Евросоюз продлил санкции, но готовится к их смягчению
Евросоюз продлил санкции против России – в четвертый, но можно смело утверждать, что в таком виде и в последний раз. Уже ясно, что автоматически они больше продлеваться не будут. Все больше стран ЕС требует как дискуссии о самих санкциях, так и выработки механизма их ослабления. Европа просто не может себе позволить войти в следующий год в условиях напряженных отношений с Россией.
«Кремль всегда говорил, что антироссийские санкции это проблема тех, кто их ввел – и сейчас мы видим, как санкции становятся внутриевропейской политической головной болью»
Санкции Евросоюза против России будут продлены на следующие полгода – это вопрос согласован постпредами стран ЕС, а окончательно решение будет утверждено на саммите европейских лидеров через неделю.
Вопрос продления санкций со стороны ЕС стал уже традиционной сезонной темой дня наших и европейских СМИ – два раза в год, в декабре и июне, они продлеваются, что становится поводом для бурного обсуждения, гаданий и прогнозов. Но хотя за почти два года действия санкций они продлевались уже трижды, нынешнее, четвертое продление, отличается от предыдущих.
Каждое пролонгация дается ЕС с все большим трудом – но в этот раз идет уже практически публичная дискуссия о необходимости смягчения санкций. Более того, об этом говорят уже не только оппозиционные политики, но и представители правящих партий. Естественно, ни о каком простом снятии речи идти не может. Европейские лидеры не могут ни пренебречь атлантической «солидарностью» (проще говоря, англосаксонским давлением), ни выставить себя перед собственными избирателями непоследовательными и уж тем более слабыми политиками.
Нужно придумать обоснование для постепенного смягчения санкций – и именно этим все последние полгода занимались многие европейцы. Причем вовсе не по причине своей русофилии или «работе на Путина» — нет, Европе самой нужны нормальные торговые, да и политические отношения с Россией. Все разумные европейцы понимают, что давлением от России ничего не добиться. Тем более, что и цели давления обычным европейцам просто не понятны.
Чего хочет ЕС от Москвы? Чтобы она отдала Донбасс Киеву? Но этого не будет – не говоря уже о том, что борьба за европейскую Украину не пользуется популярностью у европейских избирателей. Даже через завесу русофобской пропаганды очень многие понимают, что Европа залезла в чужой огород, в «спор славян между собой», вмешалась в дела русского мира. Наказав Россию санкциями, европейцы ударили и по самим себе – экономические связи были настолько сильными, что в каждой европейской стране это почувствовали.
Да и с геополитической точки зрения ЕС вовсе не с руки попадать в еще большую зависимость от США – а именно это и происходит по мере продолжения конфликта с Россией. Санкционная война с Россией усиливает атлантическое и проамериканское лобби в ЕС – а зачем это нужно той же Франции? Даже проатлантические политики, такие как бывший президент Саркози, выступают за поэтапную отмену санкций – потому что думают о своем политическом будущем. А тех, кто не думает о нем, среди европейских руководителей нет – всем скоро переизбираться.
В следующем году пройдут выборы во Франции и Германии, год спустя – в Италии. Результаты местных выборов в этих странах демонстрируют явный рост влияния евроскептиков – а санкции против России это один из примеров «безумства Брюсселя» и сильнейших аргументов в агитации против «жертвующих национальными интересами» правящих элит. Правящие социал-демократы и Христианско-социальный союз в Германии, Демократическая партия в Италии, социалисты во Франции и так находятся под ударом евроскептиков (как правых, так и левых), и они просто не могут идти на выборы с жесткой позицией по России, непопулярной как в обществе, так и, особенно, среди большой части бизнес-элит.
Ни в Голландии с Австрией, ни в Испании с Грецией не хотят «европеизации Украины», тем более ценой разрыва связей с Россией – и это не может не учитывать ни один европейский политик. Если Меркель и Олланд не имеют политического будущего, то их противники, партнеры по коалиции (как в случае с Германией) и даже однопартийцы не собираются заканчивать свою карьеру в 2017 году. И это значит, что к концу следующего года правящие европейские партии должны будут предъявить избирателям программу выхода из кризиса европейско-российских отношений и успокоить бизнес, который вовсе не намерен отказываться от выгодных контрактов и совместных проектов (вроде газопроводов).
Кремль всегда говорил, что антироссийские санкции это проблема тех, кто их ввел – а мы не будем просить об их отмене. И вот теперь наступил момент, когда европейские политики уже даже не могут делать вид, что санкции это не их проблема. Нет, теперь это в первую очередь их головная боль.
Что бы начать ослабление санкций, нужно придумать повод. А так как все упирается в выполнение невыполнимых минских соглашений, то нужно изобразить дело так, будто они выполняются. Сейчас все упирается в позицию Киева – там не хотят и не могут принять предусмотренные соглашениями законы. ЕС надеялся, что Вашингтон надавит на Украину – но американцы не заинтересованы в выкручивании рук киевской власти, понимая, что принятие «предательских» законов может вызвать острейший приступ внутриполитического кризиса и ускорить дезинтеграцию незалежной. Значит, нужно найти такую формулировку, которая позволяла бы европейским правительствам сообщить своим избирателям, что в выполнении Минска есть прогресс.
Как будут доказывать «прогресс»? Проставлением галочек напротив минских пунктов – принятие законов, проведение выборов. Так, во вторник Франсуа Олланд сказал, что считает возможным поэтапную отмену санкций против России по мере выполнения Минских соглашений – «в плане безопасности мы видим значительные сдвиги, но пока не выполнено требование об изменении избирательного законодательства, проведении выборов и освобождении заложников».
Слова «мониторинг», «частичное выполнение», «заметный прогресс» и «поэтапная отмена» в ближайшее время станут самыми употребляемыми в выступлениях европейских политиков и еврочиновников. Начинается период подготовки общественного мнения.
Как сказал в понедельник в интервью Euronews глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, на данный момент совершенно ясно, что в июне мы будем продлевать санкции:
Приезжавший на прошлой неделе в Петербург Юнкер по сути задал тональность обсуждения и направление движения к декабрю, когда в следующий раз будет стоять вопрос о продлении санкций: к этому времени нужно придумать доказательства «прогресса». Представители национальных правительств высказываются еще конкретнее – дискуссия об условиях продления должна пройти уже на ближайшем саммите ЕС, который пройдет через неделю.
Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро заявил, что сегодня условия для снятия санкций не выполнены, «минские соглашения не выполняются, есть подвижки, но недостаточные», но при этом продление санкций не должно быть автоматическим, его необходимо всесторонне обсудить:
Еще более откровенны были словаки, которые будут председательствовать в ЕС в ближайшие полгода. Министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчек сказал, что европейское правительство больше не может игнорировать политическое давление в некоторых странах ЕС, которые все громче начинают требовать пересмотра санкционной политики в отношении России. Необходимо европейское обсуждение, сказал Лайчек, поскольку существует «растущий спрос на политическую дискуссию»:
А бизнес-элиты вообще говорят прямым текстом о своем недовольстве тем, что санкции не смягчены уже сейчас. Глава палаты экономики Австрии Кристоф Ляйтль заявил, что «после позитивного сигнала, отправленного президентом Владимиром Путиным, такая реакция Евросоюза разочаровывает». Он считает, что ЕС следовало бы принять решение о поэтапном смягчении санкций, чтобы пойти навстречу России.
Не надо ждать, что европейские политики пойдут навстречу России – но вот игнорировать одновременно и собственные бизнес-элиты, и избирателей они точно не могут. Пускай идут им навстречу – а мы посмотрим, успеют ли они и поможет ли им это сохранить власть.