединение Самопомощь», чьи депутаты очень активно и открыто демонстрировали своё недовольство победой не их, а оппозиционного кандидата на выборах мэра), могут просто воспользоваться ситуацией и элементарно отобрать даже те крохи власти, что есть на сегодня. Поэтому жажда больших властных полномочий для регионов становится острой необходимостью. Тем более, что Верховная Рада ещё сначала должна принять в окончательном варианте закон о децентрализации (который был проголосован в первом чтении во время скандальных событий у стен парламента 31 августа 2015). И только согласно уже этому документу, реальные полномочия местные власти получат аж после местных выборов 2017 года. А за два года, сами понимаете, много чего может случиться…
Всё это вынуждает региональные власти активизироваться в деле борьбы за реальную власть. Они и берутся. И используют для этого все возможности.
Насколько возможен сегодня украинский «бунт регионов»?
Таких возможностей в последнее время появляется всё больше. И в Киеве, обычном сосредоточении политических событий, и в регионах, где особенно чувствуют на себе все проколы и ошибки властей.
Целых два года правительства Арсения Яценюка теперь уже «тройной перегонки» (несмотря на выразительное самоназвание «правительство камикадзе» и попытки депутатов отправить его в отставку, кабмин Яценюка уже третий раз «не тонет» на слушаниях в парламенте и лишь переформатирует свой состав, гоняя министров и вице-премьеров с места на место) — это всё более углубляющаяся катастрофическая ситуация в украинской экономике, промышленности и аграрном секторе. Всего два года — и страна докатилась до фактической нищеты. По данным Института демографии и социальных исследований Академии наук, Украина всё ближе к тотальной нищете населения. В 2014-м году, в первом полугодии бедных было 27,7%. Уже за первое полугодие 2015-го года — 53,5% населения не дотягивали до фактического прожиточного минимума. А это на то время было 2,2 тысячи гривен. Если учесть, что произошел более чем 40%-й рост цен на все продукты и услуги, а реальная зарплата снизилась, то по итогу 2015-го года будет еще рост уровня бедности в 1,2−2 раза.
То есть социальная база недовольства всё разрастается. Особенно в регионах.
Вот небольшая хроника событий за 2016 год.
— 4 января. Шахтеры «Львовугля» выходят на забастовку из-за задержек по зарплате, перекрывают таможенные переходы с Польшей);
— 27 января. Протесты под Днепропетровском. Активисты требуют созвать внеочередную сессию Новомосковского горсовета. Перекрыта трасса на Донецк;
— 29 января. Представители профессионально-технических училищ Украины в пятницу проводят митинг у здания Верховной Рады в Киеве с требованием не допустить уничтожения системы профессиональных училищ;
— 10 февраля. В Мариуполе забастовка Азовского судоремонтного завода. Рабочие недовольны невыплатой зарплаты за январь. По словам протестующих, они получили по 100−200 гривен;
— 11 февраля. В Днепропетровске снова бастуют рабочие Южного машиностроительного завода.
Это совсем небольшой срез событий за довольно короткий период. Но есть в нём определённые объединяющие черты. Все они имеют протестный характер, везде выражается острое недовольство действиями властей. Все они, так или иначе, касаются украинских регионов. И обо всех них почти ничего не было сказано в основных украинских СМИ.
Конечно, было бы несправедливым утверждением, что власти Украины замкнулись в своей «башне из слоновой кости». И совсем не реагируют на рост недовольства. Президент Порошенко, например, 22 февраля съездил с рабочей поездкой в регионы. В Винницкую область, кстати. У депутатов Верховной Рады до 15 марта — работа с избирателями и во фракциях.
А премьер Яценюк после своего знаменитого приказа от 9 января 2016 всем министрам ездить по регионам на днях, в качестве примера, съездил с министром внутренних дел Арсеном Аваковым в Харьков, где проинспектировал полицию, почтил «память жертв Голодомора» и поговорил о диверсификации мировых рынков. Очень важно, актуально и своевременно. Тем более, что в прошлый раз вырывался в поездку по регионам Украины только в октябре. В Черновицкую область, кстати. Видимо, некогда за зарубежными поездками.
Такой «барский подход» центральных властей к регионам Украины уже давно вызывает не просто недовольство. Нарастает вполне нешуточный протест. Когда всё углубляющаяся экономическая катастрофа, полное отсутствие какой-либо цельной региональной политики, нежелание хоть как-то помочь с решением местных вопросов, рассматривание и регионов, и их новых-старых элит лишь как «дойных коров» для столицы, — всё это делает ситуацию практически во всех областях Украины всё менее управляемой. И всё более взрывоопасной. Бунт регионов из затасканной политической страшилки вот-вот может превратиться в ужасную реальность.
Какие перспективы?
При таком подходе руководства ко всё нарастающим проблемам регионов как-то всё больше веришь в то, что регионы могут и перестать ждать 2017 года, года окончательной децентрализации и увеличения собственных полномочий. Почти полное игнорирование их проблем просто вынуждает регионы и их элиты к поиску собственных путей для выживания. Стоит только где-нибудь на Украине местным властям и элитам уяснить простую истину о том, что обещанной власти и обширных полномочий от Киева они вряд ли дождутся (даже в 2017-м году) — как желание брать власть в свои руки и играть уже по своим правилам станет решающим.
И тут может сработать «эффект домино» — парад региональной самостоятельности может начаться после чьей-то первой же попытки. А вот кто станет первым? Закарпатье, чей местный бюджет страдает из-за чьих-то попыток блокировать транспортный транзит через этот регион в угоду сиюминутным политическим интересам? Днепропетровск, где мэр Борис Филатов продолжает игры с переименованиями (что может стоить городу до 200 миллионов долларов), где рабочие крупнейших предприятий сидят без работы и без денег, а у людей за долги по ЖКХ просто отбирают квартиры? Херсон, где местные власти боятся высунуть нос из своих офисов, а реальная власть начинает всё больше сосредотачиваться в руках иностранных наёмников? Похоже, узнаем в ближайшее время.
Тем более, что некоторые факты это уже косвенно подтверждают. Госсекретарь Джон Керри допустил распад Сирии, если заключённое на днях перемирие не будет выполняться. Помнится, операцию в Сирии США затеяли немногим раньше Украины. И условия перемирия (Минск-2) в зоне антиреррористической операции тоже не шибко-то и соблюдают…
Когда ждать допущения по Украине?..