Два года президентства Порошенко: итоги
Два года назад украинцы избрали своим президентом Петра Порошенко.
Что обещал Порошенко и что выполнил?
С той поры его рейтинг упал с 54 до 10%. Что стало тому виной?
Начнем с того, что, собственно, совершенно непонятно, как Порошенко вообще «пролез» в президенты. До 2014 года о нем знали в лучшем случае как о владельце «Рошена», а также как о политике-однодневке при предыдущих президентах. Популярность его у толпы на Майдане была околонулевой.
Самое жаркое время — февраль 2014 года — Порошенко отсиживался в максимально безопасных местах, а политические очки зарабатывали кто угодно, но только не он — Тягнибок, Кличко, Яценюк, Тимошенко, наконец. Поэтому совершеннейшим сюрпризом стал первый постмайданный соцопрос в конце февраля — вдруг оказалось, что Порошенко поддерживают чуть ли не 20% населения страны, причем он далеко обошел всех своих конкурентов.
Соцопрос проводил Киевский международный институт социологии и есть сильнейшие подозрения, что «исследование» был проплачено Порошенко с целью убедить страну в собственной незаменимости и безальтернативости. Как известно в социальной психологии, это нередко действует, и в растерянной стране, где стоял выбор между озверелыми радикалами и хоть чуть-чуть человекоподобным Порошенко (не в смысле высоких моральных качеств, а в плане умеренности и прагматизма) народ подарил Пете его единственный шанс.
Так на украинский «престол» взошел откровенный «галантерейщик» без каких-либо выдающихся качеств. Можно без малейших сомнений утверждать, что это наиболее серый из всех предыдущих украинских лидеров. Толстая физиономия в совокупности с «шоколадным» бизнесом как будто нарочно создавали имидж одного из Трех Толстяков.
Свое правление Петро начал с обещаний, несколько обескураживающих даже на фоне привычного безудержного фразерства украинской политики. Так, например, он обещал сперва закончить АТО за «считанные часы». Потом «часы» выросли до двух недель, а в конце 2014 года — аж до трех.
Это говорит о том, что определенное взаимодействие с реальностью у первого лица Украины начало понемногу налаживаться, но очень, очень медленно. До трезвого взгляда на вещи еще чудовищно далеко — взять хотя бы недавние слова Порошенко о том, что совсем скоро украинцы будут петь свой гимн на «Донбасс-арене». Интересно, скоро — это когда: через «считанные часы» или «три недели»?
Разумеется, владелец «Рошена» еще до выборов горячо клялся, что свой главный актив в случае избрания президентом он тут же продаст. Продает, как известно, до сих пор, а как-то раз люди из его ближайшего окружения даже сказали, что ничего подобного он не обещал. «Вы просто всё неправильно поняли!».
Масла в огонь подлил «панамский скандал», из которого выяснилось, что Петя не только нарушает конституционное правило о несовместимости бизнеса и пребывания на властной должности, но и преспокойно выводит бабло из ридной краины, обманывая ее законы. А недавно у нашего «бессребреника» журналисты нашли еще и завод в Германии…
Количество президентских обещаний вот-вот, уже на следующей неделе подарить украинцам безвизовый режим многократно превышает даже число его обещаний вот-вот, «в считанные часы», закончить войну. Воз, как известно, и ныне там — Европа с традиционным для нее лицемерием то обнадеживает, то осаживает, и конца краю этому не видно. Порошенко же бессилен что-либо изменить — он полностью зависим от своих «партнеров».
При Порошенко Украина превратилась в самую настоящую американскую колонию. Ситуация, когда американские политики (Байден, Нулланд) определяют кадровую политику «независимого» государства — это самый настоящий позор. Да что там кадровая политика — мне недавно встретился заголовок «США помогут Украине с отопительным сезоном». Кажется, независимости осталось лишь на самостоятельный выбор дизайна трамвайных билетиков…
Что самое смешное, даже американское внешнее управление оказалось бессильно против неискоренимой украинской коррупции — всесильный Байден и могучая Нулланд больше года безрезультатно боролись против хитроглазого генпрокурора Шокина, президентского протеже. Это вылилось в резонансную статью в «Нью-Йорк Таймс», которую потом Порошенко с обнаружившейся у него склонностью к изреканию глупостей, назвал в прямом эфире результатом гибридной войны против Украины, обвинив тем самым крупное американское СМИ в работе на Россию.
Лозунг «Жить по-новому», с которым шел «Порох» на президентские выборы, теперь звучит ужасно смешно — особенно в контексте назначений Владимира Гройсмана, земляка президента, который побывав спикером, стал затем премьером. Так Порошенко «избавляется» от кумовства во власти — а ведь есть еще и Юга Луценко, еще один порошенковский куманёк, сменивший Шокина на посту генпрокурора. Теплая компания, «у нас тут своя атмосфэра».
При Порошенко, и с его ведома и согласия, были совершены многочисленные военные преступления против народа Донбасса, а также бесчисленные нарушения прав человека в отношении вынужденных переселенцев, которых лишали пенсий и пособий по подозрению в «сепаратизме».
Порошенко и его сподвижники в несколько раз повысили цены на коммунальные услуги, поставив десятки миллионов людей на грань нищеты и голода этими непосильными тарифами. Была заявлена национальная идея «энергонезависимости» в виде отказа от российского газа и донбасского угля, и то, и другое с треском провалилось, но расплачивался за авантюры народ.
Одним словом, 10% рейтинга — еще не самое дно для Порошенко. Он уверенно идет к рекорду Ющенко, сумевшего растерять всю популярность абсолютно бездарным руководством. Придет срок новых президентских выборов — и Петя вернется к своим шоколадным делам, которые он благоразумно не спешит продавать. Но это идеальное для Пети развитие событий.
Потому что не исключена вероятность, что до выборов дело не дойдёт.