Политика

Вашингтон заставляет Варшаву и Киев идти на компромисс в вопросе геноцида поляков

…Сначала послом Польши на Украине был назначен Ян Пекло, пытающийся удалить из сферы публичного дискурса тему Волынской резни. По словам Я. Пекло, «на протесты поляков против трезубца и Бандеры можно не обращать внимания».

Затем лидер партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский заявил, что он не хочет видеть 11 июля Днём памяти и мученичества кресовян, то есть жителей польских «кресов» — территорий Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы, входивших в 1918-1939 гг. в состав Польши. Дата 11 июля 1943 г. — начало «кровавой недели», открывшей полосу зверств ОУН-УПА на Волыни, когда за несколько дней украинские «герои» по заданию вождя Степана Бандеры уничтожили 99 польских сёл вместе с жителями — от младенцев до древних стариков. «Кровавая неделя» стала прологом к Волынской резне, унёсшей около 150 тыс. жизней.

Смысл выступления Качиньского заключается в исторической подмене: он предложил сделать Днём памяти и мученичества не 11 июля, а 17 сентября – дату начала в 1939 году освободительного похода Красной армии, итогом которого стало воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии с УССР и БССР. К моменту действий Красной армии польское государство перестало существовать, поскольку правительство сбежало из страны. В военном плане поход РККА ограничился локальными стычками с разгромленной немцами польской армией и освобождением захваченных ранее Польшей украинских и белорусских земель.

Здесь надо напомнить, что партия ПиС пришла в прошлом году к власти во многом благодаря голосам кресовян. «Геноцид на Волыни и положение польского нацменьшинства на востоке никогда не будут для нас предметом политического торга», — убеждал избирателей перед прошлогодними парламентскими выборами представитель ПиС Ян Дворчик, позже назначенный ответственным за контакты с польской диаспорой.

«Преступления, совершённые УПА против наших соотечественников, должны быть названы геноцидом. Я не допущу никаких оправданий того, что произошло в то страшное время нашей истории», — вещал тогда лидер ПиС Ярослав Качиньский.

В итоге больше всего голосов на парламентских выборах как в 2011-м, так и в 2015 году «Право и справедливость» получила в приграничном с Украиной Подкарпатском воеводстве, где ещё остались живые свидетели Волынской резни. Избрание на пост президента Польши члена ПиС Анджея Дуды в мае 2015 г. также стало возможным благодаря поддержке кресовян.

Однако, оказавшись у власти, ПиС сделала разворот на 180 градусов. Нашлись и «объяснения» такого изменения позиции. Евродепутат от ПиС Рышард Чарнецкий говорит: «Польша — самый главный адвокат Украины на международной арене. Польша не ставит Украине никаких условий, потому отношения с Украиной имеют для Польши стратегическое значение».

На запрос депутата сейма Роберта Винницкого об отношении МИД Польши к культу ОУН-УПА на Украине представительница МИД Катажина Касперчик ответила, что «…нельзя украинцам отказывать в праве прибегать к использованию патриотических образов [? – В.Г.] из относительно короткой истории их страны».

Поляки поняли, что их политики в очередной раз их надули. Эффект разорвавшейся бомбы вызвала в Польше новость о поездке делегации ПиС в Киев для консультаций по вопросу о том, как быть с Днём памяти и мученичества кресовян. С украинской стороны в консультациях участвовал известный фальсификатор истории, директор Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович, поставленный руководить институтом из Гестапо (СБУ — ред). Влиятельный американский журнал Foreign Policy писал о Вятровиче, что он «ретуширует кровавые расистские эпизоды истории Украины… уничтожает в архивах данные о погромах и этнических чистках».

Сегодня польские власти не только отказываются публично обсуждать тему Волынской резни, но и стараются помешать делать это другим. Войцех Смажовский, режиссер фильма «Волынь», который выйдет в прокат 7 октября, рассказал о том, что банки, фирмы и корпорации, традиционно финансирующие польский кинематограф, отказались от поддержки его фильма, когда узнали содержание сценария.

Комментируя скорый выход фильма В. Смажовского на экраны, Магдалена Гавин, представительница Министерства культуры и народного достояния, в интервью телеканалу Republika попыталась увести внимание зрителя в сторону, заявив, что Волынскую резню спровоцировала… Германия. На что писатель и драматург Станислав Сроковский (фильм В. Смажовского «Волынь» — экранизация одного из его произведений) прямо спросил по поводу такой позиции официальной Варшавы: это ли не предательство?

Организации кресовян, видные представители культуры и науки Польши обратились с требованием к польскому правительству, сейму и сенату с требованием дать разъяснения по поводу отказа Я. Качиньского объявить 11 июля Днём памяти и мученичества кресовян и ответить, подвергались ли польские власти давлению извне в данном вопросе.

Думается, что ответ на этот вопрос очевиден. Сговор двух режимов — проамериканского польского и проамериканского необандеровского украинского — налицо. Одна сила, которая заставляет их идти на компромисс — Госдеп США, для которого важно, чтобы польское и украинское пушечное мясо не ссорилось друг с другом ради эффективного продвижения американских интересов.

Польские власти надеются, что им удастся удержать украинский национализм под контролем и направить его острие в сторону России. Однако от ответственности за возрождение неонацизма у восточных границ Евросоюза польским властям не уйти.

Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть